Джерело: Источник: Образование, наука, производство/Сборник ІІІ Международной студенческой конференции. - Белгород, БГТУ им. Шухова-2006, электронный ресурс

МЕСТО АВТОТРАНСПОРТА В ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА

М.В. Тарковская, Л.В. Чайка

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Автомобильный транспорт является одной из отраслей, которая в значительной мере определяет развитие промышленности и сельского хозяйства любой страны. Поэтому мировой парк автотранспорта непрерывно возрастает, о чем свидетельствует количество автомобилей, приходящийся на тысячу жителей. Так, в США этот показатель достиг 700 единиц, в Украине – 140.

Анализ динамики роста автопарка наиболее индустриальных стран Европы за последнее десятилетие показывает, что в среднем увеличение числа транспортных средств составляет 8-10 %, в то же время в Испании он достигает 16,2 %, а в Украине всего лишь 4 %. Несмотря на то, что процент прироста в нашей стране относительно низкий, средний ежегодный по абсолютному числу единиц транспорта отвечает европейским и приближается 9 %.

Статистические данные указывают на то, что автомобильным транспортом перевозится более 60 % пассажиров и больше половины объемов всех грузов.

Доказательством отрицательного влияния автомобильного транспорта, как антропогенного источника загрязнения окружающей среды, могут служить следующие данные: с момента появления первого автомобиля до настоящего времени автотранспорт в целом «уничтожил» 170 млрд. м3 кислорода и выбросил в атмосферу 250 млрд. м3 углекислого газа, что составляет 60 – 70 % от деятельности человечества за 100 лет.

Следует учесть, что при остановке и запуске двигателя объем выхлопных газов больше, чем при равномерном движении. При техническом обслуживании (ремонт, мойка и т.д.) накапливается промасленная ветошь, продукты изнашивания и старые покрышки, а также образуются сточные воды, загрязненные нефтепродуктами.

Среди всех элементов загрязнения окружающей природной среды от автотранспорта выбросы вредных веществ в составе отработанных газов после переработки топлива в автомобильных двигателях являются самыми опасными. В их составе содержатся более 200 компонентом, но основными являются диоксид углерода, оксиды азота (в перерасчете на диоксид азота), углеводороды.

Известно, что загрязнение автомобильным транспортом атмосферного воздуха связано с количеством и видом потребляемых топлив. В таблице 1 представлено распределение потребления различных видов топлива всеми отраслями транспорта в Украине.

Таблица 1 – Распределение потребления различных видов топлив в Украине по отраслям транспорта, тонны

Виды топлива,т Отрасль транспорта Вместе
Автомобильный Железнодорожный Морской и речной
Бензин 4236175 39851 9915 4285941
Дизельное топливо 1490000 713600 323275 2523875
Сжиженный нефтяной газ 38777 2741 - 41518
Сжатый природный газ 161498 2023 12571 176092
Керосин 171 1021 161 1353
Другие виды топлива 174 - 128747 128921
Сумма, т 5926795 756236 474669 7157700
Сумма, % 83 10,5 6,5 100

Табличные данные показывают, что автомобильный транспорт потребляет львиную долю всех видов топлив (83,0 %) и при этом основным видом является бензин (71,5%).

Проблема состоит в том, что во многих городах и районах Украины с низким уровнем индустриализации часть выбросов от автотранспорта достигает 60 - 90 % от общего объема (рис.1). К таким районам относится Новоазовский, который расположен на юго-востоке Донецкой области вдоль берега Азовского моря. Как составляющая Надазовья, он является зоной рекреации, привлекающей значительное количество отдыхающих не только из Донбасса, но и из других уголков страны.

Соотношение выбросов от передвижных и стационарных источников выбросов
в Новоазовсом районе

Рисунок 1 – Соотношение выбросов от передвижных и стационарных источников выбросов в Новоазовсом районе

На рисунке четко видно, что автотранспорт является самым значимым источником загрязнения атмосферного воздуха в Новоазовском районе.

Выбор объекта исследования обусловлен тем, что на территории этого района расположен Региональный ландшафтный парк “Меотида”, общей площадью 13016,9 гектаров. РЛП “Меотида” создан с целью сохранения, возрождения и эффективного использования природных комплексов Надазовья, имеющего огромное значение не только с экологической точки зрения, но и представляющего также историко-культурную, научную, просветительскую и эстетическую ценность Донбасса.

