Рус> Укр> Eng> ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Работа> Библиотека> Ссылки по теме> Отчет о поиске>

«Фигурное катание»

Аникеенко А.А.

* * *
      Чемпионаты мира по фигурному катанию всегда завораживали меня красотой и четкостью движений. Я всегда с удовольствием смотрела их. Сначала было равнодушие, а потом захотелось попробовать что-нибудь подобное.
      Вначале были ролики. Благодаря им я научилась правильно стоять, отталкиваться, тормозить. Зимой 2005 года открылся каток у нас в Донецке. Первый, и пожалуй единственный на данный момент в нашем городе каток европейского образца. Сходив покататься на каток один раз, я продолжаю ходить туда и сейчас.
      Для меня лед - это магия, он влечет к себе своей безупречностью, гладкостью, своим серебристым цветом. Но он далеко не так добр, как может показаться сначала. Чтобы он тебя принял, его нужно укротить и полюбить одновременно. Стоя на льду нужно твердо ощущать его, а главное не бояться падать! Почему маленькие детки всегда лучше учаться кататься на коньках чем взрослые люди? Потому, что они не бояться упасть! И знаете, на льду не так больно падать как на асфальте!
      Я считаю, что для себя я укротила лед, он мне дает незабываемое ощущение скорости и моральное удовлетворение от катания, чего и вам желаю!!=)

1. Из истории развития фигурного катания на коньках

      Впервые сведения о соревнованиях по катанию на железных коньках с деревянными лезвиями появились в Англии к 1763 г. Эти соревнования проводились в середине XIII века в Нидерландах. Позднее скоростные забеги на коньках проводились в районе Фенс в южно-центральной части Англии в первой половине XIX века. Эти соревнования проводились довольно регулярно, если позволяли погодные условия.
      Во второй половине XIX века катание на коньках быстро распространилось из Англии и Голландии, где оно уже имело традиции, в другие Европейские страны, Россию и Северную Америку.
      Легендарный американский фигурист Джаксон Хейнц очень много сделал для того, чтобы катание на коньках на прудах и озерах как оздоровительное средство превратилось в вид спорта. Джаксон Хейнц приехал из Америки в Европу и выступал там с конца 1860 г. до начала 1870 г. Катание произвольных фигур под музыку, продемонстрированное Хейнцем в Европе, сделало катание на коньках в этом континенте очень популярным, особенно в Вене. Его стиль катания в то время был признан "международным". Следует отметить, однако, тот факт, что британцы были, без сомнения, первыми, кто начал исполнять фигуры на льду. Но они катались в довольно жесткой манере и этот стиль катания был назван "английским стилем".
      Первое международное соревнование по фигурному катанию было организовано ледовым Клубом Вены, основанным в 1867 г., и проведено в Австрии (Вене) в 1882 г. Победил на этих соревнованиях Леопольд Фрейн из Австрии. 2-е место занял Эдуард Энгельман, также из Австрии, а 3-е место - легендарный Аксель Паульсен из Норвегии, который исполнил в качестве специальной фигуры свой знаменитый прыжок, получивший его имя и прославивший его. Успех венских фигуристов объснялся тем фактом, что три члена венского ледового Клуба: Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт систематически совершенствовали фигуры, заимствуя опыт и знания у Джаксона Хейнца и затем опубликовали их в книге "Следы на льду", которую можно считать одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию на коньках. В 1890 г. второе значительное международное соревнование было организовано Санкт-Петербургским клубом России. Это действительно было большим событием того времени, так как в нем впервые принял участие заокеанский спортсмен - Луис Рубинштейн из Канады, многократный чемпион Канады и Америки, один из основателей любительской ассоциации по катанию на коньках Канады (1887 г.). Общую победу в этих соревнованиях одержал Алексей Лебедев из России.
      Однако Рубинштейн, который занял 3-е место, и Джон Катани из Финляндии были награждены специальными золотыми медалями за их индивидуальные выступления с различными фигурами и в произвольном катании.
      Историки считают, что первый Клуб по катанию на коньках был организован еще в 1742 г. в Эдинбурге, в Шотландии. Бурное развитие Клубов относится к середине XIX века в тех странах, где катание на коньках было возможным либо на естественных открытых, либо на закрытых катках. Большинство клубов, основанных в тот период исчезли бесследно, но некоторые существуют до сих пор.
      Развитие фигурного катания в период 1870-1880 гг. вызвало необходимость создания национальных ассоциаций: среди первых можно считать ассоциации Великобритании в 1879 г., в Нидерландах в 1882 г., в Канаде в 1887 г. и объединенной ассоциации Германии-Австрии в 1888 г.. Ассоциации и клубы организовывали международные соревнования, чемпионаты мира и Европы, однако в тот период не было определенных правил и программы соревнований. В связи с этим в 1892 г. по инициативе немецкой ассоциации была организована встреча представителей всех стран, заинтересованных в международных соревнованиях по катанию на коньках, которая состоялась в июле в Шевенингене. Это был первый Международный конгресс, в котором приняли участие три национальные ассоциации и два клуба из Нидерландов, Великобритании, Германии-Австрии, Швеции и Венгрии. На этом Конгрессе были разработаны и приняты твердые правила для соревнований по скоростному катанию на коньках. В отношении фигурного катания Конгресс не придпринял действий, чтобы принять конкретные правила, а лишь только назначил комитет из представителей Германо-австрийской ассоциации (О. Бон), Венгрии (Л. Штулер) и Швеции (В. Болк), которому было поручено разработать правила и привести в соответствие таблицу обязательных фигур. С этого момента все чемпионаты и международные соревнования стали проводиться под эгидой ИСУ - Международного союза конькобежцев.

