Дедич Иван АлександровичРекомендации к практическому обучению игры на гитаре с применением Flash анимации |
|
dedichi@mail.ru |
В своем индивидуальном задании я хотел раскрыть тему, которой я посвящаю все свое свободное время – игра на музыкальном инструменте, а именно гитаре. В данный момент времени я больше занимаюсь электрогитарой, но в теме моего задания звучит следующее: «Рекомендации к практическому обучению игры на гитаре с применением Flash анимации». Из этого следует, что я должен описать и по возможности показать в анимации ключевые моменты в практическом обучении игры.
Данная страница будет интересна тем, кто хоть немного умеет обращаться с гитарой или хочет самостоятельно обучиться играть сложные произведения. Конечно, желательно заниматься музыкой с раннего детства, но у многих из нас и у меня лично не было возможности, а желание как говориться осталось. И как хобби, я считаю, очень хорошее и увлекательное занятие. В Интернете существует множество специализированных сайтов и страничек посвященных самостоятельному обучению игры на гитаре, но я не хотел копировать их, а сконцентрировать внимание на более сложных для понимания моментах и дать наставление и советы, чем нужно пользоваться и по какому пути нужно идти.
Для тех, кто не разу не занимался музыкой, хочу сразу развеять миф об отсутствии «музыкального» слуха. Как такового понятия «музыкального» слуха не существует, есть только степени восприятия звуковых колебаний человеком. Если вы слышите, что вам говорят без специальных приборов, можно сказать уверенно вы научитесь. Наша речь и есть своеобразный инструмент, которым владеют практически все люди на земле. Но каждый владеет им в силу своего таланта и желания. Возьмем в качестве примера диктора радио или телевидения, у них разборчивый голос с хорошим тембром и окрасом. Но они не родились с таким голосом все это плод многолетних тренировок и упражнений. С рождения человек имеет голосовые связки, и все дети кричат примерно одинаково громко и хорошо. И от того, какое он имеют строение и эластичность, будет завесить голос человека. У одних голос «сильнее», а у других его и вовсе нет, но это не преграда для занятия музыкой. В пример могу привести легендарного исполнителя песен и актера Владимира Высоцкого, у которого был «ужасный» голос, если бы он не занимался с ним и не тренировал, не было бы его чудесных песен. Николай Караченцов со схожими проблемами, что и у Высоцкого, но в его репертуаре были роли в операх (Юнона и Авось), исполнял песни в кинофильмах. Про К. Орбакайте, А. Варум, Зверева (гр. Звери), ГлюКОЗА, А. Маршал и др. дарований вообще говорить не приходиться. Для певца главное взять нужные ноты в нужный момент и это суть (вспоминаем М.П. Зборщика) всей музыки. В отношении гитары тоже самое, необходимо сыграть нужные ноты в определенный момент времени, которые может запомнить при желании каждый человек.
Прочитай обязательно! Если чего-то из перечисленного у тебя нет, то серьезно подумай, перед тем как начать.
Для занятий необходимо иметь:
Наверное, это все. Хотя в определенных случаях может понадобиться и еще что-то, но вышеперечисленное это основа основ. Если вы решили заняться гитарой, то необходимо приобрести все одновременно для удобства и для того чтобы не утратить уверенность в самом начале.
Сдерживающим фактором может стать возраст, - «на старости лет заняться нечем!», но когда вы научитесь и сыграете тем, кто это говорил, все поймут «Who is Who». По истечению определенного промежутка времени у вас разовьется тот самый «музыкальный» слух и вы будете слышать музыку по новому, возможно у вас измениться музыкальный вкус и вы услышите то, что чего никогда не слышали в любимых произведениях. Необходимость задействовать обе руки во время игры разовьет «атрофированную» левую (или правую у левши) руку, что, как известно, положительно влияет на полушария головного мозга. И вообще играть на музыкальном инструменте это круто и полезно для здоровья, а в частности на гитаре очень круто! Не буду перечислять все достоинства, вы можете придумать их и сами.
Допустим, вы достали гитару или она у вас была, главное разобраться акустическая ли это или это электрогитара. Понять это может даже самый отсталый человек. И если у вас электрогитара без дополнительных приспособлений таких как «комбик», кабеля и др. стоит задуматься. Без этих вещей конечно можно заниматься (например, подключив гитару к компьютеру или к наушникам через примочку), но это, по моему мнению, извращенный вариант. Если у вас все-таки электрогитара, то я на 95% уверен, что вы знаете, что с ней делать и эта статья не для вас, вследствие того, что каждый гитарист считает себя самым умным и талантливым и не признает мнения тех, чье имя не известно широкой общественности.
