Библиотека

Технологии создания электронных обучающих средств.
(Фрагменты)

Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В.

источник: Технологии создания электронных обучающих средств. М., МГИУ, 2001, 224 с.
URL: http://ido.rudn.ru/ido.aspx?id=book2

Фрагменты:
Книга предназначены для авторов и разработчиков электронных учебников.
Цель книги - оказать посильную помощь авторам в создании компьютерного учебного курса, создании интерфейса, подготовке учебного материала, подборе наглядных средств, разработке тренингов и тестов.

Глава 3
Принцип наглядности как один из дидактических принципов обучения

3.1. Что такое наглядность (иллюстрирование)? Ее принципы, признаки и функции

Еще в XVII веке Я. А. Коменский сформулировал принцип наглядности: "…все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами". Чувственное восприятие означает восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися. Первоначально наглядность обучения трактовалась как путь познания конкретного (видимого) объекта, например: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (раздаточный материал, транспаранты, таблицы) и некоторые графические пособия, учебные кинофильмы и т.д.
В современной же дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на модели.
А что же такое модель? В чем ее принципиальное отличие от традиционной наглядности? Модель - условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Натуральные предметы и их изображения дают прежде всего представление о внешнем облике изучаемого объекта в целом. Модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса.
Однако эти стороны должны быть отражены правильно, адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому явлению.
Для того чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), правильно, адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению) и, кроме того, обеспечить доступность этой модели для учащихся.
Таким образом, изоморфизм и простота рассматриваются как отличительные признаки наглядности.
Роль учебных моделей (как вид иллюстраций) в формировании теоретических понятий как основы научного мышления убедительно раскрыта В. В. Давыдовым. Он характеризует учебные модели как своеобразный сплав наглядности и понятия, конкретного и абстрактного, предлагает даже рассматривать моделирование как дидактический принцип, дополняющий наглядность. Соотношение этих принципов В.В. Давыдов определяет следующим образом: "…там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип изобразительной наглядности себя оправдывает. Но там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, - там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования".
Очевидно, более правомерно говорить о моделировании как составной части принципа наглядности, то есть о расширении содержания данного принципа. Это, в свою очередь, означает расширение арсенала средств наглядности (использование не только конкретно-образного материала, но и моделей) и расширение сферы их применения (формирование не только представлений, но и понятий, не только знаний, но и умений, навыков).
Благодаря современным компьютерным технологиям, мультимедийным возможностям компьютера можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении (о чем - ниже).
Все это позволяет говорить о том, что средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.
Итак, одним из требований эффективной методики использования иллюстративных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, должно способствовать повышению степени мыслительной активности учащихся.

3.2. Принцип наглядности и новые компьютерные информационные технологии обучения

Уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках.
Изобразительные и условно-графические средства наглядности (таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции картин, фотографии ученых, живопись, аудиовизуальные средства и т.д.), являющиеся составными элементами печатных и электронных учебных материалов, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.
От наглядности, доходчивости, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, понимание ее, усвоение и закрепление полученных знаний.
Широкое использование того или иного вида иллюстраций в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, а также оптимального использования иллюстраций для оживления всего курса лекций (как печатного, так электронного) позволят улучшить восприятие, понимание и усвоение сложного учебного материала, сократить время обучения студента, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом.
Но привлекательность и эффективность обучающих мультимедийных программ может снизиться, если в целом не будут соблюдены следующие дидактические принципы обучения.
Принцип наглядности обучения в дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий, в том числе и электронного учебника? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.
Таким образом, требования обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, обеспечивающие воздействие на зрение, слух, осязание и даже обоняние, по-видимому, целесообразнее будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения, то есть чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

