Библиотека

Интегративные подходы к разработке образовательных электронных изданий и ресурсов

Гришкун В.В.

источник: URL: http://ido.rudn.ru/vestnik/2004/8.pdf

В статье представлены и проанализированы возможные интегративные подходы, нацеленные на унификацию средств поддержки информатизации образования. Каждый подход представляет собой отдельное направление педагогических исследований.

С каждым годом неуклонно растет выпуск образовательных электронных изданий и ресурсов. Несмотря на то, что создание подобных средств, в целом, положительно отражается на развитии процессов информатизации образования, большинство из таких средств являются не до конца проработанными. Множество вопросов вызывает качество создаваемых и распространяемых образовательных электронных изданий и ресурсов, наличие в их содержании смысловых циклов и внутренних противоречий, отсутствие полноты и явно выделенной четкой структуры учебного материала, предоставляемого обучаемым для занятий.

Кроме этого следует подчеркнуть повсеместное отсутствие интерфейсной, технологической, содержательной и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности учебных заведений. Как правило, подобные издания и ресурсы никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к содержательным и методологическим коллизиям. Средства, задействованные в процессах информатизации образования, требуют принципиально различных методических и технологических подходов, накладывают существенные требования на знания и умения обучаемых, что отрицательно сказывается на эффективности системы подготовки кадров.

Отсутствие единообразных подходов к созданию новых средств автоматизации и информационного обеспечения педагогической деятельности существенно сдерживает разработку, внедрение и эффективное совместное использование информационных технологий в образовании. Это связано, в первую очередь, с существующим неоправданным стремлением к созданию новых специализированных технологий разработки и подходов к формированию содержательного наполнения практически для каждого нового электронного учебника, пособия или методического руководства, в то время как наличие единообразных технологий, а также методов их разработки и применения позволило бы авторам не только повысить количество и качество создаваемых средств информатизации, но и уделить больше внимания содержательным и методическим аспектам своей деятельности.

Еще одной проблемой, связанной с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в образовании, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технологий в профессиональной деятельности. Нередки ситуации, когда участникам образовательного процесса приходится неоправданно овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с техническим оборудованием, программным обеспечением и содержательным наполнением для каждого отдельного средства информатизации.

В связи с этим существует необходимость разработки педагогических и информационных технологий и средств, создаваемых в общем концептуальном и технологическом ключе, обеспечивающем их тесную интеграцию. Становится очевидным, что жизнеспособность и эффективность педагогического применения образовательных электронных изданий и ресурсов определяется не только их высокими психолого-педагогическими, технико-технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и технологических подходов к реализации и эксплуатации подобных средств.

Одним из инвариантов, использование которого может стать основой специализированных технологий создания и применения унифицированных образовательных электронных изданий и ресурсов, могут и должны стать иерархические информационные структуры, выделение которых возможно в содержании практически всех предметных и образовательных областей, а современная компьютерная техника и иные средства автоматизации и информатизации обладают достаточным набором возможностей для создания, хранения, визуализации и обработки подобных структур.

Обратимся к положениям психологии. Наряду с аспектами применения компьютерной техники и средств информатизации в образовательном процессе в этой науке доказано, что важную роль в формировании умственного образа играет опознание изучаемых объектов и явлений. Создание современных методик исследования восприятия позволило установить важные данные о развитии и функционировании опознания. Доказано, что любое опознание, целью которого является определенная оценка объекта, обязательно содержит скрытый мыслительный анализ выделенных признаков, на основании которого и делается заключение об объекте. Так, например, А.Р. Лурия отмечает: «Предметное восприятие у человека есть всегда процесс узнавания предметов, при котором человек усваивает значение предмета, выделяет его существенные признаки, обозначает их определенным словом, относит воспринимаемые предметы к определенной общей категории» [1].

