Широкое применение гибких кабелей в низковольтной электросети шахт
обусловлено значительным количеством передвижных и переносных электропотребителей. Сложные условия
эксплуатации зачастую становятся причиной нарушения целостности изоляции таких кабелей и, как
следствие, возникновения короткого (к. з.), а также дугового (д. з.) замыкания [1].
Сопротивление электрической дуги, возникающей между фазами, носит активный характер, и
соразмерно с активным сопротивлением нагрузки. Поэтому д. з., оказывая негативное влияние на работу
электрооборудования и создавая опасность взрыва при наличии опасной концентрации метана в
рудничной атмосфере, как правило, не выявляется известными устройствами максимальной токовой защиты.
Поэтому актуальна задача исследования и, в частности, моделирования процессов, протекающих в
электротехническом комплексе участка шахты при возникновении д. з. в гибком кабеле.
        Рассмотрим расчетную схему [1], состоящую из трансформаторной подстанции
(ТП), гибкого кабеля и электропотребителя (асинхронного двигателя — АД) (рис. 1).
Принятые обозначения: , ,
и — ЭДС
вторичной обмотки ТП и ее импеданс; , —
полное сопротивление и длина участка кабеля от ТП до точки к. з.; ,
— то же от аварийной точки до АД.
Рисунок 1 — Участковая сеть при дуговом замыкании
        Возникновение и протекание д. з. характеризуется асимметрией токов и напряжений. Их аналитический расчет целесообразно проводить методом симметричных составляющих [2]. Отсутствие нулевых составляющих в токах и напряжениях АД обусловлено применением сети с изолированной нейтралью трансформатора и нагрузки. На рис. 2 приведены схемы замещения рассматриваемой системы для прямой и обратной составляющих, соединенные в месте короткого замыкания через переходное сопротивление . Приняты обозначения: — вектор напряжения сети в неповрежденной фазе А; — составляющие напряжения на зажимах статора; — составляющие тока в статоре; — импеданс АД для прямых составляющих токов; — импеданс машины, соответствующий скольжению . Величины и определяются из Т-образной схемы замещения асинхронной машины [3].
Рисунок 2 — Схемы замещения для прямой и обратной последовательности, соединенные в месте к.з. через переходное сопротивление
        Из схемы замещения следует определение составляющих токов и напряжений:
  | ,       | (1) |
  | (2) |
где .
        Прямой и обратный порядок чередования фаз напряжения определяет наличие вращающего и тормозного моментов АД [2]. Тогда общий статический момент, развиваемый двигателем, может быть определен из выражения:
  | . | (3) |
        Уравнения (1) — (3) позволяют построить искусственную механическую характеристику АД, обусловленную асимметрией параметров питающей сети, откуда, с учетом постоянства момента сопротивления нагрузки, может быть найдено соответствующее скольжение двигателя . Окончательный расчет по выражениям (1) — (3) следует вести для . Параметр, вычисленный по (3), представляет собой лишь среднюю величину электромагнитного момента АД во времени. Найдем выражение для пульсирующей с двойной частотой его динамической составляющей.
        Вектор тока статора:
где - круговая частота тока статора, рад/с.
        Аналогично:
        Допустим, что в момент времени :
        Полные проводимости двигателя прямого и обратного следования фаз:
где , , , — соответственно действительные () и мнимые () части проводимостей двигателя прямого и обратного следования фаз.
        Следовательно:
        Для вектора тока статора имеем:
        Пренебрегая активным сопротивлением статора, запишем выражение для вектора потокосцепления:
        Электромагнитный момент АД с числом пар полюсов :
        После преобразований получим:
  | (4) |
        Первое слагаемое в (4) есть среднее во времени значение вращающего момента , развиваемого двигателем в установившемся аварийном режиме; второе слагаемое представляет собой момент , пульсирующий с удвоенной частотой (рис. 3):
Рисунок 3 — График пульсирующего с двойной частотой электромагнитного момента во временной области
        Для характеристики пульсирующего момента введем показатель пульсаций:
  | , | (5) |
где — максимальное значение момента за период; — среднее во времени значение вращающего момента; — амплитуда пульсирующей составляющей.
        С целью определения через известные параметры схемы замещения, выразим амплитуду пульсирующей составляющей:
        Тогда можно записать
        На рис. 4 представлены зависимости показателя пульсаций от местоположения точки д. з. и активного сопротивления дуги.
Рисунок 4 — Показатель пульсаций в функции от параметров точки д. з.
        Таким образом, в результате моделирования уточнено состояние асинхронного двигателя в случае возникновения дугового замыкания в сети электропитания. Полученные аналитические зависимости позволяют выявить особенности влияния на его токи, напряжения статора и вращающий момент таких параметров процесса дугового замыкания, как место повреждения междуфазной изоляции кабельной линии (учитывается сопротивлением участков кабеля до и после точки замыкания) и сопротивление электрической дуги.
Повернутися до бібліотеки | На початок статті |
Вернуться в библиотеку | К началу статьи |