Источник: http://masters.donntu.ru/2005/eltf/kustovaya/library/st1.htm
УДК
621.313.333
А.Н.Бурковский, д-р техн. наук
Е.Ю.Кустовая,
О.А.Рыбалко,
ДонНТУ
Л.К.Шихова, УкрНИИВЭ
Определение допустимого тока статора закрытого асинхронного
двигателя в повторно-кратковременных режимах с электрическим торможением
Постановка проблемы.
Повторно-кратковременные режимы с электрическим торможением (S5 по ГОСТ 183-74)
достаточно широко распространены в электроприводах, в которых необходима точная
остановка двигателя. Эти режимы отличаются от повторно-кратковременных режимов
S4 только тем, что в конце рабочего периода происходит электрическое торможение
и в обмотках выделяется тепловой импульс пропорциональный потерям энергии от
проходящих по ним токов. Методы определения допустимого тока обмотки статора в
режимах S4 отработаны и дают удовлетворительные результаты, в частности [1,
Бурковский А.Н. и др.;1978]. Для того, чтобы этот метод можно было применить для
расчетов в режимах S5, необходимо достаточно точно определить величину потерь
энергии в обмотках в режиме электрического торможения.
Анализ публикаций и исследований. В
общем случае, определение потерь электроэнергии ΔWэ в асинхронном
электродвигателе при переходных процессах представляет собой сложную задачу
(ΔWэ=0∫tΔРdt). Суммарные потери мощности(ΔP)
оказываются сложной функцией, зависящей от нагрузки на валу, от механической и
электромагнитной инерционности двигателя и т.
п.
Если способ определения потерь
электроэнергии в обмотках асинхронного двигателя (АД) при пуске достаточно
отработан и дает удовлетворительные результаты, то способы определения потерь
электроэнергии при электрическом торможении недостаточно отработаны. В известной
монографии [2, «Основы автоматизированного электропривода» (М.Г.Чиликин и др.,
М.Энергия,1974)] приведена формула для расчета потерь энергии в обмотках АД при
торможении противовключением двигателя, работающего на холостом ходу:
где J
- суммарный момент инерции привода,
ω0 - угловая частота холостого
хода;
R1, R2' - сопротивление обмотки статора и
приведенное сопротивление обмотки ротора.
Это
однако не дает информации о потерях энергии в обмотках при торможении АД,
работающего под нагрузкой.
Цель статьи. Разработать способ расчета
допустимого тока обмотки статора в повторно-кратковременных режимах с
электрическим торможением.
Результаты исследований. Для получения
информации о величине потерь энергии в обмотках при торможении противовключением
АД, работающего под нагрузкой, была произведена обработка осциллограмм пуска и
торможения в режиме S5 взрывозащищенного двигателя В100L-4 (Р2н=
4кВт; nн= 1440 об/мин), нагруженного машиной постоянного тока, при различных величинах коэффициента инерции FJ. Результаты обработки
указанных осциллограмм приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Мощность Р1 (кВт) | Коэф. инерции FJ | Время пуска tп(с) | Время торможения противовкл. tт.пр(с) | Величина эквивал. тока статора I1э (А) | Суммарное Iэ2Δt; (А2с) |
||
пуск | тормож. | пуск | тормож. | ||||
4.9 | 4.2 | 0.22 | 0.14 | 39.6 | 54.4 | 345 | 414.8 |
4.95 | 6.2 | 0.28 | 0.16 | 42.2 | 52.2 | 499.6 | 438.5 |
4.9 | 10.2 | 0.48 | 0.28 | 35.3 | 53.2 | 589.4 | 792.9 |