Библиотека

Технология конструирования мультимедийного урока.

Абросимов А.Г.

источник: ЖУРНАЛ "УЧИТЕЛЬ" № 2,март-апрель 2004
URL:http://www.ychitel.com/journal/journ02-04/journ02-04p1.html

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. За последние годы заметно возросло качество обучающих программ, в разработке которых нередко принимают участие лучшие педагоги-дидакты, специалисты-предметники, программисты, психологи, художники-дизайнеры. Казалось, цель создателей этих обучающих программ достигнута: обучаемый может обойтись и без учителя.
Такой подход к процессу обучения легко объясним. Наиболее радикальные сторонники образовательных технологий, в том числе и компьютерных, становятся своеобразными заложниками средств обучения, которые играют решающую роль в реализации их теоретических идей. Однако на деле все гораздо сложнее. Внедрение образовательных технологий в массовую школу, так же, как и практическое использование компьютерных обучающих программ, показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. Ему важно лишь определить свое место и усвоить новые роли в образовательном процессе.
Между тем, основная масса учителей не готова воспринимать информационные технологии как новую, неотъемлемую часть человеческой жизни, имеющую значение не только для производства, но и для социальной сферы. Несмотря на принимающиеся меры, большинство педагогов остается компьютерно безграмотными. Психологи говорят даже о так называемом “компьютерном страхе” взрослого. В отличие от ребенка, которому освоение “электронки” достается в основном довольно легко, взрослый, в том числе и учитель, при обучении ПК боится допустить ошибку, часто ищет оправдание в своих первых неудачах.
Наблюдается даже агрессивное неприятие компьютерных технологий. Наконец, при начавшемся компьютерном оснащении школ не накопилось еще достаточного опыта использования достижений информационно-компьютерных технологий в повседневной практике учителя. Необходимо осмысление нового уровня информационного обеспечения в обучении, выработки конкретных методик использования обучающих компьютерных программ.
Почему же на первый план выдвигается принципиально новое видение роли учителя в усвоении знаний и работе учащихся с информацией? Прежде всего, это вызвано принципиально новыми условиями информационного общества. Ученые подсчитали, что с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека, в 8-10 раз. Причем, последняя тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрос вдвое, а объем информации увеличился более, чем в 30 раз. Помочь ученику ориентироваться в условиях “информационного обвала”, уметь оценить качество информации, быстро ее обработать и при необходимости применить, – одна из наиболее важных задач учителя.
В средней школе № 6 г.Армавира, которая второй год работает в режиме краевой экспериментальной площадки, большое внимание уделяется не только техническому оснащению компьютерного класса, формированию МЕДИАТЕКИ, но и осмыслению дидактических принципов информатизации образования, отработке конкретных технологий и педагогических техник проведения мультимедийных занятий.
Прежде всего, начато формирование ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНОГО КОМП-ЛЕКСА (ИУК). В этих целях была проведена инвентаризация и классификация всех име-ющихся в этом учебном учреждении источников информации. Независимо от носителей (книжных, аудио-, видео-, мультимедиа), все источники информации, были разделены на четыре основных компонента, при наличии которых и можно говорить об эффективной работе ИУК. Первым его компонентом является ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЦИКЛОПЕДИ-ЧЕСКИЙ ЦЕНТР: учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, а также на электронных, видео- и аудионосителях, то есть первоначальное накопление банка информационных данных на базе библиотеки.
Здесь же, в центре, хранятся рекомендации, путеводители по использованию этих данных. Сюда следует отнести и имеющиеся электронные энциклопедические издания: Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Большая Советская Энциклопедия, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Британская Энциклопедия и др. По ряду учебных предметов созданы отраслевые энциклопедии. К примеру: Энциклопедия истории России, Энциклопедия Red Shift по астрономии и т.п.
Между тем, абсолютное большинство школьных библиотек по-прежнему остается без компьютеров. Кабинеты информатики используются лишь для обучения ребят основам компьютерной грамотности и намного реже – учителями-предметниками для проведения своих уроков. В то же время ученики работают с компьютерами дома, в Интернет-клубах, в специально оборудованных классах, но гораздо продуктивнее было бы воспользоваться ресурсами школьного Информационного центра с помощью специалиста.
Второй компонент ИУК: та продукция, которая призвана осмыслить и закрепить теоретический материал, осуществить контроль полученных теоретических знаний. В его состав могут входить мультимедийные учебники на электронных носителях (компакт-диски, дискеты, Интернет, компьютерные тренажеры). В современных условиях создаются уникальные электронные издания. И здесь педагогу важно определить свою зону творчества. Учитель не может и не должен выступать как единственный и “уникальный” источник информации. В современном обществе все чаще создаются условия для того, чтобы информация стала доступна всем, и представлена она часто в самом привлекательном виде. В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. И намного прагматичнее было бы смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения ИНСТРУМЕНТ.
Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран (при наличии мультимедийного проектора). Новые возможности для организации эффективного образовательного процесса в школе представляет сканер, который гораздо дешевле ксерокса. Благодаря сканеру можно вносить в компьютер любые фрагменты текстов, фотографии, рисунки, таблицы. Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества.
Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Каким бы ни был совершенным электронный учебник, некоторые важные, по мнению учителя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент. Обычно преподаватели на уроках идут на хитрость, закрывая часть наглядной информации, что создает определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.
