Библиотека

Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов.

Абросимов А.Г.

источник: URL:http://ido.rudn.ru/vestnik/2004/6.pdf


В статье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Последнее особенно актуально в связи с развитием новых форм образовательного процесса: экстерната, дистанционного обучения, системы непрерывного образования для взрослых, в которых обучающийся - основной (или единственный) субъект процесса [1].

Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей, функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т. д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей.

Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей

мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.

Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин - временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в вузе является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:

- расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;

- активному приобретению новых знаний;

- развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;

- проявлению индивидуальности студента;

- формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.

Наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:

- освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;

- подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;

- подготовка к опросу, коллоквиуму;

- подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;

- выполнение домашних контрольных работ и заданий;

- написание рефератов, докладов, статей;

- подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;

- выполнение курсовых работ (проектов);

- написание отчета по практике;

- выполнение дипломной работы (проекта).

К внеаудиторной деятельности мы относим любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.

Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих студентов и не подлежит оценке со стороны преподавателя, который сам может в ней участвовать вместе со студентами, но учитывается на соответствующем факультете или кафедре для более адекватной оценки качеств учащихся. Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности (студенческая студия, мастерская, студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество и т. д.).

Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных

методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки.

Возрастание роли информационных технологий (ИТ) в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и вне учебных задач. Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста.

В настоящее время в некоторых вузах традиционной стала такая форма внеаудиторной работы как олимпиада по информатике, математике и другим дисциплинам, конференции по разработке и использованию современных информационных технологий в различных предметных областях, участие в выполнении научно-исследовательских работ, работа в студенческих конструкторских бюро, работа в тренинговых классах, участие в смотрах студенческого компьютерного творчества, и др. При этом все проводимые мероприятия учитывают специфику, имеют большой обучающий эффект и вызывают значительный интерес и высокий уровень профессионально-познавательной активности студентов. Цели и задачи внеаудиторной работы организаторами (студентами и преподавателями кафедры) могут быть сформулированы следующим образом:

- формирование и развитие навыков и творческих подходов к решению профессиональных задач;

- знакомство студентов с использованием средств ИТ в различных областях науки, техники, практики и в организации образовательной деятельности;

- формирование информационной культуры студентов;

- объединение усилий студентов для более глубокого изучения аспектов информатизации общества и образования.

В процессе работы над выбранным проектом студенты получают разнообразные знания и навыки по поиску и обработке информации, созданию Internet-ресурсов, использованию офисных пакетов, общению в процессе выполнения работ и выработке навыков коммуникативной деятельности и т. д.

Таким образом, участвуя в проекте, студенты приобретают новые знания и навыки, необходимые для будущей профессиональной работы. Кроме того, они получают практические навыки предметного и межпредметного взаимодействия (с представителями других областей научного знания) в освоении средств ИТ.

Одним из важных видов развития и активизации внеаудиторной деятельности студентов является участие в работе Студенческого научного общества (СНО).

В рамках студенческого научного общества осуществляются научно-исследовательские работы студентов (НИРС), ориентированные на реализацию исследовательских проектов СНО, средством выполнения которых являются информационные технологии.

В качестве основных направлений деятельности СНО по освоению и использованию современных ИТ можно выделить следующие:

- изучение существующих программных продуктов компьютерной поддержки будущей профессиональной деятельности;

- освоение средств дизайна (WEB-дизайн, компьютерная графика и т. д.);

- изучение языков и средств программирования и их использование в соответствующих проектах;

- изучение технологий Internet;

- изучение и применение технологий проектирования и поддержки информационных систем;

- освоение мультимедийных технологий;

- участие в выполнении научно-исследовательских работ.

В качестве результатов внеаудиторной деятельности студентов рассматривается реализация проектов, направленных, например, на разработку технологической базы для построения системы дистанционного обучения; программного обеспечения для компьютерной поддержки изучения различных дисциплин; сайтов СНО и кафедры; информационных систем управления учреждением (на примере вуза).

Таким образом, можно определить следующие области использования ИТ во внеаудиторной деятельности студентов.

1. Непосредственное изучение средств ИТ для решения поставленных практических и научно-исследовательских задач, реализации творческих коллективных и индивидуальных проектов.

2. Подготовка и проведение олимпиад, подготовка к проведению секционных занятий СНО (информационные технологии выступают в качестве источника информации). Информационные ресурсы, предоставляемые в распоряжение студента-исследователя сетью Интернет огромны и очень важно при этом выбрать свой, наиболее оптимальный «информационно-знаниевый» маршрут.

3. Использование информационных технологий в качестве средства деятельности, где они выступают в различных видах внеаудиторной деятельности студентов: при выполнении конкурсных работ для смотров компьютерного творчества, издании электронной Интернет-газеты, выполнении исследовательских проектов в рамках СНО и др.

4. Использование освоенных ИТ при подготовке рефератов, отчетов, при выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) и другие.

