IT-стратегия

Три ключевые инициативы Microsoft

Все, что было представлено выше, подробно разъясняло то, что и как нужно делать, чтобы создать успешную КИС. Теперь речь пойдет о том, с помощью каких концепций, платформ и инструментов корпорации Microsoft этого можно добиться.

За последние десять лет корпорацией Microsoft были выдвинуты три ключевые инициативы, которые нашли свое отражение в конкретных платформах и продуктах, отвечая реальным потребностям бизнеса и пользователей:

  • 1990, «Информация на кончиках пальцев» (Information at Your Fingertips);
  • 1996, «Электронная нервная система» (Digital Nervous System);
  • 2000, «Интернет нового поколения» (Next Generation Internet).
  • Принципиальной особенностью этой серии инициатив корпорации Microsoft является органичная преемственность каждой из выдвинутых концепций, не вытесняющая и не заменяющая фундамент предыдущей. По сути, это смещение фокуса, концентрации на определенных аспектах процесса конвергенции бизнеса и IT.

В 1990 г. Microsoft предложила инициативу «информация на кончиках пальцев». Ее идея состояла в том, чтобы компьютеры по-настоящему стали персональными, проникая во все сферы нашей жизни, чтобы они облегчали доступ к информации, которая должна быть буквально «на кончиках пальцев». В основе этой инициативы лежала автономная и коллективная обработка электронных документов с помощью персональных компьютеров. Инновации в IT проявились в пакетах настольных приложений — текстовых процессорах, электронных таблицах, системах подготовки презентаций, системах электронной почты.

Характеризуя степень воздействия инициативы «информация на кончиках пальцев» на бизнес сквозь призму идеи информационной магистрали, Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее» (М.: Русская редакция, 1996), отмечает, что «наибольшее влияние на характер труда окажет, безусловно, информационная технология. Она потребует пересмотреть саму природу почти всех занимающихся бизнесом организаций, в том числе их структуру и соотношение численности постоянного персонала, внешних консультантов и фирм. Перестройка корпораций начнется с той логической посылки, что любая компания может быть организована лучше. На сегодняшний день основное внимание уделяется внедрению новых способов внутриофисного обмена информацией. Следующим шагом станет переопределение границ между компанией, ее клиентами и поставщиками».

Введение инициативы «информация на кончиках пальцев» не случайно совпало по времени с появлением на рынке в мае 1990 г. Windows 3.0 — операционной системы (ОС) с графическим интерфейсом, перевернувшей представление об истинных возможностях персональных компьютеров. Именно операционные системы семейства Windows 3.x и вышедшая спустя 5 лет ОС Windows 95 превратили концепцию доступности информации в реальную инициативу, подкрепленную соответствующими инструментами.

Следующим важным шагом Microsoft стало введение в 1996 г. новой инициативы — «электронной нервной системы» (ЭНС). Теперь уже акцент смещался с внутрикорпоративного использования IT на основе сетей и персональных компьютеров в сторону создания специальной интеллектуальной «оболочки» предприятий, способной адекватно реагировать на внешние возмущения и реалии окружающего мира.

Подробное изложение идей этой инициативы представлено в книге Билла Гейтса «Бизнес со скоростью мысли» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001), полное название которой на языке оригинала включает поясняющее заглавие «Использование электронной нервной системы». Автор емко формулирует основную суть новой инициативы: «Важное значение для любой компании имеют хорошие бизнес-рефлексы, которые позволяют ей направлять усилия на разрешение кризисных ситуаций и быстро реагировать на любую неожиданность». Для реализации «бизнес-рефлексов» Microsoft предложила уже не набор офисных инструментов, а целую платформу, получившую название Windows DNA (Distributed interNet Applications — «распределенные сетевые приложения»).

Более подробную информацию об инициативе ЭНС можно найти в разделе «Электронная нервная система предприятия».

Бурное развитие Интернета в значительной степени повлияло на то, что интересы бизнеса стали смещаться в сторону электронной коммерции и других направлений, поддерживающих идею глобального цифрового обмена данными. Помимо поддержки электронной почты и обмена файлами интернет обеспечил доступ к «всемирной паутине», называемой World Wide Web (WWW), или просто Web. Тем самым, он принес с собой не только унификацию среды получения информации, доступную миллионам и миллионам людей во всем мире, не только унификацию веб-технологий, но и основу для построения взаимосвязанных и активно взаимодействующих друг с другом корпоративных информационных систем нового поколения.

Интернет таит в себе огромный потенциал для предприятий всех видов и размеров. Он позволяет трансформировать процессы их деятельности путем вовлечения в свою информационную среду многих партнеров и потребителей. Концепция «делового Интернета» (The Business Internet), предвосхищая качественно новый этап в эволюции Интернета и предваряя появление инициативы «интернет нового поколения», позволила высветить новый фокус внимания предприятий и разработчиков КИС, сконцентрировать их на задачах функционирования бизнеса в новых условиях. Ее лозунг — сделайте интернет частью ваших каждодневных бизнес-операций. Вопрос в том, как этого добиться.

В настоящее время интернет отражает модель старых мэйнфреймов, которые обеспечивали централизацию данных преимущественно в автономной среде. Основной инструмент пользователя — браузер — во многих отношениях уподобляется терминалу, лишенному клавиатуры: он оставляет лишь возможность осуществлять навигацию по информации, не предоставляя необходимых функций редактирования, анализа и манипулирования данными.

Фундаментальная идея новой инициативы Microsoft, получившей в 2000 г. название «интернет нового поколения», и состоит в том, чтобы сместить фокус с отдельных веб-сайтов и устройств, подключенных к Интернету, в сторону комплекса компьютеров, устройств и сервисов, которые работают совместно с целью достижения качественно более лучших, интегрированных решений. В основу реализации инициативы «интернет нового поколения» положена платформа .NET.



Четыре перспективы производственной архитектуры в соответствии с Microsoft Solutions Framework 7 из 9 Две ведущие платформы — Windows DNA и .NET