WEB - страничка Ванюхиной Светланы!
Главная страница ДонНТУ
Портал магистров ДонНТУ
Страница поиска ДонНТУ
русская
english
українська
E-mail: vanyukhyna_s@ukr.net

ВАНЮХИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА


 Факультет:   Горно-геологический


 Cпециальность:  "Экологическая геология"

 Тема магистерской работы:  Оценка зоны воздействия Донецкого металлургического завода на
окружающую среду г.Донецка

 Научный руководитель:  проф.Воевода Б.И.


Материалы по теме выпускной работы: Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

" Глобальные проблемы современности и ноосферы "|

С.А.Ванюхина
Донецкий национальный технический университет

Научная конференция студентов "Творческое наследие В.И.Вернадского.Философия науки и техники." (ДонНТУ, 2006 г.).

Современное человечество, которое перешагнуло через черту третьего тысячелетия, испытывает на себе весь груз проблем предшествующей Истории. Наступивший век связан с большими надеждами и перспективами по их преодолению. Глобальные проблемы нашего времени стали показателями неразумной человеческой деятельности в общественном масштабе и зловещая перспектива «смертности человечества» стала вполне осязаемой и очень близкой. Историческая ситуация сделала вызов и этот вызов требует адекватного достойного ответа. Надежда, что достойный ответ будет найден, пока еще у человечества есть. Осмысление возникшей ситуации привело к необходимости создания новой науки - глобалистики. Стремление найти ответ в научном разуме характерно для рационалистически ориентированных умов. В связи с этим очень актуальными являются идеи академика В.И.Вернадского.

В.И.Вернадский в своих научных поисках выходил за пределы конкретно-научных исследований в рамках отдельных наук, делал широкие обобщения общественного и философского характера. Он сумел показать связь между геологическими процессами в неживой материи с эволюцией жизни и будущим человечества.

В работах В.И.Вернадского ключевым стало учение о ноосфере, в котором органично соединились его естественнонаучные и философские исследования. «Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества... под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новом состояние - в ноосферу». Вернадский рассматривает человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Он верил, что разум будет господствовать на планете, что человеческая деятельность будет разумной. Возникавшие уже в то время предостережения о возможности крушения человеческой цивилизации, о самоистреблении человечества он рассматривал как следствие недостаточно глубокого проникновения в суть происходящего.

Вернадский полагал, что альтернативы ноосфере, то есть разумной человеческой деятельности планетарного масштаба, не существует. Однако возникновение глобальных проблем в ХХ столетии показало, что развитие событий может пойти по губительному для человечества сценарию.

Существующие в настоящее время глобальные проблемы могут быть разделены на несколько основных блоков:

  • проблемы политического характера, связанные с недопущением военных действий между государствами с применением оружия массового поражения и предотвращение производства такого оружия;

  • экологические проблемы, связанные с разрушением природной основы существования мировой цивилизации;

  • проблемы, связанные с ресурсообеспечением настоящего и будущего поколений людей;

  • группа актуальных социальных проблем, возникающие в системе «человек - общество»,таких как демографическая, борьба с наиболее опасными и быстро распространяющимися заболеваниями, проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры, в связи с появлением таких, созданных самим человеком сил, которые становятся чуждыми его природе (например, генная инженерия), развитие различных культур и их взаимодействие, обеспечение социальной стабильности и борьба с антиобщественными явлениями;

  • в особую группу можно выделить проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира. Сюда же можно отнести проблемы ликвидации неграмотности и сохранения культурного наследия народов мира.

Классификация будет не полной, если не указать на особый статус продовольственной проблемы, проблемы научно-технического прогресса, проблемы обеспечения и защиты основных прав человека в современном мире, пронизывающих бытие социоприродного целого [1,2].

Около 5 млрд. лет планета Земля стабильно развивалась по законам природы. Всего за сотню лет XX века человек создает атомную бомбу, компьютер, преодолевает земное притяжение и летит в космос. Человечество привыкает пользоваться преимуществами, достижениями технического прогресса.

Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения её законов, имеет временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом, как для самой природы, так и для человека.

Уже сейчас мы видим последствия столь стремительного научно-технического прогресса. Именно эта эпоха принесла обществу не только огромное количество благ, но и самые масштабные нарушения окружающей среды.

В этих условиях многие ученые, выступающие с позиций «технократического детерминизма», делают главную ставку на новые, более совершенные, чистые технологии. Например, разрабатываются и внедряются новые, менее энергоемкие производства, новые коммуникации, компьютерные и информационные технологии, молекулярная биология, полупроводники, альтернативные источники энергии.

Но другие совершенно справедливо полагают, что изменений только технических недостаточно. Необходимы качественные изменения духовного мира самого человека.

Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.

Самое первое и важное условие сохранения равновесия и гармонии с природой – это миролюбивое и разумное существование людей друг с другом. По существу, требуется формировать новое мировосприятие, мировоззрение миллиардов людей, их глубоко продуманного отношения к коренным вопросам человеческой жизни.

Развивая ноосферные идеи Вернадского В.И., наш современник Н.Н.Моисеев в своих поисках новых взаимоотношений человека и природы пришел к формулировке двух системно-нормативных и регулятивных императивов:

  1. для продолжения своей истории Человечеству необходимо научиться согласовывать не только свою локальную, но и глобальную (всепланетарную) деятельность с возможностями Природы; людям необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок своего развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием остальной биосферы;

  2. человек должен осознать свою принадлежность не только к своей семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу, он должен чувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя ответственность за судьбу всего человечества. Человек должен научиться по иному относиться к Природе, отказаться от опасной иллюзии господства над ней и научиться жить, следуя законам природы [3].

В процессе глобализации важным фактором является формирование индивидуального сознания.

Как известно, индивидуальное сознание генетически является сознанием общественным и с точки зрения обобщения опыта многих поколений, и как результат интеллектуальных усилий многих миллионов людей, которые живут в условиях социального объединения. Вместе с этим общественное сознание представлено лишь в одной форме своего конкретного существования – в индивидуальном сознании конкретных людей, которые живут в обществе.

С развитием информационного общества и процессами глобализации, которые проникают во все сферы общественной жизни, обращает внимание такая форма сознания как организационная, формирование которой является важным фактором упорядочения общественной жизни, преодоления общего системного кризиса. Важным для понимания и научного обоснования организационного сознания является ее анализ, как на уровне отдельной личности, так и на уровне всего общества.

Поскольку организационное сознание является разновидностью общественного сознания, то стоит пояснить, что понимается под общественным сознанием. С точки зрения И.Т.Фролова, «общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности».

Представление о сущности организационного сознания будет не полным, если оставить без внимания её носителя – личность, поскольку понятие «сознание» и «личность» тесно связаны между собой.

Исследователи Е.П.Велихов, В.П.Зинченко, В.А.Лекторский указывают на связь личности не только с сознанием, но и с деятельностью и первостепенной связкой в этой триаде считают сознание, поскольку «обществу необходима не просто деятельность, а квалифицированная, целенаправленная сознательная деятельность; не просто личность, а та, у которой есть мировоззрение, убеждения, власть над собой и над деятельностью, имеет сознание ».

Индивидуальное и общественное в организационном сознании с самого начала выступают как две стороны, которые существуют и утверждают себя одна благодаря другой. При этом стоит отметить, что в их взаимодействии ведущей является последняя. Общественное организационное сознание способно влиять как прямо, так и косвенно на индивидуальное организационное сознание. Прямое влияние осуществляется через коммуникацию. Второстепенное – через промежуточные духовные образования – сознание социальных групп, отдельных коллективов.