Скорее всего, к вам в руки попала акустическая гитара и это хорошо. На акустической гитаре легче всего делать первые шаги или продолжить давно заброшенное когда-то обучение. Но следует предупредить, что если вы хотите играть тяжелый рок, то необходимого звучания вы не добьетесь. На акустику существует множество прекрасных произведений, которые могут полностью удовлетворить ваши амбиции. Следует запомнить, что электрогитара и акустика, несмотря на схожесть техники игры и др., - совершенно разные инструменты.
Я больше чем уверен, что вы найдете в Интернете большое кол-во литературы и сайтов посвященные теме самообучения игре. И всю эту литературу необходимо скачать, и руководствоваться при обучении.
Последовательность первых шагов:
Необходимо её настроить. Для этого нужно в Интернете поискать программу для настройки. Лично я использую AP Tuner – это программа бесплатная, понятная, простая и хорошо настраивает инструмент. Качественно настроить акустическую гитару можно только при помощи микрофона. Для настройки и для занятий подойдет дешевый маленький микрофон, который продается в любом салоне компьютерной техники. Рекомендую применит стандартный строй – Ми (Е4), Си (В3), Соль (G3), Ре (D3), Ля (A2), Ми (E2). В данном строе большинство имеющихся нотных записей. Если вы запустите AP Tuner (http://www.aptuner.com), то она уже изначально настроена на нужный строй и теперь при возникновении проблем с микрофоном нужно в настройках аудиопараметров выбрать Речь – Проверка.
Посадка. Правильную «академическую» посадку можно посмотреть на многих сайтах в Интернете (я не размещаю фотографии вследствие малого допустимого размера сайта). Но вы должны понять – главное это удобство. Если вам не удобно держать деку между ног, переложите гитару на правую ногу и играйте. В музыкальных школах настоятельно рекомендуют классическую посадку и этому есть множество преимуществ, но если дека у гитары большая, то играть становиться не удобно. Подавляющее число рок музыкантов сидя держат гитару на правой ноге.
Положение рук. При положении рук следует руководствоваться также пресловутым удобством. Единого мнения о правильном положении обоих рук не существует. При игре аккордами и это рекомендуемо в самом начале положение одно (большой палец левой руки упирается в гриф чуть выше середины, а пальцы перпендикулярно грифу жмут на струны), при бэндах (подтяжках) и других выкрутасах более плотный обхват грифа. Положение правой руки зависит от размера гитары и при обучении станет на место сама собой, но предплечье должно находиться примерно под углом 45 0 к струнам гитары.
Удар по струнам. Вы настроили гитару, сидите и держите гитару правильно, теперь зажмите, как вам хочется, струны левой рукой, а указательным пальцем правой руки ударьте по струнам сверху вниз несколько раз. Синкопа! Если вам понравилось, то, что вы сыграли в первый раз вы или гений или вам пора заканчивать с музыкой. В первый раз практически ни у кого не получается. Но это знаменательное событие, это ваш первый раз, назад дороги нет, вы приобрели кучу ненужного до сего дня барахла и теперь просто обязаны научиться. Вы как Нео с синей пилюлей, влились в реальный мир, мир музыки, только в место пилюли в ваших руках гитара.
Учимся дергать струны. Вы сидите правильно и удобно. Кисть правой руки свисает над струнами. В отличие от других я не буду мучить вас нудными разминками, мы сразу перейдем к делу. Попробуем сыграть бессмертный отрывок из «Nothing Else Matter's» группы « Metallica», эта мелодия достала многих, достанет она и ваших близких, а вы будете представлять себя Kirk ом Hammet ом. А теперь непосредственно к мелодии. По открытым струнам (т.е. левой рукой вы ничего не жмете) правой рукой, в ровном, медленном темпе играем следующее:
большим пальцем правой руки, а именно левым краем подушечки пальца, сверху вниз дергаем «шестую» (самую толстую, находящаяся сверху от вас) несколько раз. Когда звук будет ровным и четким можно переходить к следующим.
ногтем или подушечкой указательного пальца правой руки дергаем «третью» (четвертую сверху) снизу вверх струну.
ногтем или подушечкой среднего пальца правой руки дергаем «вторую» снизу вверх (пятую сверху) струну.
ногтем или подушечкой безымянного пальца правой руки дергаем «первую» снизу вверх (шестую сверху) струну.
Я уверен, что если вы знаете эту мелодию или у вас есть аудиозапись этой композиции, то проблем не будет. Главное это уверенность в действиях. Играть мелодию нужно до тех пор, пока не получиться на ваш взгляд хорошо и она будет приносить вам удовлетворение в себе.