Овладев программой составления презентаций PowerPoint, учитель сам становится режиссером своего занятия. Легкая в обращении, эта программа позволяет педагогу создать анимационный опорный конспект урока, включить видео- и аудиофрагмент, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал. На качественно новом уровне проходят занятия с использованием методов группового обучения, при проведении дидактических игр, викторин, конкурсов. Таким образом, именно при конструировании мультимедийного урока вполне уместны такие не всегда удачно используемые в педагогической литературе термины, как “режиссура”, “сценарий”, “дизайн” урока.
При организации контроля знаний учителю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов. Многие из них чрезвычайно просты и доступны даже начинающему пользователю. Учитель может формировать банк контрольных материалов по своему усмотрению, с учетом особенностей конкретного класса и конкретного ученика. Ряд несложных программ по составлению тестов (к примеру, используемая автором статьи программа Tester) можно найти в Интернете и воспользоваться ими совершенно бесплатно. Помимо оперативности контроля компьютерное тестирование помогает учащимся лучше подготовиться к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Третий важный компонент ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА –формирование и развитие практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Это система лабораторного практикума, компьютерные тренажеры, алгоритм специально подобранных задач от простого к сложному. Ряд электронных обучающих программ как раз направлен на развитие интеллекта, творческих способностей обучаемых.
И здесь есть большие возможности для творчества учителя и, прежде всего, для организации под его руководством творчества учащихся. Именно на этой стадии учащимся необходимо овладеть фактически безграничными возможностями Интернета. При умелой организации познавательной деятельности обучаемых на качественно новом уровне организована подготовка ребят к семинарам. Написание докладов и рефератов превращается для них не в обыкновенную отписку, а в чрезвычайно увлекательный творческий процесс. К сожалению, на практике в отличие от учащиеся многие учителя не имеют доступа в Интернет, и далеко не всегда могут оценить уровень самостоятельной работы учащихся при написании рефератов.
Между тем, учителю предоставляются огромные возможности воспользоваться ресурсами Интернета, чтобы сделать освоение учебного материала эффективным, вовлечь учащихся в самостоятельное обучение. Весьма показательна в этом плане подготовка и проведение в нашей школе научно-практической конференции, посвященной 90-летию трижды Героя Советского Союза, прославленного летчика-асса А.И.Покрышкина. Ученики, воспользовавшись не только библиотечными материалами, но и ресурсами сети Интернет, подготовили оригинальные сообщения не только о биографии А.И.Покрышкина, но и о самолетах, на которых он летал, о самолетах фашистской Германии, о подвигах летчика в небе Кубани. Все выступления учащихся сопровождались яркими иллюстрациями, видеофрагментами, которые выводились мультимедийным проектором на экран.
На уровне творческого применения знаний возможна организация самостоятельного проектирования учебных задач. Учащиеся легко овладевают программой PowerPoint, программами для составления тестов. Под руководством учителя они занимаются СО-ТВОРЧЕСТВОМ: составляют учебные задачи, тесты, создают анимации и даже свой мультимедийный учебник. К примеру, в качестве обобщающего урока была подготовлена мультимедийная викторина “Россия в XVIII веке”. Каждый вопрос команде задавался с использованием аудио- и видеосюжетов, большим количеством иллюстраций. Сложный исторический материал подавался в привлекательной форме, что в конечном итоге повысило эффективность урока.
Наконец, четвертый важный компонент ИУК – это система автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги:
пакеты прикладных программ;
системы автоматизации практических работ; научных исследований.
Это режим свободного учебного исследования конкретных практических ситуаций, близкий по характеру к профессиональной деятельности специалиста. Использование четвертого компонента оправдано в профильных классах, где ученики овладевают навыками будущих профессий.
Имея представление об ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНОМ КОМПЛЕКСЕ, необходимо оценить эффективность работы всех его компонентов, выработать и использовать методические рекомендации по их использованию. Прежде всего, не стоит злоупотреблять электронным текстом на экране монитора. Практика показывает, что учащиеся, как правило, все равно распечатывают этот текст и предпочитают читать его с листа, а не с экрана монитора. Экран (как монитора, так и большой экран с изображением с мультимедийного проектора) должен привлекать, показать то, что не может учитель: демонстрация какого фрагмента, анимации, опыта, схемы и пр.
Накопленный опыт показывает, что на предметных уроках вовсе не обязательно часто сажать учащихся за компьютеры. Весьма проблематично использовать компьютер на тех уроках, где очень важны коммуникативное общение, развитие устной речи обучаемых. Кроме того, практика показывает, что уровень владения компьютером среди учеников разнится на несколько порядков. К сожалению, предмет информатики еще мало привязан к остальным учебными дисциплинам. К примеру, даже в старших классах большинство ребят не знакомы с текстовыми редакторами, не умеют набирать тексты. Первые свои уроки истории я проводил в режиме интеграции, обучая учеников основам программы WORD, PowerPoint.
В то же время, при работе в режиме некоторых образовательных технологий компьютер может сыграть весьма существенную роль для повышения их эффективности. В средней школе № 6 разработан ряд уроков в режиме технологии модульного обучения с активным использованием компьютеров. Личностно-ориентированный подход, пошаговое решение учебных задач, четкий алгоритм модуля, то есть то, чем характерно модульное обучение, успешно фокусируются в работе ученика с компьютером. Каждый ученик имеет персональный план освоения учебной информации. Для решения учебных задач он обращается к помощи компьютера.
В рамках Информационно-учебного комплекса работает школьный ДЕТСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ЦЕНТР. Уже первые дни его работы показали прекрасные результаты. Учителя-практики с помощью учителей информатики проводят увлекательные обучающие мультимедийные игры с учениками начальных и средних классов на основе имеющихся на компакт-дисках программ серии Lego, серии “Клиффорд”, “Суперинтеллект”, “Как решить проблему” и др. А те учителя, кто овладел навыками работы в программе PowerPoint, стали создавать свои авторские дидактические игры.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.