3.3. Количество и разновидность иллюстраций

Цель разработки электронного учебника - сохранить не только все достоинства печатного учебного материала, но и, используя возможности компьютера, включить в него соответствующий арсенал наглядных средств для иллюстрирования. Актуальным остается вопрос: по какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества необходимого иллюстративного материала?
Наш принцип - это использование того или иного вида иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).
Возможности компьютерных технологий не дают основания для упаковывания в электронный учебник всего, что можно. Принцип: лишь бы много - ложный. Этот факт будет отвлекать учащихся от изучаемого фрагмента текста.
Положение становится особенно опасным, когда мы предоставляем студенту "неограниченную" свободу передвижения (за счет средств навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам ссылок, не сообразуясь с педагогическими методами и способами преподавания предмета, а также с правилами целесообразности и разумности. В результате таких бессмысленных и частых переходов то на картинку, то на словарь, то какой-то другой объект гипертекста, в голове учащегося остается лишь "гипертекстовый сумбур, каша", а вовсе не стройная система знаний.
Безусловно нельзя лишать студента свободы навигации (маршрутов движения) по учебному материалу. Просто необходим разумный компромисс, основывающийся на таких ключевых педагогических понятиях из области методики преподавания, как линейное прохождение материала, или линейно-концентрическое, или модульное (о чем прекрасно осведомлены преподаватели соответствующих дисциплин).
И особенно неприятен факт, когда в гипертексте рябит от подвижных картинок (анимация - изображение иллюстрации в динамике), которые часто расположены не к месту, но зато создают эффект красочного "фейерверка". Такая анимация ничего не дает для понимания учебного материала. Разумная развлекательность - да! Но та, которая работает на повышение эффективности изучения теоретического материала, сокращает временные трудозатраты студента.
Но вернемся к нашей теме - наглядным средствам (иллюстрациям). Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: все диктуется содержанием и характером теоретического учебного материала.

Наглядные образные страницы или печатные и электронные тексты учебного материала?

С другой стороны, если автор в состоянии заменить, например, какой-то теоретический абзац соответствующим видом иллюстрации, то хорошо; а если сможет переложить все словесно-теоретическое изложение курса на одни картинки, то еще лучше (если такое возможно). Перефразируя пословицу, можно сказать и так: "Лучше увидеть один раз иллюстрацию, чем долго читать скучный печатный или электронный текст".
Приведем простой пример. Вообразите, что вы вошли в незнакомую комнату с закрытыми глазами и просите сопровождающего подробно описать ее. Рассказ будет длиться около трех-пяти минут, так как нужно указать размеры комнаты, расположение окон, дверей, мебели, картин, или фотографий (а также описать то, что изображено на них) и пр. В то же время с открытыми глазами достаточно осмотреть комнату в течение трех-пяти секунд, и вам все станет ясно без всякого рассказа.
Возникает вопрос: как представить комнату с помощью наглядных средств изображения? Можно показать одну фотографию комнаты.
Но есть еще один вариант - самый лучший. Можно использовать панораму виртуальной реальности практически без текста, при этом просмотр комнаты с помощью компьютера практически совпадает с поворотом головы при естественном осмотре.
Таким образом, конкретное количество иллюстраций для страницы, темы или для всего курса лекций специально не устанавливается, а определяется следующими факторами:
содержанием и характером учебного текста;
выбранной методикой обучения;
возможностями организации (учреждения).

3.4. Классификация наглядных средств обучения

На сегодняшний день существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.

Считаем, что полезным и интересным будет для авторов курсов (а также для разработчиков гипертекста) привести классификацию используемых наглядных средств по признаку восприятия учащимися учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается факт подключения к процессу познания или только уха, или только зрения, или уха и зрения одновременно, а также при подключении чувственно-эмоциональной стороны познания человека.
Действительно, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Вот почему стремятся задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. И чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, аудио- и видеофрагменты.
Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, оказывает влияние на его общее состояние. Положительные эмоции повышают интерес к предмету. При наличии интереса, потребности в овладении учебной информацией активизируется вся психическая деятельность: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряются чувствительность и наблюдательность, повышается готовность памяти и обеспечивается легкость протекания мыслительных процессов, а следовательно, и восприятия учебного материала. При отсутствии положительной мотивации учебная деятельность замедляется и возникают барьеры на пути восприятия и понимания учебного текста.
Различают следующие вида восприятия и познания.