Хватит веселиться. Let 's do it, Вы должны в первый же день, при условии правильной настройки гитары и добросовестного выполнения предыдущего упражнения, сыграть практически целиком произведение. Этим произведением будет легендарная «In a grass grasshopper sat ». Для этого необходимо будет использовать и левую руку. Я рекомендую использовать Средний и Указательный палец левой руки и указательный правой, хотя её вообще можно сыграть двумя пальцами. Струны вы уже я думаю, догадываетесь, где какая, самая тонкая «первая» снизу, а самая толстая «шестая» сверху. Лад это расстояние между проволочками находящимися на грифе. Первый, тот который находиться ближе всех к колкам (ручкам за которые вы крутили при настройке гитары) и так далее второй, третий…Струну нужно нажимать между этими проволочками серединой подушечки пальца левой руки. Самая конечная, третья часть :) пальца должна находиться перпендикулярно к плоскости грифа. Возможно, вам покажется, что это больно, но без телесных страданий не обойтись. Попробуйте нажимать указательным пальцем по струнам и попадать точно в струну. Смотрите на струны и делайте все правильно. Затем, когда вы зажали струну, дерните пальцем правой руки зажатую струну. Звук получиться выше, чем по открытой и он не должен быть глухим или с подзвоном. Ниже будет представлен кусок табулатуры на котором показаны номер струны и лад, который нужно жать. Табулатура это простая и наглядная запись нот, пригодная только, в нашем случае для гитары. Здесь пустая струна показана 0, нажатая 2,3,4. Слева в столбик цифрами 1.2.3. показаны номера струн. Дергаем первую затем вторую (сначала указательным пальцем) струну столько только раз, сколько показано на табулатуре. Затем зажимаем средним пальцем левой руки вторую струну на четвертом ладу и дергаем два раза. Далее по табулатуре. Только на первой струне нужно использовать указательный палец левой руки. Если вы узнали мелодию, то вы сыграли её правильно.
1 --0-----0------0------------------------------------------------0--0-
2 -----0-----0-------4---4--- пауза ---0 ---4---0---4---0--------------
3 ---------------------------------------------------------------------
1 --0-----0------0------------------------------------------------0----
2 -----0-----0-------4---4--- пауза ---0 ---4---0---4---0--------------
3 ---------------------------------------------------------------------
1 --0--2----2-2-2-----2---3-----3-3-3-----3---3---2-------0-----0--0--0--
2 -----------быстро-------------быстро-----------------4-----------------
3 -----------------------------------------------------------------------
Существует много видов аккордов, но основных, если так можно выразиться всего три - это мажорные, минорные и септаккорды. Но для начала нужно сказать, что такое аккорд. Аккорд – это сочетание нескольких звуков сразу. Т.е. в минимальном промежутке времени звучат несколько нот сразу. Звук в аккордах более насыщенный и в большинство случаев звучит в аккомпанемент (фоном).
Думаю, начнем с мажорных аккордов. Почему они называются мажорными? На этот вопрос можно дать два ответа:
Он звучит торжественно и ярко, весело. Такое определение можно услышать от людей не знакомых с музыкальной теорией, однако следует заметить, что они в чем-то и правы.
это основная нота, тоника, к ней прибавлена нота, расположенная на терцию и вторая нота, расположенная на квинту.
Вторе определение, когда я его услышал в первый раз, было чем-то загадочным и не понятным. Конечно, для человека не изучавшим сольфеджио трудно представить себе интервалы и их названия. Любая наука в процессе своего развития обрастает множеством терминов и условностей. Музыкальная теория не стала исключением.
Для начала разберемся с несколькими терминами:
Интервал между нотами это разность значений основных частот. Думаю, от этого предложения вам легче не стало. Я попробую объяснить более понятно. Для начала нужно отметить, что нота Ля в пятой октаве звучит с частотой в 440 Гц. Эта частота выбрана не мной и не кем-то другим просто при такой частоте она звучит для человека более выразительно. И чем больше будет отклонение от идеала тем «грязнее» кажется нам звучание. В таких случаях говорят - нота звучит фальшиво. Другие ноты относятся к ноте ля в отношении простых дробей. Т.е. 1.5 ноты До по частоте это Си. Именно на этом принципе и построены все тюнеры для настройки гитар, они считывают с микрофона частоту и сравнивают её с эталонной.
