ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДонНТУ
СТРАНИЦА МАГИСТРОВ ДонНТУ

АВТОБИОГРАФИЯ   ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА   ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ  
ОТЧЕТ О ПОИСКЕ   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

  

Болотова Елена Александровна


Тема выпускной работы магистра: Информационно-аналитическая система оценки структуры загрязнения города транспортными средствами
Руководитель работы: доцент кафедры "КСМ"
Серик Александр Евгениевич


АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.На рынке программных средств существуют программы(PLENER), дающие карту загрязнения атмосферы с учетом возможных выбросов конкретным предприятием. Однако на рынке программных средств отсутствуют программы, которые ведут учет и анализ структуры загрязнения атмосферы предприятиями на уровне города. Это связано с трудностями сбора информации. Сбор информации предполагает систему стационарных постов на крупных предприятиях города. Такие программы служат инструментом для ознакомления общественности с ситуацией о наличии вредных веществ в атмосфере города.

Цель работы – является исследование предметной области и разработка информационного и программного обеспечения для ввода учета и выявления тенденций к изменению загрязнения транспортными средствами. Для этого на уровне городов должен существовать экологический кадастр.

Идея работы заключается в построении и анализе структуры загрязнения тенденции её изменения и выдачи рекомендации.

Задачи, решаемые в магистерской работе:

1. Проанализировать существующие программные средства для ведения баз данных;

2. Определить структуру пакета программ для ввода и анализа и учета данных о загрязнении атмосферы транспортными средствами вредными веществами;

3. Реализовать пакет программ на персональном компьютере.

Объект исследования – экологический кадастр, как основа базы данных и как часть городского кадастра.

Предмет исследования – закономерности загрязнения природного и техногенного характера на территориальном уровне.

Методы исследований – применение новых методов программирования баз данных и статистические методы.

1 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ГИС)

Проблема создания и функционирования ГИС отражена с целым рядом специфических задач организационно-правового, научно-технического, технологического и финансово-экономического характера, решение которых невозможно перенести на существующие методы информационного обеспечения. Решение проблемы усугубляется еще тем, что службы управления города до настоящего времени не занимались созданием кадастров и ГИС и не имеют необходимого опыта работы. Сказывается и слабая обеспеченность вычислительной техникой и программным обеспечением. Вместе с тем отсутствие достоверной информации наносит все более ощутимые потери. А решение таких задач, как регулирование земельных вопросов, градостроительство, определение налоговых ставок, охрана окружающей среды делается весьма проблематичным.

В настоящее время основной проблемой функционирования географических информационных систем (ГИС) в нашей стране является малое финансирование не позволяющее производить геодезическую аэро космическую съёмки с целью актуализации цифровых моделей местностей, отсутствие современных средств привязки на местности и т.д.

ГИС – как система на основе рекомендаций которой принимаются ответственные управленческие решения должна состоять из как минимум из двух частей: графической и текстовой

1.1 Роль и значение городского кадастра как составляющего ГИС

Городской кадастр – это упорядоченная совокупность сведений о правовых, природных, хозяйственных и социально-экономических характеристиках физических объектов и явлений городской среды во времени, а также в структурном, организационном, функциональном и информационном аспектах.

О значении ГИС можно судить по тому вниманию, которое уделяется им в большинстве развитых стран. К примеру, в штате Калифорния, США, вопросами ГИС занято 72 специализированных отдела. Назначение системы – повышение условия жизни людей на конкретной территории. Ежегодный оборот таких отделов в 1991г. достиг 2,5 млрд. долларов.

Во Франции с конца 60-тых годов действует кадастровая информационная система, объединяющая 5 региональных центров и 306 местных бюро кадастра. Объем информации ГИС достиг к настоящему времени 40 гигабайт.

На Украине практические результаты по ведению городских кадастров достигнуты в г. Киеве, Симферополе, Донецке.

Существующий в практике ведомственный подход к учету сведений об объектах и явлениях городской среды, характеризуется разобщенностью информации, не отвечает современным требованиям развития города. Наличие проблемы комплексности информации само по себе вызывает необходимость повышения системности, т.е. создания целостной системы обеспечения города комплексной информацией о городской территории.

Имеющееся представление системы является очень узким, т.к. ее содержание ограничивается только описанием продукта как результата, а сами процессы по его созданию остались бы вне этой системы.

Поэтому более содержательным и целостным описанием системы городского кадастра будет выглядеть, если систему представить как совокупность элементов городского кадастра с происходящими в них процессами по преобразованию данных в кадастровую информацию.

Внутреннее устройство системы можно представить абстрактно в виде черного ящика (см. Рис.1.1), выделенного из окружающей среды. Система связана на входе и выходе со средой, в виде входных и выходных вентилей.

