Библиотека

С чего начать? Информационно-педагогическое обеспечение для дистанционного обучения.
(Фрагменты)

Краснова Г.А., Беляев М.И.

источник: С чего начать? Информационно-педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. М., РУДН. 166
URL: http://ido.rudn.ru/ido.aspx?id=book1

Фрагменты:
Настоящие методические рекомендации предназначены для авторов и разработчиков электронных учебников.
Цель методических рекомендаций - оказать посильную помощь авторам в создании компьютерного учебного курса, в подготовке и подборе наглядных средств по иллюстрированию электронных текстов (в последующем - гипертекстов), в разработке блока заданий и вопросов для тренинга и тестирования, в создании учебного интерфейса и сценария обучающей программы и др.
Ниже предлагается схема, которая схематически (приблизительно) отображает основные технологические этапы разработки обучающих курсов в среде мультимедиа, а также связь этих этапов с дидактическими принципами обучения и основными ступенями учебного процесса.

Методические рекомендации состоят из четырех частей

Глава 1. Подготовка учебного материала для электронных курсов (учебников). Комплектность. Структуризация курса. Эргономичность текста.
Глава 2. Научно-популярный стиль изложения - доступно и интересно.
Глава 3. Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения.
Глава 4. Типы и виды заданий для разработки тренингов и тестов.
В первой главе изложены общие требования к тексту учебника, его структуризации и эргономике.
Вторая глава посвящена проблеме повышения интереса учащихся к содержанию текста.
В третьей главе систематизированы и описаны виды наглядных средств обучения. Приведены требования к содержанию, построению и оформлению иллюстративного материала.
И в заключении приведен перечень образцов типов и видов заданий для разработки тренингов и тестов по темам курса и по всему курсу в целом.

Глава 1
Подготовка учебного материала для электронных курсов (учебников). Комплектность. Структуризация курса. Эргономичность текста

1.1. Проблема "эргономичности" учебных текстов

Предлагаемые методическое рекомендации написаны на основе рекомендаций новой формирующейся научной дисциплины - эргономики образования . Эргономика образования опирается на идеи когнитивной эргономики (эргономики познания) и пытается применить их к сфере образования, в частности, к созданию печатных учебников и разработке электронных обучающих программ в среде мультимедиа.
Одной из задач эргономики образования является разработка комплекса средств и приемов, обеспечивающих значительное повышение производительности труда учащихся.

"Без излишней траты умственных сил"

К сожалению, многие авторы не учитывают это правило. Почему? Ответ прост. Если мы хорошо разбираемся в чем-то, нам трудно представить, что ощущает человек, не обладающий нашими знаниями. \
Результат нередко оказывается плачевным: теряя "контакт" с читателем, мы создаем учебники, похожие на запутанный лабиринт. Чтобы избежать подобных промахов, дальновидный автор старается поставить себя на место тех, кому ничего или почти ничего не известно о предмете публикации. Такой прием помогает взглянуть на свой учебник со стороны, увидеть его в новом свете.
В самом деле, то, что кажется легким и понятным автору, может оказаться трудным и даже непосильным для студента. Работая над рукописью книги, автор должен ни на минуту не забывать о "мучениях" студента, которому придется ее изучать. Именно автор несет ответственность за производительность труда учащихся, так как хорошо написанную книгу можно изучить быстро, "без излишней траты умственных сил" (Рене Декарт).
Улучшая "понимаемость" материала, автор минимизирует интеллектуальные затраты студента и тем самым повышает производительность его труда.

Как выйти из тупика?

