|
Годовой промышленный обзор: Рынок алюминевых профилей
Источник: www.business.ua
Паспорт отрасли
• Количество производителей в 2002 г. — 7; в 2003 г. (первое полугодие) — 6. • Объем производства алюминиевого проката в 2002 г. — 7-8 тыс.т (по оценкам специалистов); в 2001 г. — 4,224 тыс.т. • Экспорт алюминиевых металлоконструкций в 2002 г. — 3,229 тыс.т на $10463,09 тыс.; в 2001 г. — 6,022 тыс.т на $19880,87 тыс. • Импорт алюминиевых металлоконструкций в 2002 г. — 1,6 тыс.т на $6622,35 тыс.; в 2001 г. — 2,09 тыс.т на $7443,04 тыс. • Экспорт алюминиевых прутков и профилей в 2002 г. — 1,699 тыс.т на $3899,52 тыс.; в 2001 г. — 1,227 тыс.т на $3116,35 тыс. • Импорт алюминиевых прутков и профилей в 2002 г. — 3,332 тыс.т на $9123,65 тыс.; в 2001 г. — 2,559 тыс.т на $8717,94 тыс.
СИТУАЦИЯ
Производителей алюминиевых профилей в Украине менее десятка. В “профильную” группу в прошлом году входили КП “Киевский завод алюминиевых строительных конструкций” (г.Бровары, Киевская обл.), АО “Завод “Эфкон” (г.Киев), ОАО “Сумское машиностроительное НПО им. М.Фрунзе”, ЗАО с иностранными инвестициями ПО “Югчермет” (г.Днепропетровск), совместное украинско-турецкое предприятие ЗАО “Донецкий завод алюминиевых профилей”, ОАО “Васильевский завод технологического оборудования” (Запорожская обл.), НПФ “Металлик Авиаль” (г.Днепропетровск). В нынешнем году “Металлик Авиаль” продал собственный прессовый комплекс для производства алюминиевых профилей и эту продукцию уже не выпускает. Фирма изготовляла специальные профили для мотоциклетных и велосипедных рам, обеспечивая, в частности, потребности АО “Харьковский велозавод”, на территории которого, собственно, и был расположен прессовый комплекс НПФ “Металлик Авиаль”. По словам директора НПФ Игоря Напханько, в середине 2002 г. велозавод перестал покупать продукцию фирмы. Производственные мощности отечественных предприятий позволяют выпускать до 40 тыс.т алюминиевых профилей ежегодно; пока эти мощности загружены далеко не полностью. По оценкам производителей, в прошлом году в Украине было выдавлено около 7,43 тыс.т алюминиевых профилей. Делать выводы об объемах рынка алюминиевых профилей на основании одних только официальных данных не вполне корректно. Дело в том, что ни “статистические” чиновники, ни даже некоторые производители и торговцы не принимают во внимание теневую составляющую этого рынка. В частности, не все учитывают объемы “профильной” контрабанды, которые, по словам некоторых профильщиков, составляют 100-200 т в месяц. Но кое-какие прикидки сделать можно. Возьмем формулу: производство плюс импорт алюминиевых прутков и профилей, а также оконных и дверных конструкций минус экспорт алюминиевых прутков и профилей, а также оконных и дверных конструкций; введем официальные и оценочные данные и получим около 9,2 тыс.т алюминиевых профилей и конструкций, добавим оценочные объемы контрабанды (1,2-1,8 тыс.т в год), в итоге — 10,4-11 тыс.т профилей. Если эти расчеты верны, значит, в прошлом году объемы рынка алюминиевого профиля выросли на 27% по сравнению с годом позапрошлым. С такими оценками согласны и операторы рынка.
ГОВОРИТ РЕЦЕНЗЕНТ
Евгений Гредунов (34), генеральный директор конструкторско-производственного объединения “Талисман-групп” (г.Бровары, Киевская обл.; разработка и поставка алюминиевых фасадно-купольных систем; с 1996 г.; 170 чел.; годовой оборот — 15 млн грн.):
— Рынок алюминиевых профилей — очень актуальная тема для обзора. Этот рынок интенсивно развивается и его объемы постоянно растут. Но хотелось бы сделать несколько уточнений и дополнений. Во-первых, сырьем для производства профилей служат алюминиевые слитки не только марок АД31 и А5. Во-вторых, основные инвестиции сейчас направляются в развитие сбытовых сетей, организацию торговых и складских помещений. Сегодня производители осваивают производство таких экзотических видов профилей, как лопасти для ветряных мельниц, мачты для яхт и пр. В целом, обзор объективно отражает ситуацию на рынке. Текст написан простым понятным языком и, думаю, будет полезен для самого широкого круга читателей.