Процесс проникновения содержания общественного организационного сознания в индивидуальное является, с одной стороны, сознательно направленным, поскольку осуществляется через образование и воспитание, а с другой – стихийным. Влияние общества во многом не поддается контролю. Чем богаче и разнообразнее связи в коллективе, тем скорее формируется индивидуальное организационное сознание.

Таким образом, проанализировав соотношение индивидуального и общественного в организационном сознании, можно сделать вывод, что эти феномены тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, и потому изучение одного невозможно без изучения другого. У них один способ существования - сознание конкретных индивидов. Они обусловлены историческими условиями развития общества. И индивидуальное, и общественное организационное сознание может быть раскрыто только посредством деятельность, в которой выявляется субъективная, эмоционально-оценочная связь личности со всем окружающим миром [4].

Осознание минусов глобализации подкрепляется реальными негативными последствиями, которые влияют на широкие массы людей. Глобализация не уменьшает, а усиливает мировое неравенство. В рамках этого процесса существует риск вытеснения самых бедных стран на обочину мирового господства. Трудности в приспособлении к глобализации государств, которые развиваются, и стран с переходной экономикой возникают из-за неподготовленности их национальных экономических, административных и правовых систем.

Глобализация – это многогранный и сложный процесс, который затрагивает все стороны всемирного социума, людей разных цивилизаций, сторон и континентов. Глобализация трансформирует не только объективные общественные отношения, социальную и политическую структуру обществ, их институты, но и условия жизни каждого отдельного человека.

Современный этап глобализации мирового социально-экономического пространства может рассматриваться как переход к новой модели мировой интеграции, который отвечает постиндустриальному, информационному типу развития, в котором происходит прогрессивное ослабление связей личности с определенной средой или группой, которая раньше выступала определенной системой норм, ценностей, стандартов поведения.

Глобализация трансформирует не только объективные общественные отношения, социальную и политическую структуру обществ, но и условия жизни каждого отдельного человека. Идет беспрерывный процесс перестройки мировой композиции. Глобализация замещает основные моральные ценности человечества ценностью эффективности. В ее основе лежит мораль, формула которой звучит так: морально то, что дает наибольшую пользу; морально то, что полезно для большинства, даже если это является пагубным для меньшинства [5].

Глобальные проблемы современности представляют собой динамическую систему, а, следовательно, в ней может происходить появление новых и видоизменение уже известных проблем всего человечества, а также их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сегодня среди нових проблем, которые претендуют на статус глобальних, можно назвать и проблему терроризма из-за того, что, во-первых, она имеет планетарный, общеобразовательный характер, затрагивает жизненные интересы всех народов и государств; во-вторых, требует для своего решения общих и неотложных усилий всего человечества. От того, действительно ли терроризм будет признан глобальной проблемой, какой мерой будет изучена его природа, во многом зависит и выбор решений, а также и судьба многих народов и государств, будущее всей планеты.

Понятие «терроризм» происходит от «terror»(лат.) и означает страх, запугивание. Это понятие толкуют как применение или угрозу применения самых жестоких методов насилия с целью посеять панику, ослабить положение государства и вызвать соответствующие политические изменения в обществе в чью-либо пользу. Концепция терроризма развивалась столетиями.

Сегодня терроризм превратился в реальный жизненный фактор. Современное состояние терроризма характеризуется, прежде всего, интеграцией отдельных организаций в большие структуры, которые идеологически, информационно и финансово связаны между собой. Как правило, эти структуры имеют хорошую организацию, используют современные способы связи для координации своих действий, имеют надежные источники финансирования и поставщиков оружия. Масштабы террористических акций дают основания говорить о наличии хорошо вооруженного всемирного террористического интернационализма. На сегодняшний день терроризм приобрел международный глобальный характер, стал универсальным феноменом. Глобализация и растущая интернационализация терроризма – это неопровержимый факт, перед которым сегодня оказалось человечество. Этот феномен во многом обусловлен расширением и глобализацией международных связей.

