|
|
|||||
Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний Три рассмотренных в предыдущих главах класса процессов —-, когнитивные, регулятивные и коммуникативные играют опреде-ляющую роль в организации управленческой деятельности. Одна-ко ее психическая организация не исчерпывается только ими, а включает иные процессы — эмоциональные и волевые, а также мотивационные. Необходимо указать на одну из наиболее общих особенностей психики как объекта познания, изучения. Она в целом настолько сложна и многомерна, что требует для своего раскрытия не какого-либо одного, а нескольких способов описания одно временно. Поэтому и выделение в ней трех рассмотренных классов психических процессов — когнитивных, регулятивных и коммуникативных является хотя и важным, но лишь одним из таких способов. Наряду с ним и даже значительно раньше, чем он, сложился иной способ, делящий психику на «ум, чувство и волю». Тем самым он также указывает на необходимость обращения к эмоциональным и волевым процессам организации деятельности. Кроме того, столь же традиционным является и еще более обобщенный способ деления психики на три ее основных ком-, понента — психические процессы в целом, психические состояния и свойства личности. Наконец, следует учитывать очень тесную связь эмоциональных и волевых процессов со вторым из этих компонентов — состояниями. В них эмоции и воля проявляются наиболее полно и отчетливо. В связи с этим необходимо обратиться к их специальному рассмотрению Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. Раскрытие содержания этого обобщенного понятия требует определения трех других, входящих в него, понятий — эмоций, воли, состояний, а также особенностей их проявления в деятельности. Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Эмоции — это относительно более простая форма оценочного, субъективного отношения к действительности по сравнению с чувствами. Эмоции могут развертываться и в осознаваемой, и в неосознаваемой форме. Чувства — это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. В отличие от свойств ситуативности эмоций, отражающих субъективные значения предметов и событий в конкретно сложившихся условиях, чувства соотносятся с явлениями, имеющими стабильную мотивацию. Чувства поэтому менее «привязаны» к ситуации, но в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Различаясь, таким образом, по степени сложности, осознанности, устойчивости, предметной отнесенности, эмоции и чувства одновременно сходны в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции и чувства выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Во-первых, они являются своеобразными сигналами о том, что из происходящего имеет наибольшее значение для личности. Во-вторых, они в известной мере определяют, регулируют содержание поведения человека, влияя на особенности этого процесса — напряженность, длительность, способы и т.д. В зависимости от окраски, тона выделяют две их основные группы — положительные и отрицательные. Первые обозначаются как стенические, т.е. усиливающие психические возможности человека; вторые — как астенические, негативно влияющие на деятельность, поведение, состояние. Наряду с по-ложительными и отрицательными, существует обширная сфера так называемых амбивалентных (двойственных) эмоций и чувств. Они характеризуются сочетанием положительных и от-рицательных отношений к одному и тому же предмету, явле-нию, человеку. Далее, для протекания эмоциональных процессов характерна определенная фазовостъ, когда первая фаза — нарастания эмо-ционального напряжения сменяется фазой разрешения, снятия напряженности. Параметр фазовости, наоборот, нехарактерен для чувств, поскольку они являются стабильными формами отно-шений. Однако чувства специфичны тем, что включают несколь-ко основных категорий такого рода стабильных отношений При этом выделяют интеллектуальные, моральные, эстетичес-кие и праксические чувства (последние связаны с ходом деятель-ности; от греч. praxis — дело, занятие). Эмоции принято классифицировать по степени их интенсив-ности, выраженности. Во-первых, при минимальной выражен-ности они выступают в форме своеобразного эмоционального фона — в качестве окраски того или иного психического процесса, поведенческого действия. Приобретая большую интенсив-ность и выделяясь как самостоятельный процесс, они приобрета-ют форму собственно эмогционалъного переживания. В предельно выраженных формах они могут приобретать вид аффектов -эмоциональных процессов, быстро овладевающих человеком, ха растеризующихся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Кроме того, основны-. ми формами эмоциональных отношений считаются стрессовые состояния (см. далее) и настроения. Настроение — это общее эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее психические процессы и поведение человека. Эмоции и чувства, имея глубинное подобие своих психологических механизмов, характеризуются поэтому сходством тех закономерностей, по которым они влияют на деятельность. Одной из них является то, что и эмоции, и чувства обусловливают то или иное состояние, которое в свою очередь непосредственно влияет на процесс и результаты деятельности. Однако связь эта хотя и сильна, но все же опосредована, поскольку может регулироваться другой важнейшей категорией психических процессов — волевыми процессами. Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия — волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности. В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое — это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Как правило, такие цели личности множественны; различны и мотивы, побуждающие человека стремиться к ним. Поэтому имеет место второй этап волевого акта — фаза «борьбы мотивов», связанная с выбором между той или иной целью. Она завершается принятием решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Наконец, после этого необходима реализация принятого решения и сопряженное с ней новое, также волевое по своей природе, усилие, связанное с преодолением трудностей, возникающих при этом. Все этапы волевого акта требуют специфического напряжения — преодоления человеком себя, т.е. того, что обычно обозначается понятием волевого усилия. Это — усилие, связанное с преодолением импульсивных, хотя и очень сильных желаний и потребностей («хочу») и осознанной ориентации поведения на достижение поставленных целей («надо»). Волевое усилие может принимать разную форму: 1) форма побуждения — инициации деятельности (усилие заставить себя что-либо делать); 2) форма запрета — торможения (усилие удержаться от того, чтобы сделать что-либо); 3) форма поддержания работоспособности (усилие по преодолению утомления); 4) форма контроля; 5) форма сопротивления внешним воздействиям (помехам). В зависимости от степени развития волевых процессов и того, какую роль они играют в личностной организации, различают тот или иной уровень волевых свойств личности. К числу наиболее значимых среди них обычно относят самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание. Производными от них, но имеющими более общий характер являются также свойства дисциплинированности, смелости, стойкости. Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и пережива-ются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организа-ции всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний за-нимается специальная отрасль психологии — психология функ-ционалъных состояний. В изучении управленческой деятельности наиболее существен- но то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея-| тельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчет-ливой форме. В психологии функциональных состояний сущест-вуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); пс содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по тону (положитель-ные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные). В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетиче-скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно-сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен-ность». В этом плане необходимо ввести еще одно важное поня-тие — уровень активации. Им обозначается тот энергетический фон, та степень напряженности, которые сопровождают выпол-нение деятельности. Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абор-тирование поведения. В связи с динамической характеристикой состояний существует две фундаментальные закономерности их влияния на эффективность поведения в целом, на успешность профессиональной деятельности в частности. Во-первых, наиболее общая зависимость эффективности деятельности от уровня активации: эффективность снижается как на низком, так и на чрезмерно высоком уровне активации (т.е. интенсивности психических состояний). Эта зависимость была впервые обнаружена американскими учеными Р. Йерксом и Д. Додсоном и носит их имя — «закон Йеркса—Додсона», или закон «оптимума активации». Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполни- тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности. Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во-левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля- ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром-ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи-более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци-онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст-венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер-жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю-щих эмоциональные реакции, как управленческая. Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности. Наконец, именно управленческая деятельность требует мак- симального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «гогтювности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности. |
[Биография][Реферат][Библиотекаl][Ссылки][Поиск][Индивидуалка] ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ |
Copyright (c) 2006 DonNTU. All rights reserved. |