Главная   Биография   Диссертация   Библиотека   Ссылки   Результаты поиска   Индивидуальное задание


 

Донецкий национальный технический университет

Волошин

Виталий

Витальевич

Применение метода конечных элементов для оптимизации проточной части рабочего колеса центробежного насоса

gydro@rambler.ru

Специальность: "Гидравлические и Пневматические Машины и системы"

Автореферат магистерской выпускной работы

Руководитель работы: Козыряцкий Л.Н.

Донецк, 2005


  1. Актуальность темы

  2. Цель работы

  3. Научная новизна

  4. Практическая ценность

  5. Методы исследования

  6. Апробация

  7. Перечень публикаций

 

Актуальность

Развитие угольной промышленности Украины в настоящее время обусловило необходимость разработки пластов, залегающих на глубинах (800...1500)м. При этом наряду с усложнением вопросов технологии добычи угля усложняется вопрос откачки воды из глубоких шахт, решение которого требует разработки новых схем и оборудования шахтного водоотлива, являющегося одним из наиболее ответственных и энергоемких звеньев в общем комплексе горного оборудования угольных предприятий. 

Нормальное и  бесперебойное функционирование средств шахтного водоотлива обеспечивает ритмичное и безопасное ведение горных работ. Рост числа и мощности насосных агрегатов на установках привел к заметному возрастанию потребления электроэнергии на нужды водоотлива, которые составляют около (1,7...1,8) млрд. кВт ч в год.

В настоящее время практически на всех шахтах в водоотливном хозяйстве используются центробежные многосекционные насосы горизонтального типа (ЦНС, ЦНСШ, НСШ) (рис.1) . Данные агрегаты позволяют откачивать воду с горизонтов, залегающих практически на любой глубине, что и обусловило их широкую распространенность. Однако, геометрия проточной части центробежных насосов была разработана несколько десятилетий назад и требует тщательного пересмотра. Улучшение же гидравлических показателей любой гидромашины ведет к возрастанию КПД, а следовательно и уменьшению материальных затрат. 

Рис.1 ЦНС 300-140...800: 1 — вал; 2 — опоры качения; 3 — концевые уплотнения вала; 4 — рабочее колесо; 5 — секция; 6 — направляющий аппарат; 7 — узел гидравлической разгрузки

Несовершенство проточной части вызвано многими причинами: упрощения при проектировании рабочих колес, несовершенство технологического оборудования, низкое качество изготовления рабочих колес, технологические допущения. Данная работа посвящена устранению первой причины, а именно - исключить на стадии проектирования возможные неточности и согласовать результаты расчета с гидравлической картиной проточной части.

Рис. 2 - Применение метода конечных элементов для расчета гидравлического течения в замкнутых объемах

 

Гидравлическое совершенствование производится с использованием современных систем автоматизированного проектирования и инженерного анализа (CAD/CAЕ/CAМ) - ANSYS, FLOW3D, FloWorks и т.д. При этом предполагается создание твердотельных моделей деталей насоса (рис.2,3)

Рис.3 - Твердотельная модель центробежного насоса типа ЦНС

Рис.4 - Твердотельные модели рабочего колеса, направляющего аппарата и одной секции насоса ЦНС

 

Цель работы

Усовершенствование проточной части центробежного насоса для повышения общего КПД машины с использованием современных систем автоматизированного проектирования и инжиниринга. Создание методики проектирования гидравлических машин с использованием ЭВМ. 

 

Научная новизна

На данный момент времени подобная технология проектирования (в отечественной промышленности) применяется лишь для проектирования сверхточных  аэрокосмических механизмов. Для проектирования и доводки таких агрегатов, как центробежные насосы (а в  частности и вентиляторы) применяется ручной труд, проверка результатов производится на натурных физических моделях. Применение же для этого САЕ систем позволит избежать изготовления физических моделей, а следовательно уменьшить стоимость агрегата на стадии проектирования. Точность же электронного моделирования на порядок превосходит существующие методики расчетов, применяемые на производстве.

 Расчет трехмерного потока в рабочем колесе центробежного насоса решает следующие задачи:

Итак, видим решение трехмерной задачи позволяет проанализировать «качество» лопастной системы рабочего колеса или всей ступени в целом, но не дает ответа на вопрос, как смоделировать оптимальную лопастную систему (проточную часть). Решение трехмерной гидродинамической задачи (Star-CD,Fluent,CFX) занимает достаточно много времени и стоит немалых денег (покупка соответствующего лицензионного программного комплекса и наличие квалифицированного специалиста или заказ расчета). Так, что здесь выбор оптимального варианта путем перебора рабочих колес (проточных частей) является довольно накладным, а чаще всего невозможным.

Решением этой проблемы является решение обратной задачи по методикам Ломакина, Горгиджаняна или зар. авторов, т.е. на заданные параметры проектируется определенная геометрия рабочего колеса (ПЧ). В результате набирается набор вариантов РК(ПЧ), в которых гидродинамика считается с помощью «квази-трехмерных методов» порядок счета (и цены), которых на порядок меньше трехмерных. В результате выбирается лучший. Например, именно с помощью такой методики была спроектирована кафедрой «гидромашиностроения» (СПбГПУ) проточная часть питательного насоса к энергоблоку ТЭС мощностью 300МВт для Ленинградского Металлического завода. При этом гидравлический КПД был получен на уровне немецкой фирмы «Sulzer». Естественно для такой методики необходимы специалисты с большим опытом, т.к. эта методика основана на эмпирических данных и формулах.

Т.е. оптимальным вариантом является сочетание того о чем говорилось (также существует такая вещь, как математическая оптимизация).

Практическая ценность

Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней:

 

Методы исследования

Анализ геометрии осуществляется на основе метода конечных элементов (ANSYS, FLOW-3D) и метода конечных объемов (STAR-CD). Данные методы обладают предельно высокой точностью (в зависимости от поставленных условий решения задачи) и позволяют численным методом решить множество  громоздких выражений, описывающих  внутреннее либо внешнее движение жидкости (обтекание). При этом на этапе проектирования были получены поля давлений, скоростей, вектора скоростей, линии тока жидкости и т.д. , т.е. полная гидравлическая картина в агрегате.

 

Апробация

 По теме данной работы были неоднократно были сделаны доклады на международных конференциях по механике жидкости и газа (статьи по докладам представлены в разделе публикаций). 

 

Перечень публикаций

  1. Использование политетрафторэтилена для уменьшения гидравлического сопротивления проточной части погружных насосов  Волошин В.В. студент, Козыряцкий Л.Н., канд. тех. наук, доц. , Донецкий национальный технический университет 
  2. Построение модели обтекаемого крылового профиля при помощи программного пакета ViziFlow Волошин В.В., студент, Козыряцкий Л.Н., канд. тех. наук, доц. , Донецкий национальный технический университет
  3. Система автоматического управления погружными насосами на базе прибора САУ-М2  Волошин В.В., студент, Козыряцкий Л.Н., канд. тех. наук, доц. , Донецкий национальный технический университет

Главная   Биография   Диссертация   Библиотека   Ссылки   Результаты поиска   Индивидуальное задание