В статье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Последнее особенно актуально в связи с развитием новых форм образовательного процесса: экстерната, дистанционного обучения, системы непрерывного образования для взрослых, в которых обучающийся - основной (или единственный) субъект процесса [1].
Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей, функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т. д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей.
Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей
мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.
Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.
Среди основных задач современного образования есть задача развития личности учащегося вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин - временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в вузе является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной и внеаудиторной работы, которая должна способствовать:
- расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
- активному приобретению новых знаний;
- развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
- проявлению индивидуальности студента;
- формированию практических навыков в решении ситуационных задач.
В целом самостоятельная и внеаудиторная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.
Наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:
- освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;
- подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
- подготовка к опросу, коллоквиуму;
- подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;
- выполнение домашних контрольных работ и заданий;
- написание рефератов, докладов, статей;
- подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;
- выполнение курсовых работ (проектов);
- написание отчета по практике;
- выполнение дипломной работы (проекта).
К внеаудиторной деятельности мы относим любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.
Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих студентов и не подлежит оценке со стороны преподавателя, который сам может в ней участвовать вместе со студентами, но учитывается на соответствующем факультете или кафедре для более адекватной оценки качеств учащихся. Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности (студенческая студия, мастерская, студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество и т. д.).
Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, осуществляется на основе современных технологий, активных
методов обучения и является важным элементом их профессиональной подготовки.
Возрастание роли информационных технологий (ИТ) в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и вне учебных задач. Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста.
В настоящее время в некоторых вузах традиционной стала такая форма внеаудиторной работы как олимпиада по информатике, математике и другим дисциплинам, конференции по разработке и использованию современных информационных технологий в различных предметных областях, участие в выполнении научно-исследовательских работ, работа в студенческих конструкторских бюро, работа в тренинговых классах, участие в смотрах студенческого компьютерного творчества, и др. При этом все проводимые мероприятия учитывают специфику, имеют большой обучающий эффект и вызывают значительный интерес и высокий уровень профессионально-познавательной активности студентов. Цели и задачи внеаудиторной работы организаторами (студентами и преподавателями кафедры) могут быть сформулированы следующим образом:
- формирование и развитие навыков и творческих подходов к решению профессиональных задач;
- знакомство студентов с использованием средств ИТ в различных областях науки, техники, практики и в организации образовательной деятельности;
- формирование информационной культуры студентов;
- объединение усилий студентов для более глубокого изучения аспектов информатизации общества и образования.
В процессе работы над выбранным проектом студенты получают разнообразные знания и навыки по поиску и обработке информации, созданию Internet-ресурсов, использованию офисных пакетов, общению в процессе выполнения работ и выработке навыков коммуникативной деятельности и т. д.
Таким образом, участвуя в проекте, студенты приобретают новые знания и навыки, необходимые для будущей профессиональной работы. Кроме того, они получают практические навыки предметного и межпредметного взаимодействия (с представителями других областей научного знания) в освоении средств ИТ.
Одним из важных видов развития и активизации внеаудиторной деятельности студентов является участие в работе Студенческого научного общества (СНО).
В рамках студенческого научного общества осуществляются научно-исследовательские работы студентов (НИРС), ориентированные на реализацию исследовательских проектов СНО, средством выполнения которых являются информационные технологии.
В качестве основных направлений деятельности СНО по освоению и использованию современных ИТ можно выделить следующие:
- изучение существующих программных продуктов компьютерной поддержки будущей профессиональной деятельности;
- освоение средств дизайна (WEB-дизайн, компьютерная графика и т. д.);
- изучение языков и средств программирования и их использование в соответствующих проектах;
- изучение технологий Internet;
- изучение и применение технологий проектирования и поддержки информационных систем;
- освоение мультимедийных технологий;
- участие в выполнении научно-исследовательских работ.
В качестве результатов внеаудиторной деятельности студентов рассматривается реализация проектов, направленных, например, на разработку технологической базы для построения системы дистанционного обучения; программного обеспечения для компьютерной поддержки изучения различных дисциплин; сайтов СНО и кафедры; информационных систем управления учреждением (на примере вуза).
Таким образом, можно определить следующие области использования ИТ во внеаудиторной деятельности студентов.
1. Непосредственное изучение средств ИТ для решения поставленных практических и научно-исследовательских задач, реализации творческих коллективных и индивидуальных проектов.
2. Подготовка и проведение олимпиад, подготовка к проведению секционных занятий СНО (информационные технологии выступают в качестве источника информации). Информационные ресурсы, предоставляемые в распоряжение студента-исследователя сетью Интернет огромны и очень важно при этом выбрать свой, наиболее оптимальный «информационно-знаниевый» маршрут.
