Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Ямковая Ольга Петровна E-mail Email: gold_y@mail.ru

Режим студента и гигиена ума

Выполнила: Ямковая О.П.


Биография Диссертация Библиотека Ссылки Результаты поиска Инд. задание


  1. Как планировать самостоятельную работу
  2. Гигиена умственного труда


1. КАК ПЛАНИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ


Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.
Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что Ваш рабочий день должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.

Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.
Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:

Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается. Рекомендуется лекционный материал изучать в тот же день, когда была лекция и не позже чем через 48 часов после лекции.
При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными. Чтобы подготовить себя к активному восприятию учебного материала на предстоящей лекции, хорошо накануне ознакомиться с ее содержанием по учебнику. При работе с учебником необходимо овладеть методикой конспектирования.

Студент должен быть человеком широкой эрудиции и высокой культуры – настоящим интеллигентом нового общества, которое строится в Украине, активным общественным деятелем. Во время обучения в университете в нашем замечательном городе Вы должны использовать, чтобы ознакомиться с его историческими памятниками и культурными ценностями. Поэтому кроме самостоятельной работы вне учебное время следует разумно и эффективно использовать для участия в общественной работе и художественной самодеятельности, занятий спортом, посещения театров, музеев, кино, дискотек, чтений художественной литературы, газет и журналов и т.д.


2. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА


Труд студента – это прежде всего интеллектуальный труд. Опасен ли для здоровья человека умственный труд? Если им заниматься, соблюдая правила гигиены умственного труда (УТ), то он даже способствует поддержанию высокого уровня, загрузки других систем организма. Лучший пример тому – жизнь многих великих ученых, доживших в полном здравии до глубокой старости и сохранивших при этом до последних дней способность к напряженному умственному труду.
В настоящее время при высокой механизации, автоматизации и компьютеризации практически всех видов деятельности человека УТ занимает значительное место среди других видов труда, и это в какой-то степени сказывается на количестве сердечно-сосудистых заболеваний. Они перестали быть уделом пожилых людей, нередки случаи заболевания в возрасте 17-35 лет. Однако опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, связаны не со спецификой самого труда, а с условиями в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребывание в закрытых помещениях и незаметно подкрадывающееся переутомление. Поэтому все правила гигиены УТ направлены на то, чтобы не допускать занятий в неблагоприятных условиях.
Существуют закономерности от которых зависит производительность труда. Эти закономерности еще в начале века описал известный физиолог Н.Е.Введенский. Он установил следующее:

  1. количество продукта, произведенного за определенный отрезок времени, зависит от того, в каком состоянии находится Ваш организм. Если Вы работаете в определенном ритме и через определенные интервалы времени отдыхаете, то чем дольше Вы работаете, тем большей оказывается производительность Вашего труда: организм постепенно приобретает «инерцию работы», в короткие перерывы он не утрачивает этой «инерции», восстанавливает силы, и от цикла к циклу происходит активация всех функций и систем организма. Нужно знать, что в процессе УТ участвует не только мозг, но и весь организм, и для того, чтобы он приступил к работе, нужно время, то есть после каждого перерыва на отдых требуется некоторое время «на врабатывание». Чем больше был перерыв, тем больше это время. Поэтому перерыв между циклами работы не должен превышать 10 минут. После 4-5 циклов целесообразен перерыв 30-60 минут, а через 10 часов занятий одним видом труда – прекращение этих занятий. Продолжительность цикла от 45 до 90 минут;
  2. если человек из-за недостатка времени решает отказаться от перерывов, производительность труда его падает, появляется «угнетение». Чем дольше человек таким образом работает, тем больше вред он наносит организму – появляется переутомление, сначала острое, а затем хроническое. Человек, однако, приносит вред не только своему здоровью: поскольку утомление от умственного труда – это притупление внимания, человек наносит вред всему делу. Он начинает делать ошибки, на исправление которых тратит потом значительно больше времени, чем он потратил бы на отдых.

