Автореферат
|
Петухов Алексей ВадимовичАвтореферат на тему:
«Исследование и разработка методики контроля
неоднородности воздушного зазора низковольтных асинхронных двигателей»
Руководитель: д.т.н. Рогозин Георгий Григорьевич
|
1 Вводная часть
2 Обзор
3 Заключительная часть. Основные понятия и краткое описание работы
| |
1 Вводная часть | |
Наиболее важные проблемы электроэнергетики связаны с сокращением потерь энергии и повышением надежности эксплуатации оборудования. Обе проблемы проявляются при возникновении неравномерности воздушного зазора (НВЗ), возникающего в асинхронных двигателях (АД). Указанное явление обуславливается абразивным износом подшипников, деформацией торцевых щитов машины, смешением фундаментов выносных подшипников и т.п. Поскольку воздушный зазор в АД весьма мал, то указанные причины вызывают эксцентриситет ротора, что приводит к вибрации и ускоряет износ подшипников. | |
Известно, что в результате появления значительного эксцентриситета коэффициент полезного действия АД снижается на 2,8 %, максимальный и пусковой моменты уменьшаются в пределах 20 % и 8 % соответственно, скольжение увеличивается на 10 %. В наиболее тяжелых случаях возможно касание ротора за внутреннюю поверхность статора. Возникающие при этом повреждения требуют проведения продолжительного восстановительного ремонта АД. Затраты в этом случае соизмеримы со стоимостью новой машины.
| |
К числу наиболее известных методов косвенного контроля неравномерности воздушного зазора (НВЗ) в настоящее время можно отнести метод контроля по величине синхронного индуктивного сопротивления [1], а также метод контроля по величинам индуктивного сопротивления короткого замыкания и нулевой последовательности, исследованных в ДПИ. К недостаткам указанных методов следует отнести:
Указанные методы не нашли широкого применения в промышленности. Таким образом, задача создания более эффективного метода контроля НВЗ является актуальной. Целью настоящей работы является разработка метода диагностирования, исключающего приведенные недостатки. | |
Научная новизна: создание новых решений и усовершенствования методик контроля неоднородности воздушного зазора низковольтных асинхронных двигателей.
Практическая ценность: предложенные решения дают возможность определить на ранней стадии развития повреждений и прогнозировать дальнейшие проверки или вывод в ремонт двигателя, эффективность которых в промышленных условиях неоценима.
| |
2 Обзор | |
Исследованиями данной проблемы занимается долгое время кафедра «Электрические системы и сети», ее преподаватели - Рогозин Г.Г., Пятлина Н.Г., Лапшина Н.С., студенты – Мироненко И.А., Артемчук Д.Г. Ризин С.Л., Кукуяшний Р.В. Их работы можно просмотреть перейдя в моем сайте к разделам «ссылки» и «библиотека». | |
2.2 Научная школа | |
Моим руководителем является Рогозин Георгий Григорьевич доктор технических наук, действительный член Международной академии электротехнических наук (МАЭН, г. Москва) профессор кафедры "Электрические системы" | |
2.3 Мировая ситуация | |
| |
ОСВОЕНИЕ И ОЦЕНКА МЕТОДОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТА РОТОРА АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | |
В настоящее время основными направлениями деятельности ВАСТ являются:
Основные ноу-хау:
За прошедшие годы системы диагностики, мониторинга и балансировки были внедрены на сотнях предприятий России и других стран. В настоящее время ассоциация строится на основе головного предприятия ООО "Ассоциация ВАСТ", дочернего предприятия ООО "Вибротехника", на котором сосредоточены разработки и производство продукции, а также целого ряда дочерних предприятий и филиалов, занимающихся распространением продукции ВАСТа, обслуживанием предприятий по вибродиагностике и балансировке в регионах. Основным партнером ВАСТа на международном рынке является фирма VibroTek, Inc., США, совместно с которой ВАСТ сотрудничает начиная с 1996 года в области разработки и распространения продукции. | |
Вибро-Центр Основные направления деятельности фирмы Вибро-Центр:
| |