3.5. Таблица - "синтетический образ" фрагмента текста, параграфа, темы, раздела

Итак, рассмотрим один из видов условно-графических наглядных средств - таблицы, которые существенно облегчают восприятие текста.
Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании.
Таблицы разноформатны: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств (при переводе таблиц в электронный учебник), таблицы можно дооформить с помощью, например:
разнообразной палитры цветов;
рисунков (здесь рисунок как элемент оформления таблицы);
набора шрифтов;
различных средств обрамления таблиц;
установления определенного количества столбцов и строк;
реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.
Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.
Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:
повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);
осуществить группировку ряда объектов;произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида.
1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.
2. Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п. При сравнении выделяют у них общее, особенное, единичное и т.д.
3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.
Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.
Далее, наглядность таблицы во многом определяется компактным расположением материала, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов (признаков, фактов, явлений, событий, персоналий, документов, героев, темпераментов, процессов, тем и др.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые - рядом (по горизонтали).
Продуманное расположение материала особенно важно при его схематической подаче. Удачная компоновка в таблице учебного материала должна помочь учащимся в восприятии и понимании текста. Эффективность использования таблиц повышается, когда они совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками, картинами и т.д.
При разработке таблицы реально существует опасность ее перегруженности, что, конечно, затрудняет зрительное восприятие материала, снижает ценность таблицы как средства наглядности, а поэтому здесь следует быть осторожным.
Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить таблицу.
При разработке таблиц необходимо соблюдать следующие требования:
как можно меньше комментирующих слов в таблице;
верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т.п.

3.6. Типы таблиц

Итак, таблицы являются простым, но очень эффективным средством иллюстрации в том или ином месте текста. С помощью таблиц можно выделить, основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное и т.д.

Различают две группы таблиц:
Статичные Динамичные (анимационные)
текстовые таблицы
числовые таблицы
таблицы - рисунки
текстовые таблицы-рисунки
таблицы - схемы
текстовые таблицы-схемы
таблицы - рисунки-схемы
таблицы - круги
таблицы - круги-схемы
текстовые таблицы-круги
текстовые таблицы
числовые таблицы
таблицы - рисунки
текстовые таблицы-рисунки
таблицы - схемы
текстовые таблицы-схемы
таблицы - рисунки-схемы
таблицы - круги
таблицы - круги-схемы
текстовые таблицы - круги

Таблицы-круги - особый композиционный вариант таблиц, основным графическим элементом которых служит круг. Важная методическая ценность данной табличной формы состоит в том, что она композиционно облегчает систематизацию материала, зрительное объединение и одновременное его разграничение. Конечно, указанное свойство присуще всем другим видам таблиц.
Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.
Динамичные (или анимационные) таблицы (анимация - реализация эффекта движения объекта) позволяют составлять самые различные варианты статичных таблиц. Основное преимущество динамичных таблиц - подача материала по частям, небольшим порциями, возможность видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы другими. Эти особенности подвижных таблиц и схем могут быть полезны не только при изучении учебного текста, но и на этапе закрепления (тренинга) изученного материала, поскольку облегчают понимание и запоминание его.
Конечно, от автора потребуется небольшая подготовительная работа, которая заключается в разработке и описании сценария подачи или порций учебной информации, или частей графических иллюстрированных объектов с целью реализации эффекта движения. Компьютерные технологии позволяют реализовать любой прием порционной подачи учебного материла, предложенный автором.

3.7. Схема (блок-схема)

Рассмотрим другой вид условно-графической иллюстрации - схемы.
Схема (о чем было упомянуто выше) - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.
Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Располагая мощными компьютерными графическими средствами (при переводе схем в электронный учебник), схемы можно дооформить с помощью:
разнообразной палитры цветов;
рисунков (здесь рисунок как элемент оформления схемы или блок-схемы);
разнообразного набора шрифтов;
разнообразных средств обрамления схем;
установления определенного количества составных частей и связей схем;
реализации эффекта движения схем (анимация) и др.
К условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.
По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:
сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;
логические, устанавливающие логическую последовательность между частями;
образные, улучшающие понимание трудных мест в тесте.
Для создания у пользователя реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций.
Разумеется, схема может быть дополнена конкретным языковым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала, снизит ценность схемы.
Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему или блок-схему, привести ее в соответствие с гигиеническими нормами.
Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.
При разработке схем и блок-схем необходимо соблюдать следующие требования:
как можно меньше комментирующих слов в схеме;
верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
количество выбранных составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.

3.8. Типы схем (блок-схем) и некоторые их образцы

Различают следующие типы схем:
Статичные Подвижные (анимационные)
Схемы
Блок-схемы
Текстовые схемы
Текстовые блок-схемы
Схемы-таблицы
Схемы-рисунки
Блок-схемы - круги
Схемы-рисунки-таблицы-круги
Схемы
Блок-схемы
Текстовые схемы
Текстовые блок-схемы
Схемы-таблицы
Схемы-рисунки
Блок-схемы - круги
Схемы-рисунки-таблицы-круги

Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, блок-схем, таблиц или их комбинации надо решать в каждом конкретном случае отдельно.

