Джерело: Вісник Донбаської національної академії будівництва і архітектури/Збірка доповідей та повідомлень ІV Міжнародної наукової конференції. - Макіївка, ДОНАБА-2005, 6-9с.
ПРАКТИКА - ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ЭКОЛОГА
Нынешнее поколение вступает в жизнь в эпоху не только бурного развития науки и техники,
а и негативных последствий научно-технической революции при наблюдающемся демографическом
взрыве. Неконтролируемый рост населения Земли, численность которого уже превосходит
критическую точку, все большее загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы, накопление
огромных объемов отходов антропогенной и техногенной деятельности при одновременном истощении
большинства полезных природных ископаемых и ресурсов привели к развитию глобальной экологической
катастрофы. Биосфера сегодня уже не в состоянии саморегулироваться и самовосстанавливаться – она
все дальше активно деградирует.
Для выживания в сложившейся ситуации Человеку нужно коренным образом изменить свои взгляды
на жизнь. Эра гуманности хороша только тогда, когда помощь другим слабым собратьям не приведет к
уничтожению биологического вида “Homo sapiens”. Поэтому нельзя скатиться к уровню зверей,
перейдя к внедрению правила силы: кто сильнее тот и выжил. В этих условиях человечеству
необходима новая философия жизни, высокая экологическая культура и сознательность.
В общем виде под экологическим сознанием понимается массовая обеспокоенность населения
состоянием окружающей природной среды, хотя более правильным было бы это называть осознанностью.
Понимание экологической ситуации является элементом триединого процесса: восприятие - понимание
– действие. При отсутствии всеобщего экологического мышления любая экономика, в том числе и рыночная,
сведет на нет все природоохранные мероприятия, направленные на поддержание в биосфере биогеохимических
функций, от которых зависит жизнь на Земле.
В современных условиях специалисты любого профиля уже не могут обойтись без, хотя бы, общего
знакомства с фундаментальными законами экологии.
Согласно идеи о переходе всех государств на путь устойчивого развития, которая была декларирована
на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 год), в основе этого
процесса лежат согласование и гармонизация социальной, экономической и экологической составляющих
нынешнего поколения, но не за счет будущих. Поэтому в триаде: человек – хозяйство – природа обобщается
наряду с процессами выживания и воспроизведения генофонда наций, активизация каждого отдельного человека
в обществе, ориентация на снижение уровня антропогенного влияния на природную среду и гармонизацию развития
системы “человека в природе”.
Если нравственная личность занимает позицию уважения к природе, она принимает систему нормативных
принципов и обязуется их соблюдать. Эти принципы включают как стандарты добродетельного характера
так и нормы правильного поведения. Отношение уважения к природе воплощается или выражается в характере
и поведении личности и закладывается с детства. В процессе взросления они только подвергаются небольшой
корректировке.
Основными постулатами, выполнение которых характеризует человека как личность экологически
воспитанную, являются: не вреди; не вмешивайся; не обманывай надежд; возмести ущерб.
Вместе с тем, когда мы говорим о духовно-нравственном аспекте экологического совершенствования человека,
то имеем в виду отношение человека и общества не только к природе, но и к самому себе, животному
и растительному миру, ко всему окружающему. Достигнуть такого совершенства возможно при условии
непрерывности цепочки: семья – детские учреждения – школы – вузы – организации общественные и
государственные – предприятия – личность – общество.
Процессы экологического воспитания и образования неразделимы и находятся в постоянном взаимодействии,
особенно при подготовке специалистов – экологов.
Экологическое образование в период перехода Украины к устойчивому развитию должно быть целостным
в методологическом отношении, базироваться определенным образом на национальных традициях, обычаях и историческом
опыте украинского народа, быть хорошо апробированном с философских и психолого-педагогических позиций.