3. Использование информационных технологий в качестве средства деятельности, где они выступают в различных видах внеаудиторной деятельности студентов: при выполнении конкурсных работ для смотров компьютерного творчества, издании электронной Интернет-газеты, выполнении исследовательских проектов в рамках СНО и др.
4. Использование освоенных ИТ при подготовке рефератов, отчетов, при выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) и другие.
В настоящее время почти во всех вузах в той или иной мере ведутся разработки в области организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий. Так, есть опыт организации внеаудиторной и самостоятельной работой с использованием обучающих программ, электронных учебных пособий по различным курсам, системы проектных заданий. Однако при использовании этих методов возникает потребность в дополнительных организационных мероприятиях. Например, система проектных заданий не включает в себя организацию доступа к ресурсам, необходимым для выполнения этого задания, в лучшем случае преподаватель дает ссылки на литературные источники и задает формы отчетности.
Обобщая все достоинства и недостатки существующих форм и методов, а также анализируя положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на внеаудиторную и самостоятельную работу, становится ясно, что целесообразно создавать интегрированную систему организации этой работы на основе информационно-образовательной среды £ИОС) вуза.
Системообразующими подходами при создании ИОС предлагаются деятельностный и системный. На основе анализа имеющегося опыта и видов деятельности студентов в учебном процессе в Самарской государственной экономической академии были выделены следующие компоненты образовательной среды (рис. 1).
Каждый компонент является микросредой, внутри которой студент осуществляет деятельность определенного типа. Например, при работе с информативно-организационным компонентом студент может планировать свою самостоятельную деятельность на семестр, месяц, неделю, ориентироваться в информационно-образовательном пространстве специальности, выбирать направление своей научно-исследовательской деятельности. Модуль планирования, являющийся составной частью компонента, позволяет не только узнать, где и когда проходят консультации преподавателей, но задать им вопрос и получить ответ, используя электронную почту, экономя таким образом и свое время, и время преподавателя.
Работая с учебным компонентом, студент сможет получить новые знания, умения и навыки, а также закрепить и углубить имеющиеся. Использовать электронные учебно-методические материалы, представленные в среде для опережающего обучения и подготовки к занятиям. Блок проектов кроме тематики содержит так называемые планы работы над выбранным проектом. Такой план включает в себя разбивку на этапы с указанием основных видов работ и сроков их выполнения. Методические разработки по выполнению проектов содержат также требования, предъявляемые к готовому проекту, что облегчает оценку работы.
Рис. 1. Основные компоненты информационных ресурсов ИОС вуза
При работе с компонентом дополнительных ресурсов студент получает доступ к электронным каталогам библиотек, как внутренним, так и внешним, к базе данных различных самоучителей и электронных учебников, к имеющимся разработкам по выбранной теме. Важность этого компонента заключается в первую очередь в организации быстрого доступа к искомому материалу. Здесь студент может ознакомиться с опытом старших курсов, взять на вооружение примеры из электронных учебников, выйти за рамки минимально требуемого материала и получить доступ к иным источникам информации.
Информативно-организационный компонент и, в частности, модуль планирования и информационный модуль позволяют сформировать положительную мотивацию к самостоятельному, правильному планированию своей деятельности, что в дальнейшем повлияет на качественную сторону выполняемой работы.
В связи с развитием открытой информационно-образовательной среды вуза (рис. 2) актуальными стали вопросы создания её методической, технологической, технической и организационной основы в вузе.
Информационно-образовательная среда вуза - это интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил её поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информации информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований, профессиональное консультирование обучающихся в вузе.
Основным структурным элементом, обеспечивающим и реализующим учебный процесс, является кафедра, поэтому основным элементом ИОС является виртуальное представительство кафедры. Виртуальное представительство кафедры - информационные базы, содержащие электронные каталоги, электронные ИОР, обучающие системы, виртуальные лаборатории и практикумы и программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных образовательных услуг, взаимодействие с ИОС, защиту ресурсов, типовой интерфейс и навигацию, обеспечивающие поддержку учебного процесса по дисциплинам кафедры через корпоративную сеть вуза. Базовая структура ИОР определяется унифицированным учебно-методическим комплексом (УМК), на основе которого создается электронный УМК.
Информационно-образовательная среда реализована с использованием web-технологий и отвечает требованию открытости. Централизация методического и программного обеспечения (информационно-образовательных ресурсов), с одной стороны, и широкий доступ к представленным знаниям с помощью корпоративных средств телекоммуникации, с другой стороны, позволяет оперативно
обновлять и развивать содержание обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Очевидно, что создание информационно-образовательной среды вуза интегрирует накопленные в вузе научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования.
Поддержка учебного процесса такими технологиями формирует у студентов навыки работы в глобальной сети и, как следствие этого, формирует творческое мышление.
Рис. 2. Структура ИОС вуза
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства вуза. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.