IT-стратегия

Четыре перспективы производственной архитектуры в соответствии с Microsoft Solutions Framework

Если взглянуть на проблемы, стоящие перед современным бизнесом, то нетрудно заметить, что ситуация на внутреннем и внешнем рынках стремительно меняется. Это требует постоянного предложения новых товаров и услуг, разнообразных по своей сложности и качеству. Чтобы сохранять конкурентоспособность, компании вынуждены осваивать постоянно меняющиеся технологии. Справляться с этой задачей позволяют следующие меры:

  • оптимизация производственных процессов;
  • совершенствование структуры организации;
  • внедрение в сжатые сроки новых технологий.

Поскольку потребность в изменениях постоянно растет, от КИС требуется достаточная гибкость, чтобы поддерживать эти изменения. При ее создании и модернизации необходимо иметь в виду, что любое предприятие обладает в большей или меньшей степени уже сложившейся архитектурой. Организация может оценивать и планировать ее, а может использовать стихийно сложившуюся архитектуру, которая совсем не обязательно соответствует задачам бизнеса.

Чтобы увязать задачи бизнеса с возможностями IT, необходимо использовать принципы и методы, которые Microsoft объединяет под понятием «производственная архитектура». Применительно к IT производственная архитектура позволяет акцентировать внимание на целостности технологического процесса и на комплексном подходе к достижению поставленных целей.

Цель разработки производственной архитектуры — выработать логически связанный, цельный план рутинных работ и скоординированных проектов, необходимых для преобразования сложившейся структуры информационных систем и приложений предприятия к состоянию, определенному как долгосрочная цель на основе текущих и перспективных задач и процессов.

При создании КИС требуется предварительная разработка архитектуры, на основе которой и строится система. Один из основоположников современного учения о программной архитектуре Грэйди Буч в своем докладе “Software Architecture and the UML” на международной конференции UML World 1999 предложил считать, что архитектура — это набор основополагающих проектных решений относительно организации программной системы. К ним относятся:

  • выбор структурных элементов и интерфейсов, образующих систему;
  • поведение системы, определяемое взаимодействием этих элементов;
  • объединение структурных и поведенческих элементов в более крупные подсистемы;
  • стиль организации системы.

Корпорация Microsoft при построении любых информационных систем (не только с использованием архитектур, платформ и продуктов Microsoft) рекомендует применять методологию разработки приложений, получившую название Microsoft Solutions Framework (MSF). Одно из важных достоинств методологии MSF, которая во многом опирается на учение о современной программной архитектуре, состоит в том, что в результате следования дисциплине, принципам и методам, заложенным в ее основу, решения получаются комплексными, итерационными, работоспособными, с ясно определенными приоритетами.

В этом контексте модель производственной архитектуры MSF — это эффективный инструмент, который гарантирует, что деятельность информационных структур предприятия будет ориентирована именно на бизнес. Новшества важны не сами по себе, а лишь как средство организации и бизнеса. Модель производственной архитектуры MSF — это работоспособная система, в контексте которой возможен анализ существующей инфраструктуры и разработка перспективной архитектуры. Эта модель закладывает фундамент для реализации бизнес-решений с использованием современных технологий.

Модель производственной архитектуры в рамках MSF характеризуется четырьмя задачами:

  • интеграцией (сбалансированность внутрикорпоративных интересов, тесное взаимодействие бизнес-подразделений и IT-службы);
  • итерационностью (архитектура создается посредством последовательного выпуска версий решений);
  • макетируемостью (одна из целей разработки производственной архитектуры — быстро создать промежуточный, но вполне работоспособный макет);
  • учетом приоритетов (разработка архитектуры всегда учитывает необходимость обеспечения поддержки основных бизнес-процессов).

Эти четыре задачи позволяют сконцентрировать усилия IT-служб на выявлении основных бизнес-процессов, которые особенно важны для предприятия, и именно им уделить максимум внимания. Они находят свое отражение в единстве четырех точек зрения (называемых перспективами) на производственную архитектуру MSF.

  • бизнес-перспективы;
  • информационной перспективы;
  • прикладной перспективы;
  • технологической перспективы.

Бизнес-перспектива

Бизнес-перспектива состоит из совокупности стратегий и планов, цель которых — переход организации от сложившегося состояния к желаемому. Она описывает организацию работ в компании и включает в себя:

  • глобальные цели и задачи организации;
  • виды продуктов и услуг, производимых организацией;
  • бизнес-процессы, реализующие основные функции организации и связь между ними;
  • основные структуры;
  • взаимодействие всех перечисленных элементов.