Человеческий слух может воспринимать звуковые колебания с частот около 20 Гц и более 20 кГц. Понятно, что весь этот диапазон частот можно разбить на ноты. Но так сложилось, что нижняя граница это До в субконтроктава (нулевой октаве), а верхняя Си в пятой (девятой). Каждый музыкальный инструмент, в том числе и гитара, имеет собственный диапазон звучания. Исторически, самой низкой по звучанию нотой, которую можно сыграть на гитаре (не перестраивая её) является нота МИ малой октавы (в разных источниках названия октав описываются и называются по разному. Для Ми малой октавы есть еще название Ми2 или Ми3. Выбрали бы уже одно название!), но при желании, кстати, некоторые музыканты «тяжелых» групп так и делают, можно «опустить» шестую струну в До. Представляю ваше лице по поводу прочитанного, наверное где-то такое %(. Но не переживайте. В скором времени вам все станет понятно. Я просто останавливаю свое внимание на этом только по одной причине – от того на какую ноту будет настроена шестая струна вашей гитары и будет зависеть то поле нот, на которых вы сможете играть. Я уже ранее советовал вам настроить вам гитару в классический строй. И все дальнейшие упражнения я буду вести на этом строе. Есть и еще один практический аспект выбора строя – возможность уменьшения прогиба грифа из-за ослабления натяжения струн. Вследствие меньшей силы натяжения, гриф естественно прогибается меньше, и жать на струны становиться легче. Это может пригодиться и в том случае если вы купили струны большего калибра (толщины) чем может выдержать ваша гитара или вам очень тяжело играть (такое часто бывает на стальных акустических струнах). Вы должны понимать, изменяя строй гитары, меняете тональность струн, что приведет к осложнению считывания табулатуры.
Каждый из нас знает следующую цепочку – До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, но не каждый знает, что нот всего не семь, а двенадцать. Да, да двенадцать, а именно До-До Диез -Ре-Ре Диез -Ми-Фа -Фа Диез -Соль -Соль Диез –Ля-Ля Диез –Си. (кому не нравиться Диез, можно к следующей Ноте добавить Бемоль). Почему именно так рассказывать не буду, а скажу что за рубежом такой формы записи нот давно нет и они используют свою форму записи – A - B - C - D - E - F - G (которой, кстати, легче пользоваться). Ниже будет представлена таблица с колючем между нотами и места расположения на грифе гитары. Для более легкого восприятия скажу вам, что запоминать сразу все ноты на грифе не нужно. Это показано для представления всеобщей картины. На грифе вертикально цифрами показаны номера струн, а чуть правее ноты пустых струн. На горизонтальной линии номера ладов и естественно на пересечении номера лада с номером струны – искомая нота.
A | ЛЯ | ДО | C | |||
B | СИ | РЕ | D | |||
C | ДО | МИ | E | |||
D | РЕ | ФА | F | |||
E | МИ | СОЛЬ | G | |||
F | ФА | ЛЯ | A | |||
G | СОЛЬ | СИ | B |
струна |
лад |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
1 |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
2 |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
3 |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
4 |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
5 |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
6 |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
A# |
B |
C |
C# |
D |
D# |
E |
Для начала нужно разогреть руки. Пальцы левой руки зачастую плохо развиты и без разогрева играть вы не сможете. Для начала возьмите эспандер и левой рукой сожмите его столько раз, сколько сможете. Передохнув примерно пяти минут повторите операцию еще раз. После таких упражнений кисть наливается силой и учиться играть на гитаре значительно легче. Если нет эспандера, то его нужно купить. Для развития левой руки – это хороший инструмент. Для разминки правой руки поиграйте в своем наивысшем темпе «Nothing Else Matter's » группы « Metallica ».
Я надеюсь, вы уже слышали о программе Guitar-pro, если нет, то очень советую ею обзавестись. Конечно, можно приобрести на официальном сайте guitar-pro.com, но в Интернете есть места, где её можно получить и подешевле:) Для экономии места и времени не буду предоставлять «схемы» аккордов, этого добра полно и в Интернете. Я заострю внимание на самых сложных для понимания проблемах:
Главное понять аппликатуру левой руки
0 – открытая струна (ноль пальцев в левой руке, то есть, струна не прижата).
1 – указательный палец
2 – средний палец
3 – безымянный палец
4 – мизинец
!Не стоит путать цифры пальцев с номерами ладов.
Для начала сыграем Ля мажорный аккорд.
