Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения, гласит народная мудрость.
Но не только... Автомобиль может быть очень опасен для жизни человека, и дело здесь
не в дорожно-транспортных происшествиях Выхлопные газы являются серьезным источником
загрязнения атмосферного воздуха. Вернее, опасны не сами выбросы, а их способность
вступать в фотохимические реакции и образовывать более сложные и токсичные вещества,
в результате появления которых на улицах образуется так называемое вторичное загрязнение.
Жители Усть-Каменогорска могут частенько наблюдать у себя последствия выбросов от
автотранспорта. В научной литературе это называется «лос-анджелесский смог», для него
характерно- время максимального сгущения-полдень, месяцы проявления-август и сентябрь,
что и наблюдается в городе в последние два года.
В середине 90 годов устькаменогорцы приобретали примерно 300-400 машин в год,
сейчас же эта цифра возросла до 3-4 тысяч С одной стороны - улучшение уровня жизни
населения города, с другой - повышение загазованности воздуха. Усть-Каменогорск
и так не может похвастаться чистой экологией, как, впрочем, и многие другие города
Казахстана По объемам выбросов город стоит на седьмом месте после таких городов, как Балхаш,
с выбросами около 500 тыс тонн в год, Темиртау, Экибастуз, Аксу, Жезказган и
Павлодар В Усть-Каменогорске объем выбросов от стационарных источников составляет 107 тыс. тонн.
К ним примешиваются еще и выбросы от автотранспорта, которые составляют примерно 50 процентов
от выбросов стационарных источников.
Загрязнение атмосферы города в большей степени усугубляется физико-географическим
положением и климатическими условиями, не способствующими рассеиванию загрязняющих
веществ в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ), штилевой погоды.
По данным Восточно-Казахстанского центра гидрометеорологии в 2003 году
прогнозировались 106 дней с НМУ. Для сравнения: в Балхаше штили составляют
лишь два процента годового времени, это около 10 дней в году.
Предприятия Усть-Каменогорска на время НМУ снижают выбросы в соответствии
с установленными требованиями на 10-20 процентов, что подтверждается
инспекторскими проверками. Движение же автомобильного транспорта в это время
никто не контролирует В результате чего в безветренную погоду можно наблюдать
фотохимический смог, причиной которого является вторичное загрязнение
в результате фотохимических реакций от выбросов автотранспорта.
Реакционно способные в атмосфере углеводороды окисляются и образуют более
токсичные вещества, чем выбрасываемые от стационарных источников.
Здесь еще необходимо учитывать, что выбросы от стационарных источников
идут через высокую трубу, и прежде чем они дойдут до человека, проходит
какое-то время, а выбросы от автотранспорта как раз приходятся на уровень дыхания
Тут же выбросил, тут же вдохнул.
Степень токсичности выхлопных газов и, соответственно, воздействие на организм
зависит от многих факторов: качества топлива, технического состояния четырехколесного
друга и т.д. Качество бензина, поставляемого в Восточно-Казахстанскую область
и Усть-Каменогорск, контролирует управление Госнадзора и Госстандарта по ВКО.
Пробы берутся как с действующих АЗС, так и оптовых складов и направляются в
лабораторию научно-производственного центра по сертификации автомобильного
топлива и масел,созданную в 2002 году на базе Восточно-Казахстанского
государственного технического университета. По заключению центра выдается
или не выдается разрешение на реализацию данной продукции. Оказалось, что
любителей получить неплохую прибыль без особых ухищрений от продажи
некачественного бензина не так уж мало.
Особенно распространенными оказались махинации вокруг октанового числа.
Например, бензин с низким октановым числом выдавали за марку с более высоким.
Также добавляют различного рода присадки. Если подобные нарушения выявлялись
во время проверки, бензин снимали с реализации, а владельцев АЗС штрафовали.
Однако в 2003 году был объявлен мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса.
С одной стороны, поддержка предпринимателей, но поддержка-то эта получается
за счет здоровья горожан! В том же году в июне месяце Правительство выпустило постановление,
которое обязало контролирующий орган предупреждать субъект малого предпринимательства
о начале плановой проверки за две недели. За это время можно все недочеты спрятать,
а в емкости налить качественный бензин. Толку от этих проверок маловато будет.
Качество выбросов выхлопной трубы железного коня не контролируется.
Частный транспорт проходит диагностику один раз в год перед техосмотром, а такси и
автобусы - один раз в квартал, и не чаще.
Существующие нормативные акты разрешают остановить автомобиль для проверки
технического состояния, только если нет отметки о прохождении техосмотра
или есть неисправность, угрожающая безопасности движения. Для решения
проблемы загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта Восточно-Казахстанское
областное территориальное управление охраны окружающей среды обращалось
к городскому акимату и маслихату с предложением принять нормативные акты,
регламентирующие эксплуатацию автотранспорта в Усть-Каменогорске в периоды НМУ.
Выступило с инициативой разработки и реализации схемы озеленения города,
обязательного полива улиц в период НМУ. Как показывает мировой опыт, решений проблемы
загрязнения атмосферного воздуха фотохимическим смогом много, необходимо только выбрать,
какое из них подходит нашему городу.
Збір за спеціальне використання природних ресурсів встановлюється на основі
нормативів зборів і лімітів їх використання.