Процесс категоризации объектов восприятия представляет собой умозаключение, основывающееся на имеющихся сведениях об объекте, структуризации их, подведения под уже знакомую схему. В то же время структурированная информация, выдаваемая с использованием преимуществ компьютерной и телекоммуникационной техники, ускоряет процесс категоризации и, как следствие, облегчает формирование умственного образа изучаемого предмета.

Таким образом, перед нами возникает задача поиска новых путей организации учебного и иного содержательного материала при построении средств информатизации образования и системы методических рекомендаций по их использованию.

Вопросы использования структурированного материала в информационных технологиях и создании средств информатизации имеют свою историю, связанную с появлением и развитием так называемых гипертекстовых систем. Термин «гипертекст» впервые ввел Тед Нельсон и определил его как комбинацию естественно-языкового текста со способностью компьютера осуществлять ветвление или динамическое воспроизведение нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным образом на листе бумаги [2].

Следует отметить, что существующие сегодня гипертекстовые системы учитывают многие методико-психологические особенности информатизации обучения. Кроме того, подобные средства информатизации в большей или меньшей степени используют в своей работе принципы структурирования учебного материала и другой информации, значимой для системы образования. Однако ни одно из разработанных на данный момент программных средств не обладает важной, на наш взгляд, совокупностью требований. К их числу в первую очередь относится требование явной визуализации структуры излагаемого материала. Обычные гипертекстовые системы, основываясь на иерархии понятий, не дают обучаемому представления о виде подобной иерархии. Другими словами, изучая ту или иную тему, учащийся не представляет ее место в общей иерархии содержания образовательной области, хотя может «прийти» к ней, используя некоторую структуру данных. Как следствие, обучаемый «теряется», забывая причину изучения конкретной темы.

В случае построения унифицированных средств информатизации обучения, предоставляющих обучаемому структуру содержания в качестве объекта оперирования,

положительной стороной использования явной визуализации структуры понятий являлась бы возможность скрытия части структуры. Такое скрытие позволит педагогу акцентировать внимание учащихся на общей структуре содержания образования, либо, наоборот, на конкретных деталях, оставляя основные понятия иерархии в качестве «ориентиров» для обучаемых. Имеющийся в гипертекстовых системах алфавитный список терминов (так называемый «индекс») этого сделать не позволяет, так как алфавитная совокупность скрываемых терминов никак не связана с логической структурой понятий. Скрытыми могут в этом случае оказаться никак не связанные по смыслу элементы. Однако роль индекса велика при поиске нужной информации и его следует предусмотреть в разрабатываемых средствах информатизации и интеграционных технологиях их создания.

До сих пор нерешенными остаются вопросы технической организации учебного процесса, заключающиеся в отсутствии у перечисленных средств элементов маршрутизации деятельности обучаемого: при изучении темы ему предоставлена абсолютная свобода действий. У такой свободы есть и свои положительные стороны, связанные с развитием творчества, однако она часто приводит к изучению несущественного в данный момент учебного материала.

Исследований требует методика проведения занятий с использованием унифицированных средств информатизации, основанных на явном структурировании содержания образовательной области. На наш взгляд, мало проработаны не только специфические вопросы, связанные с особенностями использования иерархий, но и технологические аспекты общего характера, к которым можно отнести проблемы автоматизированного контроля и оценки действий обучаемого, разработка сценариев проведения занятий и многое другое.

Целесообразно предоставить обучаемым простые и наглядные средства явного конструирования структур данных. Это позволит обучаемым применить на практике знания о структуре изучаемого материала, проявить самостоятельность в выборе основы для классификации и самих структурируемых терминов. Обычная роль наблюдателя, которую играет обучаемый, работая с гипертекстом, при таком подходе трансформируется в его активную работу по составлению структур понятий и их описанию. Таким образом, предлагаемая технология явилась бы прочной основой для развития деятельностных подходов к обучению.

Отметим, что все только что предложенные подходы являются инвариантными относительно специфики содержания большинства образовательных областей, рассматриваемых в системах среднего и высшего образования. В связи с этим, в качестве одного из возможных интегративных подходов может быть предложено построение средств и методов обучения, в которых иерархическая структура является объектом и результатом творческой деятельности обучаемого.