Часто говорят: чтобы написать учебник, нужно глубоко знать свой предмет и обладать талантом писателя. Однако жизнь показывает, что этого недостаточно.
Учебник - средство визуальной коммуникации. Он предназначен для передачи сообщений, которые воздействуют на мозг студента и порождают в нем сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Чтобы увеличить коммуникативную мощь сообщения, нужно знать и уметь использовать эргономические правила. Эти правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, увеличить его понимаемость. Они лежат в основе многочисленных норм издательского дизайна, позволяют придать сообщению визуальную привлекательность. Но самое главное - они дают возможность эффективно регулировать сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу читателя, повышая их эффективность и продуктивность.
Нет ничего удивительного в том, что многих страшат эти смелые нововведения. Тем не менее, идеи эргономики распространяются все шире. Использование научно-обоснованных и эффективных эргономических приемов позволяет облегчить и сделать более производительным умственный труд учащихся.

Эргономика образования на старте

Опираясь на эти и другие идеи, эргономика образования стремится обобщить обширный опыт предшественников и обогатить его на основе последних достижений современной науки.
В настоящих методических рекомендациях предложен ряд мер, нацеленных на улучшение эргономического качества печатных и электронных учебников (то есть тщательно структурированных и хорошо иллюстрированных учебных текстов). Можно надеяться, что эти меры позволят:
улучшить качество обучения студентов;
сделать процесс обучения более привлекательным для студента;
облегчить изучение (понимание) учебного материала;
повысить производительность труда учащихся при чтении печатных и электронных учебников.

1.2. Комплектность для электронного учебника (в том числе печатного)

В комплект должны входить две части.
Основная часть курса, которая, в свою очередь, должна содержать:
Титульный лист учебника.
Аннотацию (желательно).
Программу курса.
Перечень сокращений (если он имеется).
Перечень иллюстраций.
Сведения об авторе.
Собственно тексты тем (глав) № 1, 2, 3, ….
Список рекомендуемой литературы по темам.
Список цитированной литературы в конце курса.
Приложения (перечень нормативных актов, указов, постановлений, если они имеются).

Извлечения из ГОСТа 7.32-91, имеющие отношение к регламентации академических работ
2.1. Аннотация (в соответствии с ГОСТ 7.0-77) - краткая характеристика произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.
3.4.1. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеются) и заключение с указанием номеров страниц.
3.5.1.Перечень сокращений. …Малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка.
3.9. Список использованных источников. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении работы.
4.11. Перечень сокращений, условных обозначений, символов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, справа - их детальную расшифровку.
4.12. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источник в тексте и нумеровать арабскими цифрами с точкой.
4.2.3. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц книги.

Контрольно-справочная часть курса, которая должна содержать:
          Перечень вопросов и заданий для самопроверки изученного к каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (или перечень вопросов и заданий для компьютерного тренинга в среде мультимедиа).
          Перечень вопросов и заданий для контроля уровня знаний к каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (или перечень вопросов и заданий для компьютерного тестирования в среде мультимедиа).
          Темы курсовых работ и рефератов.
          Примерный перечень экзаменационных вопросов по всему курсу (или к зачету).
          Хронологический указатель (если он имеется).
          Указатель имен (если он имеется).
          Предметный указатель (если он имеется).
          Словарь терминов.
          Методические указания (или рекомендации).

1.3. Опытно-нормативные показатели объема текста

Опытно-экспериментальным путем нами были установлены некоторые количественные показатели, которые могут стать хорошим ориентиром для авторов курсов.

Все другие нормативы как функция базового показателя

Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где Х - базовый показатель (например, если объем учебного курса 100 часов, то 4 х 100 = 400 страниц - максимально допустимый объем основного текста). Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, плюс списки литературы, словарь терминов.
          Число вопросов и заданий для тренинга должно быть не более 3Х.
          Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1Х.
          Число тем курсовых работ должно составлять не более 1Х.
          Число экзаменационных вопросов (или к зачету) должно составлять не более 1Х.

1.4. Общие требования к текстовому материалу

Как было отмечено выше, стратегическая задача автора - обеспечить максимально высокую понимаемость учебного материала.
          Понимаемость - свойство учебного материала минимизировать интеллектуальные усилия студента, необходимые для его понимания.
          Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности учащихся.