Данная территория круглогодично испытывает сильное негативное влияние именно от автомобильного транспорта, то естественно, но в летние месяцы, что естественно, антропогенная нагрузка увеличивается. Это связано с тем, что в это время здесь концентрируются несбалансированные потоки отдыхающих, численность которых приблизительно в три раза превышает численность жителей этой местности.

В работе представлены результаты расчетов количества компонентов-загрязнителей атмосферного воздуха от автомобильного транспорта и приведены размеры социально – экономического ущерба Новоазовского района за период 2000 – 2005 годов и сделан прогноз на 2010 год.

Для расчета количества выбросов загрязняющих веществ (Qi) была использована формула:

Qi = Qt * Bi

де Qt - – количество топлива, которое сгорело, т/год;
Bi - удельное количество выбросов при сжигании 1 т бензина, т/т.

Для оценки социально-экономического ущерба, который ежегодно наносится автомобильным транспортом, расчет проводился по формуле:

Yатм. = y*g*Gi * Ri*f

де Yатм. - величина ущерба, наносимого атмосфере в результате загрязнения , грн./год;
у - величина, которая определяет причиненный ущерб одной условной тонной загрязняющих веществ, грн./усл.т, (g =3,3);
g - безразмерный коэффициент относительной опасности, который принимается в зависимости от типа территории загрязнения, (g = 10);
Gi - масса і-ого загрязняющего компонента, выбрасываемого выбрасывает автомобилем за определенный период, усл. т.;
Ri - коэффициент относительной агрессивности загрязняющих веществ (RСО=1,0;RNOx=41,1;RCmHn=3,16);
f- безразмерный коэффициент, который учитывает характер рассеивания газообразных загрязняющих веществ и частиц в атмосфере,(f=1,49).

Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика выбросов основных загрязняющих компонентов в отработанных газах автомобилей и величина социально- экономического ущерба

Годы Основные вредные вещества, т/год Величина социально-экономического ущерба, тыс.грн./год
СО NOx CmHn
2000 955,2 63,7 159,2 200,4
2003 1364,6 91,0 227,4 286,3
2005 1910,3 127,4 318,4 400,8
2010 9551,5 636,5 1591,9 2003,9

С учетом того факта, что в недалеком будущем следует ожидать резкого роста парка автотранспортных средств, логично предположить увеличение выбросов загрязняющих компонентов, которые негативно влияют не только на окружающую природную среду , но и здоровье населения, особенно, детского.

Анализ данных показывает, что величина социально-экономического ущерба к 2010 году возрастет практически в пять раз в сравнении с 2005 годом. Естественно, что антропогенная нагрузка, создаваемая автомобильным транспортом, резко ухудшит состояние атмосферного воздуха Надазовья.

Учитывая тот факт, что на территории РЛП “Меотида” гнездятся во время сезонных миграций сотни тысяч птиц, многие из которых занесены в Красную книгу Украины, то особенную тревогу вызывает непосредственная близость автострады Ростов-Мариуполь.

Полученные результаты указывают на то, что необходимо ввести в действие ряд мероприятий, направленных на строгое выполнение Закона Украины “Об охране атмосферного воздуха”, а так же таких, которые обеспечат защиту неповторимой заповедной территории.

Величина социально-экономического ущерба позволяет определить размеры соответствующих расходов, направленных на внедрение мероприятий, уменьшающих антропогенное влияния на окружающую природную среду, решение проблемы эффективности предупреждающих природоохранных мероприятий также связано и с внедрением альтернативных видов топлива и конструкционных усовершенствований двигателей внутреннего сгорания.

Необходимость предусмотрение рассредоточения автомагистралей таким образом, чтобы максимально ограничить их приближение к границам РЛП “Меотида”.

В период летних отпусков увеличить число контрольно – пропускных пунктов на въездах в рекреационные зоны района. Для личного автотранспорта оборудовать специальные автоплощадки, располагаемые вне рекреационных зон.

Разработка системы отраслевого мониторинга района позволит предотвратить или существенно снизить антропогенную нагрузку, обеспечить защиту жемчужины не только Донбасса, но и всей Украины.

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Автореферат Биография Библиотека Отчет о поиске Индивидуальное задание Ссылки

Вверх