В настоящее время почти во всех вузах в той или иной мере ведутся разработки в области организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий. Так, есть опыт организации внеаудиторной и самостоятельной работой с использованием обучающих программ, электронных учебных пособий по различным курсам, системы проектных заданий. Однако при использовании этих методов возникает потребность в дополнительных организационных мероприятиях. Например, система проектных заданий не включает в себя организацию доступа к ресурсам, необходимым для выполнения этого задания, в лучшем случае преподаватель дает ссылки на литературные источники и задает формы отчетности.

Обобщая все достоинства и недостатки существующих форм и методов, а также анализируя положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на внеаудиторную и самостоятельную работу, становится ясно, что целесообразно создавать интегрированную систему организации этой работы на основе информационно-образовательной среды £ИОС) вуза.

Системообразующими подходами при создании ИОС предлагаются деятельностный и системный. На основе анализа имеющегося опыта и видов деятельности студентов в учебном процессе в Самарской государственной экономической академии были выделены следующие компоненты образовательной среды (рис. 1).

Каждый компонент является микросредой, внутри которой студент осуществляет деятельность определенного типа. Например, при работе с информативно-организационным компонентом студент может планировать свою самостоятельную деятельность на семестр, месяц, неделю, ориентироваться в информационно-образовательном пространстве специальности, выбирать направление своей научно-исследовательской деятельности. Модуль планирования, являющийся составной частью компонента, позволяет не только узнать, где и когда проходят консультации преподавателей, но задать им вопрос и получить ответ, используя электронную почту, экономя таким образом и свое время, и время преподавателя.

Работая с учебным компонентом, студент сможет получить новые знания, умения и навыки, а также закрепить и углубить имеющиеся. Использовать электронные учебно-методические материалы, представленные в среде для опережающего обучения и подготовки к занятиям. Блок проектов кроме тематики содержит так называемые планы работы над выбранным проектом. Такой план включает в себя разбивку на этапы с указанием основных видов работ и сроков их выполнения. Методические разработки по выполнению проектов содержат также требования, предъявляемые к готовому проекту, что облегчает оценку работы.

Основные компоненты информационных ресурсов ИОС вуза

Рис. 1. Основные компоненты информационных ресурсов ИОС вуза

При работе с компонентом дополнительных ресурсов студент получает доступ к электронным каталогам библиотек, как внутренним, так и внешним, к базе данных различных самоучителей и электронных учебников, к имеющимся разработкам по выбранной теме. Важность этого компонента заключается в первую очередь в организации быстрого доступа к искомому материалу. Здесь студент может ознакомиться с опытом старших курсов, взять на вооружение примеры из электронных учебников, выйти за рамки минимально требуемого материала и получить доступ к иным источникам информации.

Информативно-организационный компонент и, в частности, модуль планирования и информационный модуль позволяют сформировать положительную мотивацию к самостоятельному, правильному планированию своей деятельности, что в дальнейшем повлияет на качественную сторону выполняемой работы.

В связи с развитием открытой информационно-образовательной среды вуза (рис. 2) актуальными стали вопросы создания её методической, технологической, технической и организационной основы в вузе.

Информационно-образовательная среда вуза - это интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил её поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информации информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований, профессиональное консультирование обучающихся в вузе.

Основным структурным элементом, обеспечивающим и реализующим учебный процесс, является кафедра, поэтому основным элементом ИОС является виртуальное представительство кафедры. Виртуальное представительство кафедры - информационные базы, содержащие электронные каталоги, электронные ИОР, обучающие системы, виртуальные лаборатории и практикумы и программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных образовательных услуг, взаимодействие с ИОС, защиту ресурсов, типовой интерфейс и навигацию, обеспечивающие поддержку учебного процесса по дисциплинам кафедры через корпоративную сеть вуза. Базовая структура ИОР определяется унифицированным учебно-методическим комплексом (УМК), на основе которого создается электронный УМК.

Информационно-образовательная среда реализована с использованием web-технологий и отвечает требованию открытости. Централизация методического и программного обеспечения (информационно-образовательных ресурсов), с одной стороны, и широкий доступ к представленным знаниям с помощью корпоративных средств телекоммуникации, с другой стороны, позволяет оперативно

обновлять и развивать содержание обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Очевидно, что создание информационно-образовательной среды вуза интегрирует накопленные в вузе научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования.

Поддержка учебного процесса такими технологиями формирует у студентов навыки работы в глобальной сети и, как следствие этого, формирует творческое мышление.

Структура ИОС вуза

Рис. 2. Структура ИОС вуза

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства вуза. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

Литература
  1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, №6,2003.
  2. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П. и др. Открытое образование - объективнаяпарадигма XXI века. - М: Изд-во МЭСИ, 2000.
  3. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 1984.
  4. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.
  5. Фуряева Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. -Красноярск, 1987.
  6. Моисеев В.Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. -Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2002.
  7. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза: Изд-во Пензехнол. ин-та, 2002.