IT-стратегия

Модели развития бизнеса

Как устроен традиционный бизнес? Это модель «от производства», когда компания производит продукт, а потом ищет пути для его сбыта (см. рис. 1). Действуя в соответствии с традиционной моделью, компания постоянно пытается найти пути сбыта выпущенной продукции. При этом в процессе производства возникает ряд следующих проблем:

  • Производство товара, еще не востребованного рынком, сопряжено с появлением издержек — нужно платить за услуги и товары поставщиков (комплектующие, сырье, электричество и т. п.) или выплачивать проценты по банковским кредитам.

  • Необходимость складирования и транспортировки товара, причем не обязательно в том месте, где его купят.

  • Необходимость проведения специальных рекламных и маркетинговых кампаний, чтобы побудить клиента к покупке именно данного товара (который, может быть, ему и не нужен).

  • Степень удовлетворенности клиента остается на очень невысоком уровне, потому что он вынужден покупать то, что рынок готов ему предложить в настоящий момент.

В силу всего перечисленного эта модель развития бизнеса становится неэффективной, потому что требует больших затрат на организацию работы, неизбежно отражающихся на себестоимости конечной продукции, и в конечном итоге влечет за собой снижение рентабельности производства.


Модель бизнеса «от производства»
Рис. 1. Модель бизнеса «от производства»

Реалии современного бизнеса состоят в том, что эффективное использование IT позволяет перейти к принципиально новой модели бизнеса — «от клиента», когда товар производится по запросу потребителя в соответствии с его пожеланиями (см. рис. 2). В бизнесе все сильнее проявляется тенденция адаптации предложения под требования конкретного клиента: у клиента появляется возможность заказать то, что ему нужно, а производитель будет это выпускать. Отношения производителя и клиента в таком случае можно охарактеризовать фразой: «Я хочу это, сделайте это для меня».

Модель бизнеса «от клиента»
Рис. 2. Модель бизнеса «от клиента»

Такой подход к организации деятельности компании дает целый ряд преимуществ для бизнеса.

  • Отсутствует проблема сбыта товара: производится то, что востребовано клиентом и рынком. Снижаются издержки, связанные с производством, перепроизводством и складированием.

  • Более точно удовлетворяются потребности клиентов. В качестве примера можно привести компанию Gap(EN) производителя одежды для самых разных потребителей: использование IT позволило ей не только выпускать одежду нестандартных размеров, увеличив при этом объемы продаж, но и выйти на новые сектора рынка.

  • Улучшение движения финансов. Если раньше на развитие производства или создание новых услуг компания тратила свои собственные средства, то теперь зачастую сам клиент выступает беспроцентным «кредитором» производства, так как он оплачивает товар еще до его производства — на стадии заказа.

Использование модели бизнеса «от клиента» становится возможным только тогда, когда производство способно гибко реагировать на меняющиеся потребности клиентов, что сопряжено с появлением новых тенденций в индустрии и новых технологий. Однако такая организация управления требует продуманного применения IT: только компания, способная эффективно накапливать, передавать и использовать информацию, может активно искать клиента, управлять спросом и реагировать на вновь возникающие потребности бизнеса.



Новые технологии и появление корпоративных информационных систем 2 из 9 Конвергенция бизнеса и информационных технологий