В период более длительного отдыха, как, например, в вечерние свободные часы и в воскресные дни, необходимо увеличивать физическую нагрузку и обязательно на свежем воздухе. В противном случае от месяца к месяцу производительность УТ будет снижаться и к сессии окажется совсем низкой.
Опасно и другое: полное безделье в течение семестра не даст Вам возможности приобрести нужный темп в работе, натренировать должным образом свое внимание. Неизбежный результат такого безделья – невыполнение требуемого объема работ в сессии, провал на экзаменах (на экзамен дается подготовка в 3-4 дня, в течение которых практически не- возможно выучить предмет, изучаемый на протяжении всего семестра, длительностью около 4-х месяцев) и, что самое важное, приобретение недопустимого в дальнейшей работе жизненного стиля:

  1. неумение распределять работу во времени;
  2. заставлять себя делать то, что важно;
  3. отличать главное от второстепенного;
  4. расхлябанность;
  5. неудовлетворенность и отрицательные эмоции и т.д.

Поэтому, первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:

первая фаза – начало работы. Нужно работать в умеренном темпе, не подгонять себя, входить в работу исподволь. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность операций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под рукой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней для Вас трудности. Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения человека.

вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь Вы должны работать в максимальном темпе и ни на что не отвлекаться.
третья фаза – здесь выполняются самые легкие дела. Но старайтесь при этом усилием воли поддерживать высокий уровень внимания. Помните, что на этой фазе уровень внимания уже достаточно снижен.

Ошибочное мнение о том, что утомление – это вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

  1. Вы по несколько раз перечитываете одно и то же;
  2. глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;
  3. появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;
  4. почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть.
Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе даже при небольшом перерыве:

  1. подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;
  2. сделать упражнения для пальцев правой руки;
  3. вращательные движения головой;
  4. походить.
Повторяем, все это происходит от безделья, от слишком затянувшегося отдыха.

Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий, как это принято в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.

Третье правило гигиены умственного труда -состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга стоять перед глазами.

Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую,без бликов, лучше – зеленую.

Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов. Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна. В университете после первой пары, длительностью 90 минут (8.00 – 9.20) принят перерыв в 25 минут (9.20 – 9.45) основной целью которого является питание студентов. Для этого в каждом учебном корпусе имеются буфеты.

Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Седьмое правило гигиены умственного труда – индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 23.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Определите время Вашего индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит Вам экономить ежедневно час – полтора.


Соблюдение всех этих правил позволит Вам сохранить бодрость и здоровье, увеличить производительность Вашего труда и испытать ту радость, которая известна только людям, привыкшим упорно трудиться.



Полезные ссылки:
1. Данный сайт посвящен практической психологии и житейской философии. На страницах сайта рассматриваются вопросы раскрытия интеллектуального потенциала личности: современные методики развития памяти и внимания, эффективное обучение, быстрое чтение, творчество, креативность, латеральное мышление, карты памяти (Mind Maps). Здесь вы также найдете полезные материалы, посвященные творческому мировосприятию, обретению жизненных сил, радости, гармонии с окружающим миром и самим собой.
http://sergilch.narod.ru/index.html

2. На этом сайте выложены бесплатные программы для саморазвития человека. Вы сможете улучшить навыки быстрого чтения и фотопамяти. Скачайте их и раскройте огромный потенциал своего мозга.
http://coolprograms.boom.ru/

3. Учебно-развивающий центр «ИНТЕЛЛЕКТ» предлагает обучающие программы, направленные на комплексное развитие мышления как взрослых, так и детей.
http://www.intellektcentr.ru/index.html

4. Центр развития интеллекта. Развитие интеллекта по новейшим технологиям.
http://intcentr.nm.ru/

5. Сайт "Всестороннее развитие возможностей человека".
http://www.yugzone.ru/

6. Организация и психогигиена умственного труда; культура здоровья.
http://www.stu.ru/doc/liter/pamytka_3.htm


Биография Диссертация Библиотека Ссылки Результаты поиска Инд. задание
Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

© 2006 Ямковая О.П.