СЛУЖЕБНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ TSIPYLA ILYA, UKRAINE
English Русский Укра1нська Czech
Мои публикации Мои публикации Мои публикации Мои публикации Мои публикации Мои публикации

Статья опубликована в университетском сборнике 2005 года.


                    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАЛИБРОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

                        Яковченко А.В., Ципыла И.А., Собхи Хасан (кафедра ОМД)
	Сложившиеся тенденции на рынке железнодорожных колес не обеспечивают полную загрузку
производственных мощностей колесопрокатного цеха ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» за
счет внутренних заказов по Украине и из стран СНГ. Соответственно увеличивается доля экспортной
продукции в дальнее зарубежье. В этих условиях актуально осваивать производство новых типов колес
без опытных прокаток, которые связаны с потреблением ресурсов и рабочего времени, в течение
которого могла бы выпускаться годная продукция.
	Технология производства колес на прессопрокатной линии (см. рис.1) предусматривает осадку
нагретой заготовки на прессе силой 20 МН; осадку заготовки в плавающем технологическом кольце с
последующей разгонкой металла пуансоном на прессе силой 50 МН; формовку колесной заготовки, имеющей
обод, диск и ступицу на прессе 100 МН; раскатку обода и прилегающего к нему диска наколесо-
прокатном стане; калибровку чернового колеса на выгибном прессе силой 35 МН.
	Термическая обработка колес включает противофлокенную обработку в изотермических печах
путем выдержки не менее трех часов при температуре (600 – 650)°С; поверхностную закалку, нагретых
до температуры (840 – 900)°С колес, выполняют водой имеющей температуру (20 – 25)°С; отпуск
осуществляют в конвейерных печах при температуре (450 – 470)°С с последующим замедленным
охлаждением.
	Одной из основных причин, по которой требуется опытная прокатка при освоении производства
новых колес, является неуправляемый сдвиг обода относительно ступицы при закалке поверхности ката-
ния обода колеса. По результатам опытной прокатки устанавливают, во-первых, направление,и,
во-вторых,величину требуемого противосдвига обода относительно ступицы, которое выполняют на
прессе силой 35 МН в процессе выгибки диска и калибровки чернового колеса.
	Одним из возможных направлений исследований, является постановка краевой задачи по расчету
деформации контура сечения колеса в процессе его закалки под действием температурных напряжений и
определение величины и направления требуемого противоизгиба обода относительно ступицы с
использованием компьютерного пакета программ Ansys.
	В настоящей работе предложена технология, исключающая в процессе закалки неуправляемый
сдвиг обода относительно ступицы. Причем предлагается одновременная деформационнотермическая
обработка обода колеса, направленная на повышение его точности и механических свойств.
        Рисунок 1 – Технологическая схема производства черновых колес
(1 – заготовка; 2 – технологическое кольцо; 3 – пуансон; 4 – выталкива-тель; 5 – формовочные
штампы; 6 – наклонные валки; 7 – коренной валок; 8 – прошивень; 9 – выгибные штампы).

	На рис. 2 представлена технологическая схема, обеспечивающая сочетание деформационных и
термических воздействий на обод колеса в процессе его закалки, которая по существу также дает и
дополнительную калибровку чернового колеса.
	Колесо (1) нагретое до температуры закалки, укладывается на ниж-ний штамп (2), который
установлен на вращающемся основании с осью (3). Данный штамп полностью соответствует нижнему
выгибному штампу пресса силой 35 МН. Сверху на колесо укладывается верхний штамп (4)
(соответствующий верхнему выгибному штампу) и зажимается под давлением плитой (5). В процессе
закалки основание с осью вращается с угловой скоростью w. При этом поверхность обода охлаждается
водой из форсунок, установленных по периметру колеса.
	Предложенная технология позволяет, во-первых, строго фиксировать обод относительно ступицы
в процессе закалки и определенное время после ее завершения вплоть до извлечения колеса из штампов
(2) и (4) на предназначенном для этих целей стенде. Это исключает возможность искривления контура
колеса. Во-вторых, на обод, как с наружной, так и с внутренней сторон осуществляется давление
верхним и нижним штампами. Указанное предварительно-напряженное состояние предусматривают в
процессе подготовки узла штамп (2), колесо, штамп (4) на стенде.
	Рисунок 2 – Технологическая схема закалки колес с одновременной деформацией обода (1 – 
олесо; 2 – нижний штамп; 3 – вращающееся основание с осью; 4 – верхний штамп; 5 – верхняя плита).

	Данные штампы, нагреваясь от колес, также будут увеличиваться в диаметре, и оказывать
растягивающее
воздействие по внутреннему диаметру обода. Кроме того, охлаждение колеса по поверхности катания до
температуры (20 – 25)°С, приведет к уменьшению обода по наружному диаметру. В этом случае обод в
процессе закалки, во-первых, будет находиться под действием всестороннего неравномерного сжатия и,
во-вторых, будет подвергнут радиальной деформации за счет температурных напряжений.
	Закалка в условиях всестороннего неравномерного сжатия обода колеса, будет сопровождаться
уменьшением его объема и соответственно увеличением плотности металла. Данный процесс существенно 
тличается от используемых в настоящее время и требует дополнительного изучения, как в теоретичес-
ком плане, так и экспериментальном. Необходимо установить степень повышения стабильности механичес-
ких войств и устранения дополнительных термических напряжений за счет улучшения проработки
структуры металла.
	Таким образом, предлагаемая технология совмещенного термическо-го и деформационного 
оздействия на колеса позволяет, во-первых, исключить смещение обода относительно ступицы в процес-
се закалки колеса, то есть предусматривает его дополнительную калибровку, и, во-вторых, улучшить
структуру металла и повысить его механические свойства.


Назад в главное меню Мое резюме Магистерская работа Фотогалерея Мои ссылки Благодарности
Copyright © DonNTU 2005