      Абсалямова И.В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): Учеб. пособие для студентов акад. и ин-ов физ. культ. / РГАФК. - М.: ФОН, 1997

2. Немного о коньках

      В США под словом «коньки» обычно подразумевают комбинацию как ботинка, так и лезвия, хотя, строго говоря, конек — это только лезвие. Имеется четыре различных типа конька: фигурный, хоккейный, беговой и детский с двумя лезвиями. Здесь идет речь только о фигурных коньках.
      Ваш ботинок должен быть сделан из хорошей твердой кожи и сидеть на ноге достаточно удобно (когда будет правильно размещено лезвие), он удержит ваш голеностопный сустав в вертикальном положении. Лезвие конька изготовляется из хорошей стали, чтобы обеспечить плавное скольжение и чтобы заточенные ребра конька долго не тупились.
      Ищите ботинок из хорошей, качественной кожи, которая не потеряет своих свойств спустя два месяца. Но когда он не подходит по размеру, то качество кожи не играет никакой роли. Хороший ботинок должен плотно облегать ногу, особенно область голеностопного сустава. Если шнуровка правильная, пятка не двигается вверх и вниз. Придержите задник ботинка и проверьте, сможете ли вы оторвать пятку от подошвы. Когда вы приседаете, кожа ботинка не должна сильно морщиться у голеностопного сустава. Не всегда все совершенно в ботинке массового производства, но чем меньше двигается пятка и меньше сморщивается кожа, тем лучше.
      В противовес сложившемуся у большинства людей мнению катающийся на коньках обычно приобретает ботинки на полразмера меньше, чем те, которые он носит ежедневно, а не на полразмера или целый размер больше. Естественно, что в ботинке большего размера ноге удобнее, но это не означает, что он подходит человеку. Когда ботинок действительно подходит, вы вначале чувствуете определенное неудобство от плотности прилегания ботинка и твердости кожи. Хороший ботинок необходимо разносить. Конечно, есть исключения из правила «на полразмера меньше». Человек с очень широкой стопой может приобрести ботинок немного длиннее, чтобы он лучше подходил и по ширине. Это не имеет большого значения, если задник плотно облегает пятку.
      Расстояние между отверстиями для шнурков должно быть широким, а язычок ботинка — хорошо прошит по краям. Примеряйте ботинки, когда у вас на ногах нормальной толщины носки (нейлоновые вполне подходят для этого). Не надевайте несколько пар толстых носков, так как при этом ботинок сидит хуже, а ноге от этого теплее не будет.
      Необходимо туго шнуровать ботинок, чтобы нога плотнее сидела в нем, но циркуляцию крови нарушать не следует.
      Надо стремиться к тому, чтобы лезвие было сделано из хорошей стали, тогда у него, во-первых, будет хорошее скольжение, а во-вторых, потому, что лезвие из плохой стали очень трудно наточить.
      Зазубрины на передней части лезвия называются носковыми резцами, или носковыми зубцами, и, хотя они поначалу пугают многих, делают их специально. Нужно отталкиваться ребром конька, а не носком. Если вы правильно направляете ногу, то при окончании отталкивания носок отделяется ото льда в последнюю очередь, и хотя это мало что дает для отталкивания, носковый резец имеет стабилизирующий эффект. Если вы спотыкаетесь об эти зубцы, то вероятнее всего потому, что неправильно подтягиваете ногу.
      Многие люди не знают того, что по всей длине основания лезвия конька должен быть небольшой желобок. Это создает два четких ребра конька — внутреннее и наружное. Если желоба не будет, то лезвие конька все время станет сваливаться на сторону и правильный толчок нельзя будет совершить. Ко всему прочему, катающийся потеряет уверенность в том, что он не упадет. Поэтому заточка коньков состоит не только в том, чтобы наточить стороны лезвия, но и в том, чтобы восстановить желобок, который за время тренировок выравнивается.
      Ботинок не будет сидеть на ноге нормально, пока он не зашнурован правильно. Шнурки не должны быть слишком толстыми. Самые лучшие — нейлоновые, особенно, если они немного растягиваются. Не затягивайте шнуровку слишком туго возле пальцев, а также у верха ботинка. Если ботинок правильно зашнурован, то невозможно просунуть палец под шнурки.
      Всегда вытирайте насухо коньки после катания, а когда уходите со льда, одевайте чехлы. Удивительно, что многие катающиеся не понимают, какой страшный вред они приносят лезвиям конька, ходя по металлу и цементу без чехлов.
      Если нет какого-нибудь резинового или другого подобного мягкого покрытия, ведущего со льда в раздевалку,— чехлы просто необходимы. Они делаются из резины, пластика или дерева. Если случается так, что вы выходите на лед, забыв снять чехлы, то шумное падение, которое будет результатом вашего выхода,— самое потешное зрелище в фигурном катании. Конечно, вы будете стремиться подняться на ноги и вести себя непринужденно, но... все повторится сначала. Поэтому нужно сесть там, где вы упали, и, прежде всего, снять чехлы.

      Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В. И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974. 120 с.

3. Впервые на льду

      Вы стоите у края катка, собирая все свое мужество, чтобы в первый раз ступить на лед. Ваши ботинки хорошо зашнурованы.
      Будем считать, что вам никто не помогает. Покрепче ухватитесь за бортик катка, если он есть, и аккуратно ступите на лед. Вероятнее всего вам покажется, что никогда в жизни вы не находились в более безнадежном положении. Но будьте уверены — это чувство скоро исчезнет. Физически крепкий человек, уверенный в себе, может обойтись без посторонней помощи. Надейтесь на помощь друга лишь тогда, когда знаете, что он сам твердо стоит на коньках. Умение поддержать новичка и помочь ему приходит после значительной практики и определенного опыта. И не в этом главное: нет смысла в том, чтобы вы опирались на кого-нибудь, а он тащил вас по катку. Вы сами должны научиться держаться на льду.
      Теперь соедините ноги вместе так, чтобы они не разъезжались в стороны, и постарайтесь постоять спокойно. Ваша главная задача сейчас — двигаться вперед, не держась за бортики. На этом этапе пусть вас не смущают многие мелочи. Не обращайте внимания на ваших друзей, которые будут стоять в стороне и говорить: «Необходимо согнуть ноги в коленях, отталкиваться лезвиями коньков».
      Начало есть начало, и главное сейчас — обрести определенное равновесие, когда вы двигаетесь вперед. Вашим первым инстинктивным стремлением будет делать шаги так, как будто вы идете по земле, но вскоре вы поймете, что это неверно; и то, что это стремление неверное, не должно вас смущать; ведь вы начинаете чувствовать лед, хотя и делаете маленькие шаги.
      Как только вы сможете проехать вперед на обеих ногах достаточно уверенно, начинайте изучать правильное отталкивание.

      Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В. И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974. 120 с.

4. Падения

      Падения на льду не так неприятны, как падения на полу или на земле. Дело вот в чем — падение на льду большей частью происходит во время скольжения. И инерция скольжения уменьшает силу удара при падении. Вам могут сказать — при падении сгибайте ноги в коленях и расслабляйтесь. Теоретически все это очень хорошо, но новичок обычно оказывается на льду раньше, чем успеет подумать, что нужно делать в момент падения. Со временем вы научитесь расслабляться, но научиться падать можно только падая, и хотя это звучит несколько жестоко, но чем раньше вы упадете в первый раз и узнаете, что это такое, — тем лучше. Тот факт, что вы не ударились так сильно, как ожидали, и от этого не рассыпались, придаст вам больше уверенности.
      Если вы упали, поднимайтесь как можно быстрее. Не лежите на льду. Вы ведь только привлекаете внимание. Естественно, другие катающиеся почувствуют необходимость подойти к вам и узнать, все ли в порядке.

      Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В. И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974. 120 с.

5. Книги, статьи про фигурное катание

skateclass.ru

6. Где кататься?

gorodok.dn.ua