В то же время возможно и другое использование иерархических структур с целью создания средств информатизации образования. Речь идет о формировании специализированных технологий автоматизированного создания унифицированных средств информатизации, основанных на компьютеризированной обработке структур содержания образовательных областей. В этом случае иерархические структуры, инвариантные с точки зрения особенностей содержания обучения, используются в учебном процессе не непосредственно, а являются основным сырьем, обработка которого приводит к появлению унифицированных средств информатизации [3].

Следует отметить, что в этом случае требуется выработка подходов к унификации формирования содержания средств информатизации и определение формальных методов описания и структуризации содержания образовательных областей. Вместе с тем данная задача является в достаточной степени разрешимой, благодаря наличию соответствующих научных работ [4, 5].

Очевидно, что формирование подобной технологии должно сопровождаться созданием специализированной инструментальной базы для ее реализации, разработкой и экспериментальной апробацией средств информатизации на основе созданной технологии. Возможным направлением исследований в этом случае может стать выявление дополнительных областей информатизации образования, автоматизация и унификация которых возможна за счет применения данного интегративного подхода.

В научно-исследовательских работах, проводимых в рамках проектов Министерства образования и науки РФ Институтом дистантного образования РУДН, ГНИЙ ИТТ «Информика», Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования (ГНИУ «ЦИАН»), а также рядом других российских и зарубежных организаций предложено вводить для каждого образовательного электронного издания или ресурса специальную систему описания (так называемую систему спецификаций и метаописания), благодаря которой авторы создаваемых средств информатизации образования могли бы сообщать сведения о типе и специфике своих разработок [6, 7]. Подобные массивы сведений о средстве информатизации образования могли бы оказаться незаменимыми при формировании образовательных порталов и в других аналогичных случаях, когда требуется интеграция отдельных компонент в единую систему.

Естественно предположить, что введение обязательной и единой системы спецификации и метаинформации позволило бы формализовать процессы информирования разработчиков и пользователей средств информатизации образования о существующих разработках и возможных путях их дополнения и расширения. Очевидно, что в таком случае введение и использование систем спецификаций и метаописания можно на законных основаниях рассматривать в качестве еще одного интегративного подхода к созданию средств информатизации.

Для создания и внедрения такого подхода требуется выявление и фиксация основных информационных полей специализированных метаинформационных массивов, содержащих сведения о каждом средстве информатизации образования. Следует конкретизировать возможные значения для заполнения таких полей. Создание систем спецификаций и метаописания должно осуще-ствляться с учетом особенностей разработки и функционирования средств информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, а также на основе учета результатов научных трудов в области педагогики и психологии.

Существенным фактором интеграции и унификации средств информатизации образования может стать их «единообразное» соответствие единому универсальному комплексу требований качества, сформированному на основании анализа существующих разработок в этой области, а также с учетом анализа специфики создания и функционирования средств информатизации в системе образования. При этом качеством средства информатизации образования считается совокупность свойств (характеристик) средства информатизации, определяющих его пригодность для использования в образовательной деятельности.

Если говорить более точно, то для создания такого интегративного подхода необходимы отбор существующих, разработка недостающих, классификация и описание психолого-педагогических, технико-технологических, дизайн-эргоно-мических, эстетических и других требований, предъявление которых было бы целесообразно к большинству используемых в образовании средств информатизации, вне зависимости от целей разработки и специфики применения таких средств. Очевидно, что формирование единого комплекса инвариантных требований должна сопровождать разработка рекомендаций по их соблюдению в процессе создания средств информатизации образования.

Внедрение такого подхода должно осуществляться параллельно с реализацией единой унифицированной экспертизы средств информатизации образования. При этом отбор, разработка и формирование многоступенчатой процедуры апробации и экспертизы, инвариантной относительно целей и специфики разработки и использования средств информатизации образования, должны быть согласованы с компоновкой вышеупомянутого комплекса требований качества.