ИНВЕСТИЦИИ
Полный технологический цикл изготовления алюминиевых профилей включает в себя массу процессов, от литья заготовки до ее анодирования и/или покраски, упаковки. Большинство украинских производителей предпочитают осваивать только конечные технологические процедуры: предприятия закупают готовые заготовки, выпрессовывают из них профили, анодируют или красят их, наконец, собирают конструкции из профилей или фрагменты этих конструкций. Любовь к неполному циклу объясняется очень просто: для организации полномасштабного производства алюминиевого профиля (от литья заготовки до сборки конструкций) необходимо от $4 млн до $15 млн первоначальных инвестиций. Один только более-менее мощный прессовый комплекс (1,5-2 тыс.т профилей в год) может стоить $1-3 млн. За последний год никто в выпуск алюминиевых профилей таких денег не вкладывал, производители решались максимум на ремонт и точечную модернизацию оборудования, что обходилось им в $100-300 тыс. Продвинутые предприятия осваивают производство не только строительных, но и прочих профилей, применяемых в различных отраслях промышленности. К примеру, в этом году ЗАО “Югчермет” освоило производство тонкостенных алюминиевых труб малого диаметра, используемых в приборостроении, холодильных и топливных системах. Зарубежные компании, поставляющие профиль в Украину, организовывать здесь прессовые производства пока не собираются. Иностранцы считают, что сегодня в Украине выгоднее продавать готовые конструкторские проекты профильных систем, а сами профили и структурные элементы этих систем заказывать на украинских заводах. Отечественные производители отмечают, что за последние 2 года доверие известных зарубежных фирм к украинской продукции заметно повысилось.
ГОВОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Вадим Крюков (42), коммерческий директор ЗАО с иностранными инвестициями “Югчермет” (г.Днепропетровск; производство алюминиевых профилей, конструкций и систем; с 1997 г.; 200 чел.; годовой оборот — данные не предоставлены): — За последние полтора года доверие к продукции отечественного производителя заметно укрепилось. Об этом свидетельствует тот факт, что крупные западные компании проявляют интерес к производству системных строительных профилей на украинских предприятиях, в частности, на нашем заводе. Потребители стали более квалифицированно подходить к выбору строительных материалов, стали обращать внимание не только на их цену, но и на качество, долговечность. Сегодня уровень ежегодного потребления алюминия в развитых европейских государствах составляет около 10 кг на душу населения, в Японии — 20 кг, в Украине — не более 2 кг. Но украинский строительный рынок сейчас на подъеме. Думаю, интерес к алюминиевым системам будет расти. Если темпы роста объемов украинского рынка алюминиевых профилей сохранятся на нынешнем уровне, то в недалеком будущем потребуется несколько десятков мощных заводов.
СЫРЬЕ
Профили выпрессовывают из готовых цилиндрических заготовок длиной 4,5-6,5 м и диаметром 127, 140, 152, 160, 190 и 240 мм. Для профильщиков, освоивших полный цикл производства, сырьем служат слитки первичного алюминия (так называемые чушки) марки АД31 и вторичный алюминий, проще говоря, лом в смеси с чушками марки А5. Предприятия, не имеющие собственной “литейки”, покупают готовые заготовки. В Украине, по словам профильщиков, заготовки и чушки производит только ОАО “Запорожский алюминиевый комбинат” (ЗАлК). Например, чушки из алюминия марки АД31 комбинат продает по 10,182 тыс.грн. за 1 т (с НДС), марки А5 — по 10,056 тыс.грн. за 1 т, за цилиндрические заготовки запорожцы берут по 10,302 тыс.грн. за 1 т (все цены — с НДС). Кроме того, готовую заготовку отечественные производители завозят из Австрии, Германии, Словакии, России... Цена на зарубежную заготовку постоянно колеблется, сегодня ее можно купить по $2,05-2,2 тыс. за 1 т (с НДС). Некоторые специалисты утверждают, что использовать зарубежное сырье выгоднее. Во-первых, качество импортных алюминиевых “столбов” стабильно высокое (специалисты ЗАлКа утверждают, что качество их продукции не ниже и что предприятие в состоянии выполнить любой заказ). Во-вторых, ассортимент иностранных заготовок намного шире: в Запорожье, согласно утверждениям профильщиков, делают алюминиевые “столбы” только диаметром 140 мм.
ПРОГНОЗ
Производители и импортеры алюминиевого профиля в один голос утверждают, что объем рынка этих изделий в нынешнем году вырастет на 25-40%, и эти темпы сохранятся еще несколько лет. Активнее всего, по всей видимости, будет расти сегмент украинских профилей (потенциал отечественных предприятий почти в 4 раза превышает сегодняшнюю емкость профильного рынка, и отечественные предприятия ныне заняты выстраиванием сбытовых систем), больше станут продавать качественного европейского товара. Зато доля дешевых алюминиевых реек посредственного качества будет постоянно уменьшаться.
ГОВОРИТ ИМПОРТЕР
Александр Побирский (33), коммерческий директор ДП “Шюко Украина” (г.Киев; дочернее предприятие немецкого концерна Schucco International; разработка и поставка систем из алюминиевых и поливинилхлоридных профилей; с 2002 г.; 15 чел.; годовой оборот — EUR1,5 млн):
— Сегодня украинский рынок строительных алюминиевых конструкций находится в стадии развития, его объем растет достаточно динамично. За последние 3 года он вырос почти в 2 раза и в 2002 г. составил около EUR28-30 млн. Вполне возможно, что в 2003 г. объем рынка составит EUR35-40 млн.
Автор:
|
|