3.9. Что такое динамическая иллюстрация (анимация)?

Как говорилось выше, электронный учебник призван не только сохранить все достоинства печатного учебного материала, но и в полной мере использовать современные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относят, например, и представление статических иллюстраций в динамическое изображение ("оживление" графических и других видов иллюстрации). Процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта называется анимацией.

Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.
Далее рассмотрим некоторые приемы, связанные с созданием фрагментов анимации.
Для реализации зрительной наглядности с помощью динамичных таблиц, схем и рисунков используют разные приемы. Остановимся только на тех приемах, которые должен знать автор при создании и оформлении эскиза иллюстрации (а не как реализовать на компьютере), касаясь в основном методической стороны дела.
Существует несколько приемов реализации эффекта анимации.
1. Прием типа "наложения". Суть этого приема заключается в том, что автор, выбрав статичную иллюстрацию, разбивает ее на составные части, а затем описывает последовательность наложения этих частей друг на друга. Так реализуется эффект динамичного изображения и для рисунков. Заметим, что объект не движется в пространстве, но "живет".
Динамические иллюстрации, полученные по такому принципу, уместно использовать для такого текста, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть процесс построения какого-то ряда, изложить последовательность происходящего (или происходившего) события, явления, изменение человека и т.д.
Этот прием успешно применяется для реализации подачи теоретического материала по частям (например, постепенно составить таблицу, а не давать ее сразу заполненной, что особенно важно при объяснении сложного теоретического материала). Такие таблицы очень эффективны на этапе обобщения и систематизации учебного материала в конце темы, раздела и курса в целом.
Порционную подачу материала можно осуществить и с помощью другого приема - типа "каширования".
2. Прием типа "каширования". Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта (т.е. замаскирована), а затем происходит постепенное ее раскрытие. Создается иллюзия, что какая-то невидимая "черная бумага", передвигаясь по таблице, как бы раскрывает ее таблицу по частям (объектами могут быть схемы, блок-схемы или просто "порционные" части текста).
3. Прием типа "движения в пространстве". Отличие его от приема "наложения" заключается в том, что в этом случае надо описать последовательность шагов, которые "будет совершать" по пространству экрана выбранный объект для иллюстрирования (эффект мультипликации).
Основу зрительного ряда составляют рисунки, репродукции картин, учебные картины и видеофрагменты. Рисунки и видеофрагменты обеспечивают особый эффект при сочетании красочности и анимации.Иллюстрированный экран концентрирует внимание учащихся на изображении, поскольку ограничивает поле наблюдения.
В анимационном фрагменте или видеофрагменте кадры взаимосвязаны, расположены в определенной последовательности, относительно самостоятельны и автономны. Кроме того, отдельные кадры лишены подписей, что позволяет комбинировать их, давать в разном сочетании, варьировать методику работы с одним и тем же изображением.
Возможность выборочного использования фрагментов анимации или видеокадров очень удобна для пояснения теоретических положений учебного материала. Предположим, имеется фрагмент анимации, состоящий из трех рисуночных кадров, иллюстрирующих смысловое содержание какого-нибудь абзаца. В ходе чтения данного абзаца последовательно вызываются на экран три рисуночных кадра. В случае необходимости обучаемый может приостановить на любое время тот или иной анимационный кадр. По ходу изучения теоретического материала обучаемому можно в качестве иллюстрации выдавать из арсенала анимационных кадров или видеоряда проблемные вопросы, сравнительные таблицы, блок-схемы, две фотографии (для сравнения) и т.д.
Иллюстрации, находящиеся во фрагментах анимации (или в видеофрагментах), могут сопровождаться лаконичным комментарием, то есть таким комментарием, который направляет внимание только на изображение, или без сопроводительного текста. Комментирующий текст должен присутствовать в анимации или видеофрагменте при использовании в качестве иллюстраций к примеру репродукций картин.
Таким образом, анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.
Красочно оформленный иллюстративный учебный материал с элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует пониманию и запоминанию его, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулирует познавательную активность студентов.