Расставим пальцы строго указанному схеме (указательный 2 лад 4 струна, средний 2 лад 3 струна, безымянный 2 лад 2 струна). Удерживая расстановку пальцев, аккуратно и нежно проведем указательным правым пальцем руки по струнам сверху в низ. Если звук получился чистый и без хрипов, то вы сыграли правильно! Основная ошибка – сильно давите на струны или неправильно поставили пальцы (правильную постановку смотри на рисунке).
Думаю дальше рассказывать о «детском саде не стоит». В Интернете существует множество разделов и статей, посвященных этой тематике. Могу порекомендовать, по данной тематике, «Школу игры на шестиструнной гитаре» А. Носова. Главное это желание заниматься и не пасовать перед трудностями.
Данный вопрос волнует не только новичков, а и уже опытных гитаристов. Зачастую трудности возникают при перестановки от простых аккордов к баре. Главная ошибка – неправильный хват левой руки. Правильный хват грифа, независимо от аккорда, показан выше на рисунке. Попытайтесь сыграть все известные вам аккорды при помощи такого хвата.
Когда такое положение рук станет вам удобным можно перейти к упражнению. Самая лучшая учеба на практике. Данный факт в музыке неоспорим. Предлагаю сыграть вам известную песню группы Серьга - Что мне надо...Гамма - хорошо звучащая последовательность нот. Такое простое, но не правильное с точки зрения муз.теории определение можно дать этому слову. В музыкальных школах учат следующим «считалочкам»: Мажорная гамма – тон, тон, полутон, три тона, полутон. Минорная – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон. Такая на первый взгляд не серьезная вещь сильно помогает в запоминании интервалов. У каждого интервала есть свое название. Эти название представлены ниже в таблице. Не пугайтесь, по прошествию некоторого времени вам станет все понятно. Каждая нота находится на определенном расстоянии от другой. Расстояние определяется разностью высот звучания ноты. Если в таблице поставить первой любую другую ноту, относительное этой ноты картина не измениться. Если добавить длительности звучания и гармоники, можно с уверенностью сказать, это все что есть в музыкальной теории.
1 |
Прима |
C |
ДО |
||
2- |
секунда - |
C# |
ДО ДИЕЗ |
||
2 |
секунда |
D |
РЕ |
||
3- |
терция - |
D# |
РЕ ДИЕЗ |
||
3 |
терция |
E |
МИ |
||
4 |
кварта |
F |
ФА |
||
5- |
квинта - |
F# |
ФА ДИЕЗ |
||
5 |
квинта |
G |
СОЛЬ |
||
5+ |
квинта + |
G# |
СОЛЬ ДИЕЗ |
||
6 |
секста |
A |
ЛЯ |
||
7 |
септима |
A# |
ЛЯ ДИЕЗ |
||
7+ |
септима + |
B |
СИ |
||
8 |
октава |
C |
ДО |
Все гаммы на гитаре играются практически одинаково. Предлагаю выполнить упражнение при помощи анимационной картинки. В окне анимации вы видите кнопки Major и Minor. Двойным нажатием на кнопку вы запустите показ последовательности игры мажорной или минорной гаммы. Выберете лад (главную ноту) и начните повторят вслед за анимацией до тех пор, пока не будете успевать. С какой ноты вы начали играть и будет название сыгранной гаммы (тональности). Я предлагаю начать с пятого лада шестой струны получиться Ля мажорная гамма, но если вы передвинете руку например на два лада влево, то получите До мажорную гамму и т д.
Flash анимация. Размер 14,3 Кб. 2 ролика по 310 кадров.
Своем индивидуальном задании я, главным образом, попытался вызвать у вас интерес к занятию музыкой. Надеюсь это у меня получилось. Даже если вы не научитесь играть, то вы ничего не потеряете. Гитара не помидоры, при правильном хранении со временем не портится. Если не вы, так ваши дети должны обязательно заниматься музыкой. Кроме вышеперечисленных преимуществ, музыка вырабатывает в человеке выдержку, усердие, концентрацию вниманию и др. Касательно самого обучения, хочу заметить следующее, после, примерно, месяца мук, вы при помощи программы Guitar - pro сможете начать учить любую вашу любимую песню или мелодию. В завершении процитирую один рекламный слоган, - Жизнь слишком коротка, больше играйте.
Огромное количество табулатур к песням;
http://guitarplayer.ruЛучший русскоязычный портал для тех, кто интересуется игрой на гитаре;
http://guitarplayer.ru/wiki/Энциклопедия, посвященная гитаре;
Guitar.ComОбучающий портал для гитаристов на английском языке: аккорды и таблатуры, уроки, интервью, аудио, видео, форум;
http://www.classicjazzguitar.com/Небольшой сайт про отцов классической джазовой гитарной школы;