A& Alpha consulting Комплекс работ по аудиту состояния и условий работы электрической и механической части электродвигателей и связанных с ними механических устройств на основе обработки результатов мониторинга потребляемого тока и приложенного напряжения. Выполнение мониторинга тока работающего двигателя в течение короткого интервала времени и последующий специальный спектральный анализ полученных данных позволяет определить наличие следующих повреждений:
| |
3 Заключительная часть. Основные понятия и краткое описание работы | |
3.1 Предпосылки использования данных методик | |
Повышение надежности асинхронных машин является одной из актуальных задач промышленной энергетики. Большое значение при этом имеют вопросы обеспечения допустимой степени неравномерности воздушного зазора. Эксцентриситет определяется как мера нарушения симметрии воздушного зазора по результатам непосредственных его замеров в торцевых частях расточки статора по известной формуле: , где – соответственно средняя и максимальная величины воздушного зазора. [2] | |
3.2 Особенности методики исследования | |
Из-за относительной малости воздушного зазора этот показатель оказывается весьма чувствительным к деформации замков станины, подшипниковых щитов и выработке подшипников машины в процессе эксплуатации. [3] При наличии несимметрии воздушного зазора, как известно, снижается пусковой момент, растут одностороннее магнитное притяжение и вибрация ротора, снижается из-за увеличения потерь в стали к. п. д. асинхронной машины. Определение воздушного зазора по оси каждого паза ротора можно рассчитать по выражению:
Указанные явления обусловливаются неравномерностью распределения приложенного напряжения между катушками фаз и нарушением симметрии фазных токов статора, что приводит к росту высших гармоник в магнитном потоке воздушного зазоре и увеличению индуктивностей машины. Одно из перспективных направлений эксплуатационного контроля неоднородности воздушного зазора асинхронных машин заключается в установлении и использовании диагностики экспериментальных зависимостей, которые отображают влияние данного явления на электромагнитные параметры машины. Использование нормального переходного процесса кратковременного отключения АД в качестве тестового воздействия может иметь существенное преимущество перед известными методами. Оценка эффективности исследуемого экспресс–метода требует установления диагностического параметра машины, выбора возможного диагностического сигнала и оценки его чувствительности к нарушению равномерности воздушного забора. | |
3.3 Результаты исследований | |
В процессе исследований (на данный момент) составлена программа испытаний и проведен эксперимент на базе оборудования кафедры «Общей электротехники» ДонНТУ. Для измерений использовался высокоточный измерительный аналогово-цифровой прибор РЕКОН – 08МС. В качестве тестового воздействия был использован нормальный переходный процесс кратковременного отключения АД от сети. Опыт был проведен на асинхронном двигателе общего применения с номинальным напряжением 380 В и мощностью 1.5 кВт с целью:
В результате исследований были получены качественные зависимости напряжения статора и потока рассеяния двигателя. Была разработана физическая модель диагностирования НВЗ, требующая экспериментального подтверждения. Рисунок 2 – Зависимости напряжения статора и потока рассеяния двигателя от времени: напряжения статора - синяя кривая напряжения потока рассеяния - красная кривая Проведение исследований на опытном двигателе с возможностью изменения НВЗ намечено на июнь 2007 года. При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2007 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты. | |
4 Выводы | |
Таким образом, данная методика дает теоретические посылки для разработки прибора для контроля неоднородности воздушного зазора промышленных двигателей. А данное устройство позволит за непродолжительный период измерений и обработки данных дать оценку неоднородности воздушного зазора и принять меры по устранению неравномерности, что в промышленных условиях неоценимо. Можно считать, что на данном этапе исследований методика контроля неоднородности воздушного зазора асинхронных двигателей аналитически обоснована. Однако влияние неоднородности воздушного зазора на потоки рассеяния в торце вала машины нуждаются в дальнейшем анализе. | |
5 Литература | |
|