Терроризм – это форма транснационализации преступности, которая сопровождает экономическую глобализацию. Становление мировых социальных отношений тесно связано с крупномасштабным неравенством между развитыми странами и странами «третьего мира». Большие расхождения в богатстве и жизненном уровне порождают протест бедного мира против влияния развитых стран, а террор становится его орудием.

Террористы не идентифицируют себя с государством и обществом, в котором они живут. У них вообще отсутствует мотивация подчинения законам государства и общества. Какой бы национальности они не были, они имеют свои старинные традиции, которые противоречат прогрессивному и плюралистическому миру. Они имеют свои социальные нормы, которые делают их действия непрозрачными для внешнего исследования. Самые ущемленные социальные группы служат живительной средой терроризма и его социальной базой. Они воспринимают глобализацию как угрозу своему статусу и своим интересам.

Таким образом, терроризм является не единичным актом человека, потерявшего веру, а системным явлением, порожденным самим ходом человеческой цивилизации. Терроризм, который борется с глобализацией, на самом деле, ею же и порождается. Он является следствием неминуемой неравномерности развития мира, следствием органично свойственных ему внутренних диалектических противоречий. Не может быть глобализации без терроризма, как и терроризма без глобализации. Таким образом, человечество борется со следствием, не обращая внимания на причины, и пока это будет продолжаться, борьба с терроризмом будет малоэффективной [6].

Нами рассмотрены самые динамические и актуальне проблемы нашей современности (система «человек-окружающая среда», «человек-общество», интерсоциальная), принятие и осознание которых уже является первым шагом к их разрешению.

Характер глобальных проблем показывает, что они во многом связаны с научно-техническим прогрессом, являются его детищем и потому не могут рассматриваться как случайность в эволюционном развитии земной цивилизации. Однако сам по себе научно-технический прогресс не может быть базовой причиной глобальных проблем, ибо техника по усмотрению человека может быть направлена и на зло, и на добро. Глубинные причины следует искать в человеческой природе, в самой сущности человека.

Корень решения глобальных проблем, устройства разумной человеческой деятельности планетарного масштаба лежит в разумном социальном устройстве во всех его аспектах.

Формирование разумных потребностей немыслимо без разумного устройства самого социума. Решение глобальных проблем представляет сложный комплекс задач научно-технического, экономического, социального, духовного и политического характера и предполагает совместные усилия всего человечества, гуманизацию и демократизацию общественной жизни, формирование принципиально нового типа планетарного сознания, формирование личности нового типа, способной успешно справляться с функциями субъекта ноосфероразвития.

Перечень ссылок:

  1. «Глобальные проблемы в свете учения о ноосфере В.И.Вернадского», Конина Л.В., Клецова С.Я / «Творча спадщина В.І. Вернадського і сучасність» /Доповіді і повідомлення 4-ї Міжнародної наукової конференції 21-25 квітня 2005 р. У м. Донецьку, с.221-222.

  2. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов.-Донецк: ДонНТУ,2004, 111с.

  3. «Экологические последствия развития техники », Костюк Е.С. / «Творча спадщина В.І. Вернадського і сучасність» /Доповіді і повідомлення 4-ї Міжнародної наукової конференції 21-25 квітня 2005 р. У м. Донецьку, с.49-50.

  4. «Проблема співвідношення суспільної та індивідуальної організаційної свідомості» Козловські Г.В./ „Ноосфера і цивілізація”, випуск 3(6), Донецьк, 2006, с.77-83

  5. «Соціальний простір людського буття в контексті глобалізації» Мозковий О.Л./ „Ноосфера і цивілізація”, випуск 2(5), Донецьк, 2005, с.123-128.

  6. «Міжнародний тероризм як негативне соціальне явище процесу глобалізації» Завірюха Г.В./ „Ноосфера і цивілізація”, випуск 3(6), Донецьк, 2006, с.136-142

Вернуться к началу библиотеки