Бизнес-перспективе соответствует своя бизнес-модель. Она играет крайне важную роль, поскольку создание архитектуры КИС начинается именно с рассмотрения требований бизнес-модели.

Бизнес-модель описывает цели организации и причины инвестиций в разработку IT-проекта. Здесь решаются следующие вопросы:

  • Какие бизнес-требования предъявляются к проекту?
  • Какие бизнес-задачи он решает?
  • Какие инвестиции обеспечат максимальную отдачу?
  • Насколько быстро будет выполнен проект?
  • Каковы затраты на развертывание и внедрение системы?
  • Какие платформы она должна поддерживать?
  • Сколько пользователей будут одновременно работать с системой?
  • Насколько важна защита данных?
  • Насколько надежной должна быть система?
  • Когда потребуется замена или модернизация системы или ее компонентов?
  • Как быстро должны учитываться новые бизнес-правила и требования как со стороны руководства компании, так и со стороны пользователей?

Информационная перспектива

Информационная перспектива описывает то, что должно знать предприятие для решения своих задач. Она включает:

  • стандартные модели данных;
  • методы организации данных и управления ими;
  • описание структуры «производства» и «потребления» информации на предприятии.

Информационная перспектива также описывает использование данных в производственных процессах. Это данные, хранящиеся в базах данных, и неструктурированные данные — документы, таблицы и презентации, созданные в процессе работы организации.

Прикладная перспектива

Прикладная перспектива — это услуги, информация и функции, которые не вписываются в организационную структуру фирмы, но требуются для связи пользователей, имеющих разные обязанности и квалификацию, в рамках достижения общих целей. Эта перспектива описывает комплект приложений, использующихся в организации, и включает:

  • описание сервисов, которые поддерживают бизнес-процессы, представленные в бизнес-перспективе;
  • описание взаимодействий и взаимозависимостей корпоративных приложений;
  • приоритеты для совершенствования существующих и развития новых приложений на основе бизнес-перспективы.

Технологическая перспектива

Технологическая перспектива представляет аппаратное и программное обеспечение, необходимое для работы организации. Она включает:

  • персональные компьютеры и серверы;
  • операционные системы;
  • сетевые компоненты;
  • принтеры и другое периферийное оборудование;
  • использование интернета.

Технологическая перспектива обеспечивает логичное, независимое от производителя описание инфраструктуры и системных компонентов, которые необходимы для поддержки прикладной и информационной перспектив. Она определяет перечень технологических стандартов и сервисов, необходимых для выполнения задач организации. Среди них:

  • топологии;
  • среды разработки;
  • прикладные интерфейсы;
  • средства защиты;
  • сетевые сервисы;
  • сервисы баз данных;
  • технические спецификации.

Таким образом, производственная архитектура MSF включает в себя четыре перспективы. Но сама архитектура при этом остается единой.

Разработка КИС с помощью MSF ведется в соответствии с концепцией «приоритета архитектуры», впервые предложенной в книге Уолкера Ройса «Управление программными проектами: унифицированный каркас» (“Software Project Management: A Unified Framework” // Addison-Wesley, 1998). Она означает, что все три составляющие IT-проектов — планирование, создание и сопровождение системы — базируются на четко определенной высокоуровневой архитектуре, что эта архитектура сформирована до того, как начата разработка, и, наконец, что именно эта архитектура и определяет направление работы. Прежде чем применять подобный подход к конкретным приложениям, необходимо полностью определить архитектуру на уровне предприятия.

Как уже подчеркивалось выше, IT-решения должны полностью отвечать требованиям бизнеса — с одной стороны, быть достаточно гибкими для того, чтобы легко взаимодействовать как с новыми, так и с устаревшими технологиями, а с другой — не подвергать риску бизнес-процессы в уже сложившейся производственной архитектуре. Ключевым здесь становится создание комплексной высокоуровневой производственной архитектуры. Именно она определяет, как будет происходить анализ существующего состояния и пути его совершенствования. Этот процесс представляет собой разработку целой серии проектов, цель которых — полностью обеспечить переход к намеченному состоянию. Он является залогом соответствия стратегии развития IT стратегическим целям предприятия.



Пять уровней организационной зрелости предприятий по классификации Capability Maturity Model 6 из 9 Три ключевые инициативы Microsoft