Выделение (определение) терминов, понятий и ключевых слов

Понятие - это совокупность существенных признаков, общих для предметов, явлений определенного вида или рода.
          Термин - это название понятия ("имя понятия").
          Определение - это формулировка, в которой раскрывается содержание понятия или термина.
          Термин имеет прямое значение, а понятие - косвенное значение (обобщенное, абстрактное).
          Термины и понятия выделяются курсивом (желательно полужирным шрифтом) только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения (толкования, разъяснения) (ГОСТ 7.60-90).
          Вводимые термины и понятия должны определяться непосредственно не только в тексте, но и повторяться в словаре терминов, где определения могут сопровождаться более подробными комментариями.
          Однородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (признаки, черты, характерные особенности и т.д.) рекомендуется выделять средствами перечислений - маркерами или номерами (оформляются в виде столбика), а также путем сочетания маркера (или номера) и курсива.
          Неоднородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (строковая форма записи) рекомендуется выделять подчеркиванием и реже - курсивом.
          Смысловые распространенные словосочетания и целые ключевые предложения (с акцентами на важность мыслей, содержащихся в них) выделяются, если необходимо, обычным курсивом (т.е. не полужирным шрифтом) и реже - подчеркиванием.

1.5. Структурные элементы текста - это важно
Что входит в содержание (оглавление)?

В содержании перечисляются номера и названия всех разделов, глав (тем) и всех параграфов (пунктов), но не должно быть никакого упоминания о подпараграфах (подпунктах).
          Подпараграфы номеров не имеют и не включаются в содержание.

Извлечения из ГОСТа 7.32-91, имеющие отношение к регламентации академических работ
3.4.1. Содержание включает "введение", наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеются) и "заключение" с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы в тексте...
Как эргономически улучшить параграф (или пункт темы)?

Правомерность поставленного вопроса заключается в том, что на основании анализа ряда авторских текстов различных дисциплин было замечено, что большинство авторов пишут длинные параграфы (пункты тем), доходящие до 3 - 5 страниц печатного текста. Хотя большинство таких длинных параграфов содержат, в свою очередь, несколько законченных смысловых частей (фрагментов) текста, которые сами могут являться самостоятельными небольшими параграфами (или подпараграфами).
          Актуальность поставленного вопроса заключается и в том, что в таких больших параграфах (пунктах) плохо различимы смысловые фрагменты, они как бы сливаются в единый нерасчлененный массив текста из-за отсутствия между ними выразительных границ (смысловых пауз). Такой учебный материал неудобно читать и воспринимать содержание текста учащимися.
          1. Рекомендуется использовать структуру параграфа, без подпараграфов, или же ограничить по возможности число таких подпараграфов.
          2. Рекомендуется разбивать главы (темы) на небольшие параграфы (пункты тем) и избегать больших, так как:
          чем меньше параграф, тем легче понять его содержание;
          чем больше параграф, тем больше интеллектуальных усилий студент вынужден затрачивать на его чтение и понимание;
          дробление главы (темы) на небольшие параграфы уменьшает интегральные трудозатраты студента на ее изучение.
          3. Рекомендуется, чтобы размер параграфа занимал не более одной страницы или менее (по возможности).

Структурированное содержание учебной дисциплины - важный компонент качественного электронного курса