3.10. Подготовка иллюстраций для электронного учебника

Понятно, что далеко не все авторы по объективным причинам имеют возможность воспользоваться услугами компьютера для подготовки иллюстраций, да этого и не требуется, так как существуют специалисты по компьютерной графике и анимации. Но, тем не менее, авторы должны приобрести некоторые знания в этой области. Ведь именно они осуществляют подборку иллюстративного материала, определяют перечень статичных и динамичных объектов, предоставляют сценарий (алгоритм) на подвижные иллюстрации.
При получении от авторов курсов эскизных материалов на статичные и динамичные иллюстрации специалист продолжит дальнейшую их обработку.
Эскизы-формы на статические условно-графические иллюстрации можно выполнять в любом удобном для преподавателя виде. Выполнение эскиза - это описание и построение небольшой модели (в форме таблицы, схемы, рисунка). А идея любой модели сводится к тому, чтобы выделить, воспроизвести только те свойства и характеристики выбранной иллюстрации, которые необходимы и достаточны для решения поставленной задачи в конкретном месте учебного материала.
Для динамических иллюстраций-моделей необходимо еще написать небольшой сценарий "движения", то есть алгоритм его перемещения по экрану.
Алгоритм - это своего рода предписание, точным образом фиксирующее способ выполнения чего-либо. Требуется строгое определение каждого промежуточного шага к достижению решения.
Конечно, алгоритм - менее универсальное средство, чем прием написания сценария. Для описания простых анимационных иллюстраций достаточно и алгоритма. Но при описании сложных динамических объектов необходимо прибегнуть к сценарию. Сценарий, в отличие от алгоритма, описывает не только части графической иллюстрации, но и взаимосвязи между его частями, место расположения учебной информации на экране монитора, указывает цвет, звук, размер символов, шрифт и многое другое.

3.11. Примеры использования таблиц и схем (блок-схем) в учебных текстах

Итак, рассмотрим примеры. Но прежде следует еще раз обратить внимание на то, что в усвоении учебного материала велика роль чувственного и наглядного отражения, то есть соблюдения дидактического принципа наглядности - предметной, изобразительной и условно-графической. Именно правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждение возможного последующего зазубривания. Иллюстрации, выраженные в репродукциях, таблицах, схемах, блок-схемах, картосхемах, диаграммах, а также в виде анимации, аудио- и видеоряда и т.д., помогают создавать мысленные образы, способствующие пониманию учебного текста и запоминанию необходимых сведений.
Учащийся, читая текст и видя обозначаемый в нем предмет, явление в форме иллюстрации, усваивает этот фрагмент текста быстрее и лучше запоминает содержание, ибо оно входит в его сознание, наполненное ассоциированными образами, которые остаются в памяти надолго. В этом и заключается единство мысли, слова и образа.
И еще. Отличие электронного учебника от обычного печатного учебного материала состоит в более строгом дозировании (порции) изучаемого материала. Каждая порция должна снабжаться (где необходимо) хорошо продуманной иллюстрацией, набором вопросов и заданий, на которые заранее подготавливается серия возможных ответов.

А сейчас рассмотрим пример.

Дисциплина. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Автор. Попова А.В.
Тема. Конституции зарубежных стран
Подтема (пункт). Классификация конституций и их внутренняя структура.
Порядок принятия конституций.

Тема. Классификация конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия конституций

Конституции классифицируются по различным основаниям.
1. По способу объектирования основного закона, то есть по тому, как объективно выражена вовне воля учредителя, конституции подразделяются на две группы.

  • Писаные конституции, которые составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
    • преамбулы, которая содержит торжественную формулу провозглашения конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера;
    • основного текста, который обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, основах общественного строя, системе и статусе государственных органов, государственной символике, порядке изменения конституции;
    • заключительных положений, которые устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах;
    • переходных положений, которые определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми;
    • дополнительных положений, которые содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов;
    • приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами Индии).
  • В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада).

Неписаные конституции составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение - Великобритания и Новая Зеландия).
Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права.
Таким образом, форма объектирования неписаной конституции неопределенна. Пример - Великобритания. Её конституция состоит из нескольких основных частей.
Статутное право - сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольности 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устранении 1701 г., Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др.

URL: http://ido.rudn.ru/ido.aspx?id=book2