Практическая возможность выявления и исследования таких интегративных подходов вытекает из результатов, полученных при разработке «Концепции образовательных электронных изданий и ресурсов», а также из научных публикаций в области формирования системы оценки качества средств информатизации образования [8, 9].

К числу возможных интегративных подходов к созданию средств информатизации образования в полной мере можно отнести и использование авторами и пользователями подобных средств единой терминологии, что не только позволило бы упорядочить и

облегчить процессы освоения и использования вновь создаваемых средств, но и повлекло бы за собой формирование единых подходов к позиционированию средств информатизации образования, отнесению создаваемых образовательных электронных изданий или ресурсов к заранее оговоренным и четко определенным классам, рубрикам и типам. Очевидно, что в этом случае разработка единого терминологического словаря информатизации образования и технологий, способствующих унификации создаваемых средств информатизации, способствовало бы и практической реализации уже упомянутого подхода, основанного на формировании и использовании систем спецификаций и метаописания.

И, наконец, нельзя не отметить, что к числу возможных факторов (или, скорее, следствий) унификации средств информатизации образования может быть отнесена необходимость корректирования систем подготовки и переподготовки, нацеленных на формирование у педагогов готовности к использованию средств информатизации в профессиональной деятельности, без которой все разрабатываемые подходы, технологии, методы и средства не будут иметь должного эффекта. По нашему мнению, систему факторов формирования подобной готовности не следует непосредственно включать в число возможных интегративных подходов, однако указанная система, безусловно, должна быть исследована.

В качестве вывода к содержанию настоящей статьи можно сослаться на схему, содержащую возможные интегративные подходы к созданию средств информатизации образования. На схеме отражены основные технологии и примеры реализации отмеченных в статье подходов (блоки, обозначенные прерывистой линией).

Следует отметить, что настоящая статья не претендует на достижение полноты выявления и перечисления всех возможных интегративных подходов к созданию средств информатизации образования. Безусловно, другие возможные подходы к унификации средств информатизации также возможны и могут стать предметом научных исследований как в области педагогики, так и в области других наук. В то же время интегративные подходы, упомянутые в настоящей статье, являются актуальными, а их реализация может внести весомый вклад в процессы интеграции и унификации современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, применяемых в образовании.

Литература


  1. Лурия А.Р. Психология ощущения и восприятия: Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии. Вып. 2. -М.: МГУ, 1967.
  2. Conclin J. Hypertext: An Introduction and Survey. - Computer, 1987, p. 17-40.
  3. Гриншкун В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информа-тизации образования и обучении информатике. - М.: МШУ, 2004.
  4. Семантика и категоризация // Под ред. Ю.А. Шрейдера. - М: Наука, 1991. - 168 с
  5. Гриншкун В.В. Теория и методика использования иерархических структур в инфор-матизацииобразования // Информатика и образование. - М, 2003, № 12, с. 117-119.
  6. Григорьев СТ., Гриншкун В.В., Краснова ГА. Основные принт типы и методики ис-пользования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержа-ние и технологии: Сб. научн. ст. Вып. 2. - М: Просвещение, 2004, с. 56-84.
  7. Метаданные об образовательных информационных ресурсах. Спецификация инфор-мационной модели. - М: РГУИТП, ГНИУ «ЦИАН», 2002. - 66 с.
  8. БеляевМ.И., Григорьев СТ., Гриншкун В.В., Демкин В.П., КрасноваГ.А., Макаров СИ., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. Ч. 1. - М.: Изд-во РУДН, 2003.
  9. Григорьев СТ., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. История, теория и практика разработки и эксплуатации образовательных электронных изданий // Вестник Российского уни-верситета дружбы народов. Сер. «История России». - М: Изд-во РУДН, 2003, № 2, с. 214-221

источник: URL: http://ido.rudn.ru/vestnik/2004/8.pdf