Учебные и производственные практики играют важную роль для будущего
инженера-эколога не только в плане применения и закрепления теоретических знаний,
а в первую очередь, они направлены на воспитание внутренней установки и формирования
устойчивых критериев экологического мышления, когда студент стремится познать природу,
оценить свои действия и общества по отношению к последней.
Особенно остро проявляются такие ощущения, когда вплотную соприкасаешься с объектами и
территориями, находящимися под охраной государства. В такие моменты осознаешь глубину
декларируемых национальных приоритетов, таких как:
обеспечение надежной охраны и сохранения лесных, водных, земельных ресурсов;
способствование восстановлению экосистем и биологических видов, которые находятся на грани
исчезновения;
сохранение биологического разнообразия региона, государства.
Площадь природно-заповедного фонда Донецкой области составляет приблизительно 3 % территории области,
включает 113 объектов, одним из которых является региональный ландшафтный парк “Меотида”.
Летом 2004 года в течение трех недель полевой практики нам, студентам второго курса, была предоставлена
возможность воочию убедиться в уникальности ландшафта, климата, животного и растительного мира прибрежной
полосы Азовского моря.
Ведь Таганрогский залив, часть акватории которого входит в границы РЛП “Меотида”, является одним из
наиболее продуктивных регионов Мирового океана. Экологический кризис морских систем, в первую
очередь, затронул прибрежные зоны. Поэтому многие виды ихтиофауны, орнитофауны занесены в
Красную Книгу. Среди них следует отметить белугу, шипа, рыбца малого, дельфина-азовку, пеликана
розового, огара, гоголя и других.
Если учесть, что непосредственно на побережье расположены 20 населенных пунктов общей численностью
около 600 000 человек, а также зона отдыха в виде пансионатов и детских лагерей, то становится понятным
необходимость создания РЛП “Меотида” и значимости всех направлений его деятельности.
Здесь сохранились более 60 памятников археологии от раннего палеолита до начала ХХ столетия,
фрагменты традиционной культуры и застройки украинцев, греков, донских казаков, а самое главное –
уголки неповторимой девственной природы.
Непосредственное знакомство с уникальным уголком природы, сохранившемся в окружении таких гигантов
промышленности как металлургические комбинаты города Мариуполя “Азовсталь” и имени Ильича, вызывает
удивление и восхищение одновременно.
В рамках общегосударственной программы формирования национальной экологической сети сотрудникам
РЛП “Меотида” необходимо прилагать очень много усилий по расширению и восстановлению этого природного
комплекса, чтобы нейтрализовать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности.
Мы оказывали посильную помощь в наблюдениях и описании мест гнездования и взаимоотношений между птицами.
Чайки, утки, гуси, цапли, крачки, кулики, бакланы – это те птицы, за которыми нами велись наблюдения.
Особенно интересен черный баклан, занесенный также в Красную Книгу Украины, который появляется на Кривой
косе только во время миграции. Своей прожорливостью он не дает возможности вести нормальный образ жизни другим
птицам – им нечем питаться, если он располагается рядом. Что делать? Ведь нельзя охранять одну птицу за счет других.
Очень важно отслеживать численность перелетных птиц. Наблюдать птичьи игры, высиживание и выхаживание птенцов.
Сопричастность к тому, что, казалось бы, нас не касается, вызывает чувство гордости: одно дело,
прогуливаться по косе, восхищаться красотой, индивидуальностью птиц, другое – отмечать многие
моменты с профессиональной точки зрения, искать научно-практические пути решения насущных проблем.
В реальных условиях мы осознали, как хрупок мир, в котором вместе с нами живут и дышат птицы, рыбы, животные,
насекомые. Поскольку говорить и думать дано человеку, он и обязан любить и заботиться обо всех.
А коль человек решил посвятить свою профессиональную деятельность экологии, то главной целью
его жизни должна стать этика уважения к природе и воспитание у других людей соблюдения принципов
невмешательства в природный мир или достижения оптимального равновесия в системе “человек - природа”.