В качестве входных элементов в систему городского кадастра выступают объекты и явления взаимодействия человека и природных ресурсов в пределах городской территории. На выходе должна быть точная, достоверная, полная, оперативная информация.

Рисунок 1.1 - Среда городского кадастра

При рассмотрении границ области сведений, включаемых в содержание кадастра, обязательным условием является требования заказа субъекта (пользователя) кадастра. В заказе обуславливаются два момента:функциональность, т.е. готовность в заданные сроки выполнить заказ;информативность – гарантия полностью требуемой информации.Так, если в качестве субъекта кадастра выступают органы управления городом, то их интересуют обобщенные сведения, если службы города – сведения об объектах и явлениях должны включать в себя более подробную и разноплановую информацию. Отсюда вытекает, что кадастровая информация в своем исходном виде должна быть как можно более подробной и многоплановой. Весь этот огромный массив должен подразделяться с одной стороны на различные информационные слои, подслои, объекты, а с другой – на уровне – узковедомственный, служебный и, наконец, управленческий.

Связь между системой городского кадастра и потребителями осуществляется через автоматизированный информационный банк данных. Структура городского кадастра в основном представлена тремя группами объектов и явлений городской среды (см. Рис.1.2).

Рисунок 1.2 - Структура городского и экологического кадастра

Структура городского кадастра в основном представлена тремя группами объектов и явлений городской среды:природными ресурсами, включающими земли, зелёные насаждения, водные поверхности, грунты; инженерной инфраструктурой – здания и сооружения, инженерные сети, улицы и дороги; явлениями (социальные, экологические, экономические), вызываемыми деятельностью объектов в рамках городской территории.

В информационном плане структура городского кадастра представляет собой единую целостную совокупность сведений, размешенных таким образом, чтобы сведения, включенные в содержание одного объекта, не дублировались и не повторялись в другом, но в то же время легко объединялись в область сведений конкретного объекта (явления) или их групп. Такое единство достигается за счет строгого и четкого структурного деления городской территории в административно-территориальном отношении в пределах городской черты, единой системы идентификации реальных объектов и явлений городской среды, единой системы координат и высот, однозначно определяющей пространственное положение как границ учетных единиц кадастра, так и отдельных объектов и явлений. Перечисленные условия формирования структуры городского кадастра обеспечивают доступ к сведениям об объектах и явлениях городской среды по их собственным именам, объекту или явлению кадастра, координатам, административному делению, а также позволяют получать полные сведения о них в целом и дифференцировано.

Структурное деление городской территории в административно-территориальном отношении осуществляется путем выделения учетных единиц, представляющих собой неделимые части городской территории, покрывающие ее без перекрытий и разрывов в плане и по высоте. Учетные единицы могут образовывать территориальные и административные структуры городской территории более высокого уровня, кварталы, секции, микрорайоны, районы имеющие как законодательные (административные) границы, так и условные (зоны отдыха, больничный городок и т.д.).

Экологический кадастр является неотъемлемой составной частью управления городом и обеспечивает текущий оперативный контроль и управление экологической ситуацией, долгосрочное планирование и прогноз, осуществляет экологическую гласность в городе.

Состав разделов экологического кадастра(cм. Рис.1.3):а) Нормативно-справочная база;б) Источники загрязнений;в) Объемы и уровни загрязнений;г) Реципиенты их ущерб от загрязнения;д) Балансы, прогнозы;е) Природоохранные мероприятия предприятий;ж) Платежи и штрафы;з) Экологическая программа;и) Предотвращение экологических аварий;к) Экспертиза.

Оперативный контроль экологической ситуации осуществляется по следующим направлениям : контроль состояния атмосферы, водных ресурсов, почв, качества продукции сельского хозяйства, а также контроль шумов и вибраций.

Рисунок 1.3 – Структура экологического кадастра

2 АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

2.1 Актуальность и необходимость применения информационных технологий

Необходимость рассмотрения информатики как отдельной отрасли городского хозяйства обусловлена с одной стороны, появлением нового вида муниципальной собственности – муниципальных информационных ресурсов с соответствующими обязанностями по их созданию, эксплуатации, защите; формированием довольно значительного объема основных средств, имеющих определенную специфику эксплуатации, со все возрастающей потребностью в расширении использования информационных технологий, а с другой с отсутствием субъекта управления этими объектами и соответствующей организационной инфраструктуры.

Успехи информационных технологий, осознание на самом высшем уровне их возможностей для создания нового качества управления привели и кардинальному изменению взглядов на эффективность деятельности органов государственной власти. Наметилась тенденция перенесения основных принципов управления бизнесом в область государственного управления.Одним из таких качественно эффективных инструментов управления есть вычислительная техника, используемая на базе разных систем обработки данных.

