Также в настоящей работе предложена технология, исключающая в процессе закалки неуправляемый сдвиг обода относительно ступицы. Причем предлагается одновременная деформационно-термическая обработка обода колеса, направленная на повышение его точности и механических свойств.
Ниже представлена технологическая схема, обеспечивающая сочетание деформационных и термических воздействий на обод колеса в процессе его закалки, которая по существу также дает и дополнительную калибровку чернового колеса.
Колесо (1) нагретое до температуры закалки, укладывается на нижний штамп (2), который установлен на вращающемся основании с осью (3). Данный штамп полностью соответствует нижнему выгибному штампу пресса силой 35 МН. Сверху на колесо укладывается верхний штамп (4) (соответствующий верхнему выгибному штампу) и зажимается под давле-нием плитой (5). В процессе закалки основание с осью вращается с угловой скоростью w. При этом поверхность обода охлаждается водой из фор-сунок, установленных по периметру колеса.
Предложенная технология позволяет, во-первых, строго фиксировать обод относительно ступицы в процессе закалки и определенное время после ее завершения вплоть до извлечения колеса из штампов (2) и (4) на предназначенном для этих целей стенде. Это исключает возможность ис-кривления контура колеса. Во-вторых, на обод, как с наружной, так и с внутренней сторон осуществляется давление верхним и нижним штампами. Указанное предварительно-напряженное состояние предусматривают в процессе подготовки узла штамп (2), колесо, штамп (4) на стенде.
Данные штампы, нагреваясь от колес, также будут увеличиваться в диаметре, и оказывать растягивающее воздействие по внутреннему диа-метру обода. Кроме того, охлаждение колеса по поверхности катания до температуры (20 – 25)°С, приведет к уменьшению обода по наружному диаметру. В этом случае обод в процессе закалки, во-первых, будет находиться под действием всестороннего неравномерного сжатия и, во-вторых, будет подвергнут радиальной деформации за счет температурных напряжений.
Закалка в условиях всестороннего неравномерного сжатия обода колеса, будет сопровождаться уменьшением его объема и соответственно увеличением плотности металла. Данный процесс существенно отличается от используемых в настоящее время и требует дополнительного изучения, как в теоретическом плане, так и экспериментальном. Необходимо устано-вить степень повышения стабильности механических свойств и устранения дополнительных термических напряжений за счет улучшения проработки структуры металла.
Таким образом, предлагаемая технология совмещенного термического и деформационного воздействия на колеса позволяет, во-первых, исключить смещение обода относительно ступицы в процессе закалки колеса, то есть предусматривает его дополнительную калибровку, и, во-вторых, улучшить структуру металла и повысить его механические свойства.
|