При создании электронных учебников важно на подготовительном этапе не только улучшить структурные элементы печатного учебного материала, но и провести структурирование содержания учебной дисциплины. Именно от проведения этих работ и будет зависеть эффективность электронного учебника. Электронный курс фактически представляет собой структурную копию обычного печатного учебника, обогащенную иллюстрациями, гиперссылками и элементами мультимедиа.
          Структурирование содержания учебного курса потребует от автора учета большого числа параметров. Первую попытку поставить и решить дидактическую проблему отбора содержания образования сделал И. Песталоцци (1745-1827). Наиболее часто структурирование содержания темы или раздела представляется в виде дерева - связного графа, не содержащего циклов. Представление смысловой структуры учебной информации с помощью дерева позволяет компактно и наглядно отобразить элементы знаний по конкретной учебной дисциплине. При таком моделировании структуры учебного материала вершины графа и связи между ними располагаются по соответствующим уровням иерархии. Учебно-информационные элементы каждой темы представляются в виде вершин дерева, а логические связи - ребрами графа. На нулевой горизонтали (верхней) помещается сложное понятие, подвергающееся декомпозиции на первой горизонтали - учебно-информационные элементы, которые служат опорными только для исходного понятия; на второй горизонтали - учебно-информационные элементы, являющиеся опорным для элементов первого уровня, и т.д. Декомпозиция завершается, когда в дереве образуются базовые вершины (первичные понятия), не имеющие исходящих ребер. Термин "базовый" подразумевает минимум входящих в него смысловых единиц меньшей трудности.
          Таким образом, речь идет о проведении так называемого структурного и понятийного анализа содержания дисциплины.
          На первом этапе структуризации учебного курса необходимо определить точный перечень всех необходимых тем, которые должны быть изучены в том или ином курсе, разделить их на главы, параграфы, подпараграфы, составить оглавление, эргономически улучшить соответствующие структурные элементы курса и т.п. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально будет определено, какие знания, навыки и умения должен приобрести студент.

1.6. Примеры типичных структурных и других эргономических дефектов
Курс "Психология и педагогика"
БЫЛО СТАЛО
В настоящее время специалисты в области психогенетики познавательных способностей констатируют, что результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50 - 60% уровне наследуемости фактора общих способностей. Так, по итогам близнецовых исследований, проведенных в последние два десятилетия, была получена простая генетическая модель детерминации интеллекта, в которую вошли следующие основные составляющие фенотипической дисперсии общих способностей:- аддитивная наследуемость - 51% дисперсии интеллекта;- общая среда (социально-экономический статус семьи, общие интересы членов семьи, не различающиеся занятия и увлечения) - от 11 до 35 %;- различающаяся среда - от 14 до 38 %.При этом отмечается, что основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия генетических и средовых факторов….

В настоящее время специалисты в области психогенетики познавательных способностей констатируют, что результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50 - 60% уровне наследуемости фактора общих способностей. Так, по итогам близнецовых исследований, проведенных в последние два десятилетия, была получена простая генетическая модель детерминации интеллекта, в которую вошли следующие основные составляющие фенотипической дисперсии общих способностей:аддитивная наследуемость - 51% дисперсии интеллекта;общая среда (социально-экономический статус семьи, общие интересы членов семьи, не различающиеся занятия и увлечения) - от 11 до 35 %;различающаяся среда - от 14 до 38 %. При этом отмечается, что основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия генетических и средовых факторов….

1.7. Cтруктурированному тексту - интересный заголовок

Во многих работах заголовки нередко оказываются слишком общими, неопределенными; они как будто стремятся объять необъятное. Заголовок небольшого параграфа должен быть тщательно продуманным и бить в цель.
          Заголовки должны быть разнообразными и интересными, задевать учащегося "за живое", создавать у него повышенный интерес и повышенную мотивацию к изучению трудного материала, оказывать ему максимально возможную помощь.
          Традиционные заголовки необходимо чередовать с заголовками нового типа (о чем - ниже).
          Оптимальное сочетание традиционных и "новаторских" заголовков в структуре учебника будет содействовать достижению максимального дидактического эффекта.
          Итак, рассмотрим основные три типа "новаторских" заголовков, которые выделяют специалисты, а именно:
          вопросительные. Вопросительный заголовок является одним из элементов проблемного стиля обучения. Он стимулирует студента к целенаправленному чтению текста, вынуждает его отказаться от "бездумного" чтения и перейти к активному поиску ответа на поставленный вопрос. Желательно, чтобы вопросительные заголовки составляли не менее 50% от общего числа заголовков.
          Итак, в заключение напомним, что стратегическая задача автора - обеспечить максимально высокую понимаемость учебного материала.

