|
|
||
|
|
|
|
Петрущак С.В., Базарова Г.С.
В настоящее время детали тяговых органов угольных конвейеров, в частности, соединительные звенья, изготавливают из стали 35ХГСА. Эти звенья работают в условиях знакопеременных нагрузок, в результате чего происходит разрушение звена, и как следствие остановка конвейера на ремонт.
По данным [1] в 80% остановок угольных скребковых конвейеров для ремонта связано с поломкой соединительного звена. Снижение простоя оборудования можно добиться разными способами, одним из которых является замена используемой в настоящее стали 35ХГСА другой сталью, например, из группы хромо-никелевых сталей (AISI 8620).
Несмотря на то, что сталь AISI 8620 содержит дорогостоящий никель, а сейчас по возможности стараются перейти к безникелиевым сталям, с экономической точки зрения это кажется оправданным шагом, т.к. позволит увеличить межремонтный период эксплуатации угольного скребкового конвейера за счет увеличения вязкости стали соединительного звена и снизить склонность к хрупкому разрушению.
Целью данной работы является изучение структуры и физико-механических свойств стали AISI 8620 и установление принципиальной возможности замены стали 35ХГСА сталью AISI 8620.
Для данного исследования на ЗАО "ММЗ "ИСТИЛ (УКРАИНА)" были отобраны образцы из стали AISI 8620 (29 плавок). По химическому составу эта сталь можно идентифицировать как сталь 20ХГНМ. Ранее была проведена статистическая обработка данных: подобраны уравнения зависимости основных контролируемых механических свойств от содержания углерода и основных легирующих элементов в стали [2]. Статистическая обработка проводилась с помощью программы «Statistica». Произвели исследования макроструктуры и микроструктуры стали после соответствующих обработок: сырая заготовка - квадрат 90 мм - заготовка после прокатки; перекованная заготовка на квадрат 30 мм; квадрат 30 мм после отжига
В данной работе рассматривается влияние степени деформации на структуру и свойства стали AISI 8620. Имеющиеся заготовки квадрат 30 были перекованы на квадрат 25, 20, 15мм с последующим охлаждением в масле и на воздухе. Ковку производили на пневматическом молоте с весом падающих частей 400 кг. Микроструктура изучалась на образцах протравленных в нитале, с помощью микроскопа «Neophot 21» были сделаны фотографии микроструктуры. С использованием программы «ImageTool» определено соотношение структурных составляющих, присутствующих в структуре после охлаждения на воздухе (феррит, перлит, бейнит, мартенсит).