Во-первых, они позволяют принимать наилучшее решение в условиях непрерывно непостоянной экономической обстановки.

Во-вторых, электронная вычислительная техника находит все большее распространение для решения так называемых информационных задач. Так как идет постоянное увеличение экономической, технической и информации других видов, которую необходимо получить, систематизировать, поддать обработке и анализу, чтобы принять в этих условиях хотя бы допустимое решение. Это в свою очередь сопровождается повышением интенсивности управленческой работы.

В-третьих, применение ЭВМ сопровождается, как правило, предшествующим или одновременным совершенствованием многих элементов действующих планово-организационных структур, и соответствующих им моделей управления.

Таким образом, применение новых методов на базе систем электронной обработки данных разрешает повысить эффективность управления за счет роста производительности управленческой работы, так и за счет улучшения качества всей совокупности принятых решений и реализации, последних на объектах управления.

2.2 Задачи экологического мониторинга

Первой и наиболее важной проблемой, решаемой с помощью ЭВМ, есть обеспечение текущего оперативного контроля и управления экологической ситуацией в городе, осуществления ее гласности.

Оперативный контроль экологической ситуации осуществляется по следующим направлениям: контроль состояния атмосферы, водных ресурсов, почв, качества продукции сельского хозяйства, а также контроль шумов и вибраций.

Вопросам учета загрязнения атмосферы транспортными средствами города предназначена разрабатываемая программа.

Второй проблемой экологического мониторинга есть подсчет ущерба от загрязнения. Эта проблема комплексная и включает следующие задачи:учет характеристик загрязнения по классам вредных веществ, отраслям, районам;денежный учет ущерба.

Третьей проблемой, которая стоит перед органами горисполкома есть анализ и выявления тенденций к изменению структуры, объемов загрязнения.

Четвертой проблемой есть разработка обоснованной экологическая программы и природоохранных мероприятий .

Пятой проблемой есть предотвращение экологических аварий.

2.3 Обзор существующего программного обеспечения для проведения экологического мониторинга

Последние достижения в области информационных технологий привели к новым концепциям в организации управления. Не одна фирма не может обойтись в своей работе без применения компьютеров.

В своей работе я исследовала рынок программного обеспечения относительно работы местных экологических органов управления для проведения экологического мониторинга и сделала вывод, что, большинство из них используют программы для повышения эффективности работы.

Так, например, широко применяются такие программы как программная система "Пленер" для расчета концентрации выбросов вредных веществ в атмосферу на основе данных об источниках загрязнения. К сожалению, имеющиеся программы в основном связаны с оценкой работы отдельных предприятий, а не учетом общего загрязнения на уровне города. Анализ программ показал, что: везде осуществляется учет загрязнения на уровне предприятия ;ни одна из программ не осуществляет анализа имеющейся информации на основе статистических и экономических показателей.

Программа, разрабатываемая в работе, должна производить учет загрязнения на уровне города и информация, накопленная в базе, будет поддаваться анализу и статистической обработке, то есть будут анализироваться структура загрязнения по вредным веществам и источникам загрязнения, рассчитываться динамика изменения загрязнения.

ВЫВОД

В процессе выполнения НИРС проанализирована предметная область как с практической, так и с теоретической стороны. На основе анализа создан отчёт.

Разработка информационного и программного обеспечения ввода и выявления тенденций к изменению загрязнения транспортными средствами атмосферы города вредными веществами очень актуальна. Такие программы служат инструментом гласности и предназначены для ознакомления общественности с ситуацией о наличии вредных веществ в атмосфере города.

Анализ структуры загрязнения позволит выявить объемы вредных веществ транспортными средствами по городу. Анализ динамики изменения загрязнения по годам показажет характер изменения загрязнения как в целом, так и по источникам.

В настоящий момент статья находится в стадии разработки. Окончательный срок-конец декабря 2007 года. За необходимой информацией обращайтесь к автору по телефону:80958919510 или по электронной почте

ЛИТЕРАТУРА


1. Бухгалтерский учет на предприятии // Н.Н.Канделла -К.: Вища школа, 2000. – 425 C.
2. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения и сбыта// Н.Д.Фасоляк–М.: Экономика, 1999
3. А. Борун "Новый аспект складского учета" // Мир ПК. – 1999. – 56 – 61 c.
4. Б.Нуралиев, В.Каменецкий "Учет в информационных технологиях" // Мир ПК №5. – 1999. – 94 – 103 с.
5. Оливер Уайт "Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ",М.: Прогресс, 2001. – 348 с.


АВТОБИОГРАФИЯ   ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА   ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ  
ОТЧЕТ О ПОИСКЕ   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