Глава 2.
Научно-популярный стиль изложения - доступно и интересно

Главным критерием качества печатного и электронного учебника является достижение учащимся целей, ради которых написан учебник. При этом текст должен оцениваться следующими параметрами:
          удобочитаемости (структурированность или эргономичность текста) (см. Глава 1);
          сложности или трудности текста учебника, признак, который выражается отношением вида (выбранного стиля) текста и языковой компетентности автора;
          доступности или читабельности текста, определяется уровнем читательской и профессиональной подготовленности обучаемого к восприятию содержания текста;
          функциональности, где находит свое выражение соотношение полноты текста, его содержания и реальных действий пользователя текста.
          В настоящих методических рекомендациях рассмотрены такие признаки текста, как сложность (или трудность), доступность (или читабельность) и привлекательность текста с точки зрения характера его содержания - то есть интересно или не интересно.

2.1. Как сделать характер содержания учебного текста интересным и доступным?

Сложным и многогранным является процесс чтения. Чтение - это особая интеллектуальная деятельность человека.
          Адекватное понимание любого текста зависит от целей, средств и результата работы. Часто адекватность понимания текста определяется потому, как он воспроизводится обучающимся. Понять текст - это значит воссоздать смысл содержания текста теми же способами, какими пользовался автор. Как же сделать текст интересным, более привлекательным для учащихся?
          По мнению психологов, при наличии интереса у человека появляется не только потребность в овладении информацией, но и активизируется вся его психическая деятельность:
          усиливается концентрация и интенсивность внимания,
          обостряется чувствительность и наблюдательность,
          повышается готовность памяти и обеспечивается легкость протекания мыслительных процессов,
          а следовательно, и восприятия и понимания как письменной речи (текста), так и устной речи.
          Известно, что общая цель (в основном) лекционного материала - информировать (сообщить) о чем-то и объяснить (доказать) что-то и в меньшей степени - убедить, вдохновить, развлечь и призвать к действию.
          Для информационного текста характерно не только дать новое представление о предмете, явлениях, процессах и т.д., но и пробудить любознательность, что не всегда удается.
          В информационных текстах, наряду с широко используемым типом монологической речи - объяснением (рассуждением), должны присутствовать и другие типы речи - повествование и описание, что способствует оживлению текста.

2.2. Как приблизиться к научно-популярному стилю изложения?

При подготовке курса необходимо помнить два важных дидактических принципа обучения, а именно:
          принцип научности, предполагающий соотношение содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания;
          принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся.
          Именно доступность лекционного материала в большой степени зависит от выбранного автором стиля изложения - научного или научно-популярного.
          Научный стиль характеризуется насыщенностью фактическим материалом, точной и сжатой информацией и рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие. Научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств.
          Научно-популярный же стиль включает не только признаки научного стиля, но и особенности, присущие публицистическому и художественному стилям. И в основном это касается использования в научно-популярном стиле выразительных средств языка (сравнения, иносказания, фразеологизмы, перифразы, метафоры, меткие выражения, сопоставления и др.), а также синтаксические особенности предложений.
          В научно-популярном стиле широко используется прямая и косвенная речь.
          Монологические типы речи - повествование и описание - также широко используются в научно-популярном стиле. Например, используя повествование, можно создать эффект ощущения упорядоченного, поступательного движения.
          Научно-популярный стиль изложения облегчает восприятие научного текста. Выразительные средства языка вносят в него определенную эмоциональную окраску. Эмоциональный настрой учащихся, в свою очередь, активизирует вдохновение, способствует стремлению как можно глубже разобраться в учебном материале.

URL: http://ido.rudn.ru/ido.aspx?id=book1