Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ
Биография Автореферат Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет Индивидуальное задание
Общее назначение и классификация прокатных станов
Прокатный стан – это комплекс машин и агрегатов, предназначенных для осуществления пластической деформации металла в валках для получения изделий широкого ассортимента. В соответствии с работами Целикова А.И., Королева А.А., Полухина П.И., Клименко В.М. и других ниже будут изложены современные концепции на конструкцию и расчеты прокатных станов.
Прокатную продукцию в зависимости от формы сечения изделия разделяют условно на четыре группы.
В зависимости от выпускаемой продукции прокатные станы по конструкции делятся на пять групп.
К станам этой группы относятся блюминги, слябинги, толстолистовые и универсальные станы.
В непрерывной группе полоса прокатывается непрерывно в ряде клетей, а далее переходит в линейную (последовательную) группу.
Рисунок 1 – Схема главной линии прокатной клети
Наконец, по назначению или по виду продукции прокатные станы разделяют на:
Ниже в таблице 1 приведены некоторые характеристики прокатных станов. Основным параметром сортовых станов принимается диаметр валков или шестерен у последней клети.
Для листовых станов основным параметром является длина бочки валка.
№ п/п | Назначение и наименование стана | Наибольшая скорость прокатки, м/с | Годовая производительность, тыс. т | Число клетей | Параметры | |
---|---|---|---|---|---|---|
Заготовки | Продукции | |||||
1 | Обжимной блюминг 1300 | 6 | 6000 | 1 | Слиток массой до 13 т | Блюм 400 × 400 мм |
2 | Обжимной слябинг 1150 | 5 | до 6000 | 1 | Слиток массой до 38 т | Сляб 300 × 1900 |
3 | Заготовочный непрерывный 900/700/500 | 7 | до 5000 | 14 | Блюм до 400 × 400 мм | Квадрат со стороной 80–200 мм |
4 | Рельсобалочный линейный 800–850 | 4 | до 1500 | 4 | Блюм 380 × 400 мм | Рельсы 38; балки высотой 200 × 600 мм |
5 | Крупносортный полунепрерывный 600 | 10 | 1600 | 17 | Блюм до 300 × 300 мм | Круг до 120 мм; балки высотой до 200 мм |
6 | Среднесортный полунепрерывный 350 | 15 | 1000 | 14 | Блюм до 300 × 300 мм | Круг до 50 мм; уголок до 90 × 90 мм |
7 | Мелкосортный непрерывный 250 | 20 | 800 | 23 | Заготовка 80 × 80, 100 × 100 мм | Круг до 30 мм; уголок до 40 × 40 мм |
8 | Проволочный непрерывный 250 | 40 | 800 | 37 | Заготовка 60 × 60, 80 × 80 мм | Катанка 6–9 мм |
9 | Толстолистовой 3600 | 6 | 1750 | 3 | Сляб массой до 16 т | Лист 5–50 мм |
10 | Широкополосный непрерывный 2000 | 20 | 6000 | 14 | Слиток массой до 37 т; сляб массой до 36 т | Полоса 1,2–16 мм |
11 | Пятиклетевой непрерывный стан холодной прокатки 2000 | 33 | 2500 | 5 | Рулон горячекатанной полосы массой до 48 т | Жесть до 0,2 мм; жесть, полоса до 1,8 мм |
12 | Шестиклетевой непрерывный стан холодной прокатки 1400 | 25–40 | 750 | 6 | Рулон массой до 38 т | Жесть толщиной 0,09–0,15 мм; лист толщиной до 0,85 мм |
13 | Трубопрокатный непрерывный 100 | до 10 | до 500 | 4 | Круглая заготовка массой до 5 т | Трубы диаметром до 100 мм |
14 | Бандажнопрокатный | до 3 | до 100 | 2 | Слиток массой до 3 т | Бандажи |
Конструкции рабочих клетей прокатных станов
Главную рабочую линию прокатных станов составляют прокатная клеть, передаточные устройства и двигатель. Для современных прокатных станов характерны три способа передачи крутящего момента к рабочим валкам. Момент подается на каждый валок от индивидуального двигателя, момент от одного двигателя через шестеренную клеть подается к каждому валку и, наконец, от двигателя через редуктор и шестеренную клеть крутящий момент подается к валкам.
На рисунке 2. показана конструкция главной линии реверсивного четырехвалкового стана 500/1300 х 1700 холодной прокатки.
Рисунок 2 – Главная линия реверсивного четырехвалкового стана 500/1300 × 1700 холодной прокатки
Главная линия состоит из двигателя 1, передающего крутящий момент через шкив 2 на шестеренную клеть 3. От шестеренной клети через универсальные шпиндели 4 с их опорами 5 крутящий момент передается к рабочим валкам. Для уменьшения прогибов рабочих валков используются опорные валки 6, установленные в подушках 12. Для уравновешивания верхних валков и их подушек предусмотрены уравновешивающие устройства 9, установленные на клети 8. Там же расположены нажимные механизмы 7 с приводами 10. Нажимные механизмы служат для вертикальной установки необходимого раствора между валками для регулирования толщины прокатываемой полосы. Станину клети образуют стойки 14, соединены между собой верхней 11 и нижней 15 траверсами. Клеть установлена на фундаменте 16, к которому крепится опорными болтами. Для замены валков предусмотрен специальный механизм 13 со сменным комплектом валков.
Подобное оборудование главных линий установлено на всех рассмотренных выше типах прокатных станов. Ниже будет рассмотрено основное оборудование, входящее в состав различных станов.
Лукашкин Н. Д., Кохан Л. С., Якушев А. М. Конструкция и расчет машин и агрегатов металлургических заводов: учебник для вузов. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. – 456с.: ил.
Биография Автореферат Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет Индивидуальное задание