Header image  
Магистр ДонНТУ ФВТИ КС-06м  
spacer
line decor
   русукрeng  
line decor
spacer
   

"как меня учили рисовать"

В данном разделе сайта речь пойдет о моем хобби – рисовании.

            С самого детства я любил рисовать. Еще, будучи совсем маленькими, мы с друзьями, сидя во дворе, сутки напролет рисовали «лабиринты» и потом давали друг другу их «проходить». Позже, стали придумывать всевозможных героев, которыми в этих лабиринтах играли и существ, которые их населяли. По сей день у меня осталась привычка рисовать что-нибудь, когда нечего делать, и, возможно, если бы не покупка компьютера в 11ом классе, я сейчас учился бы не на программиста, а на художника.
            Но, несмотря на то, что рисование с моей профессиональной деятельностью никак не связано, забрасывать его окончательно мне не хотелось. Пустив же все на самотек, я, скорее всего, растерял бы свои навыки и забыл что такое карандаш. Поэтому примерно год назад я записался на частные уроки к одному донецкому художнику.

            Сейчас я хочу рассказать о том, с чего нужно начинать и в каком направлении двигаться, если хочешь научиться рисовать. Это будет скорее автобиографический очерк, чем пособие к действию, но, надеюсь, и польза в нем хоть какая-то найдется. Все, конечно же, проиллюстрирую своими работами (за качество которых прошу меня простить, но мой фотоаппарат украли и поэтому ничего лучше телефона для съемки у меня сейчас нет). Сразу хочу оговориться, что меня не учили рисовать красками или изображать пейзажи, поэтому об этом здесь речи не пойдет.

            Итак первое что меня спросили в студии – это какие виды перспективы я знаю… Так как черчение я проходил давным-давно, то дожидаться моего ответа никто не стал. Да и к тому же оказалось, что в рисовании с этим немного иначе, чем в черчении. Итак, согласно Леонардо да Винчи, теорию перспективы можно разделить на 3 самостоятельные части:

  1. Линейная перспектива – излагает законы зрительного сокращения размеров предмета и вооружает рисующего знаниями пространственного изображения предметов на плоскости.
  2. Воздушная (цветовая) перспектива – излагает законы перспективного изменения цвета в зависимости от удаления предмета в глубину пространства.
  3. Тоже воздушная перспектива, но суть ее законов в том, что при удалении теряются отчетливость границ и контуров предметов.

            Линейная перспектива, в свою очередь, бывает прямой - параллельные прямые к горизонту сходятся; и обратной  - параллельные линии к горизонту расходятся. Обратная перспектива используется в основном в иконах, чтобы показать иллюзорность нашего мира по сравнению с миром Господним. Прямая линейная перспектива в свою очередь бывает одно-, двух- и трех-точечной, что значит, что в картине есть 1, 2 или 3 условные точки схода параллельных прямых.
            Это все я должен был запомнить и использовать в своем рисунке. Для начала мне надо было помнить, что даже рисуя свой первый шарик с квадратиком, я должен изображать минимальные проявления перспективы.
            Еще мне сообщили, что на поверхности объекта есть блик – место (или несколько), отражающее свет в глаз зрителя, т.е. самое яркое место объекта. Также там есть просто освещенное место, которое плавно переходит в полутень, а затем – в собственную тень. В местах, где объект находится близко к другой поверхности, присутствуют рефлексы – места, где объект освещен светом, отраженным от поверхности другого объекта. Ну и еще есть падающая тень – тень, которую объект отбрасывает на поверхности других объектов. При этом, нужно помнить, что собственная тень объекта имеет «мягкие» края, а падающая – резкие.

            После того, как я все это прослушал, мне разрешили таки приступить непосредственно к рисунку… Пару занятий я рисовал простые объекты, потом перешли на более сложные. Вот что выходило поначалу:

1 2

3 4

            Когда от кувшинчиков уже тошнило, преподаватель решил «разнообразить» мой досуг и заставил меня рисовать бидон… ндааа… моей радости не было предела…

5

            Но, как оказалось, этот рисунок требовал больше внимания, т.к. тонкая металлическая ручка и каемка бидона давали много бликов, и падающих теней, а руки еще не слушались как надо и карандаш все время мазал :)

            Когда с бидонами было покончено, мы принялись за рисование гипсовых голов, но и тут умудрились начать со скучного! Первым делом меня ознакомили в общих чертах с анатомией лица. Рассказали где «растут» глаза и поведали прочие «тонкости» портретного рисунка. Ну а непосредственно рисовать мне сказали нос… да еще и каменный!

6 7

            Нарисовав это пару раз, я действительно почувствовал все «тонкости» его анатомии и уловил некоторые детали, о которых никто никогда не задумывается, глядя на лицо человека. Поэтому советую всем кто в рисовании ноль, но хочет все-таки разобраться – начинайте сначала, даже если это вам кажется полной глупостью и элементарщиной.
            За носом последовал глаз, потом два, потом и глаз и нос на одном холсте и т.д.

8 9 10

            Когда я уже сидя на парах в институте начинал вместо конспекта рисовать носы и глаза, я понял, что надо что-то с этим делать, и преподаватель видимо это тоже заметил и на следующем занятии мы уже рисовали «рубанку»… или как-то так он это назвал. Это голова человека, представленная лишь основными плоскостями и формами. Суть упражнения в том, чтобы уловить форму головы и главные места перехода одного элемента в другой. Конечно же само упражнение предваряла подробная лекция о строении головы, общих размерах и прочих частностях.

11

            После того, как я более-менее справился с заданием и пару занятий набивал руку, мы немного вернулись назад, но в тоже время шагнули вперед. Суть в том, что от рисования «рубанки» к рисованию головы я не перешел, а вернулся к рисованию элементов, но в этот раз это был элемент колоны в форме витиеватого листка.

12

            Отработав внимание к деталям и набив руку, я перешел к рисованию головы. В первый раз это был анатомический манекен головы (т.к. на нем видны мышцы лица) и слепок с головы покойника (по той же причине)… Жутковато было его рисовать да и внешне было мало привлекательного в закатившихся глазах. Но задача поставлена, значит надо делать.

13 14

            За ним последовали слепки других голов. С греческих статуй, стандартные учебные экземпляры; одни были сложнее, другие проще, причем не всегда за простой шла более сложная.
Иными словами – я долго и много рисовал, чтобы в результате как следует понять форму головы, запомнить взаиморасположение составляющих объектов и научиться правильно вести рисунок (от простого к сложному, от общего к частному).

15 16 17

18 19 20

            К сожалению, когда настал черед рисовать живых людей с натуры, мой преподаватель уехал жить в киев, а замены ему найти я не смог :( Так и осталось незавершенным мое обучение… Но с желанием рисовать я так и не расстался. Сейчас понемножку рисую на компьютере и занимаюсь трехмерной графикой. А в дальнейшем, может еще вернусь к рисунку карандашом, ведь это не первая передышка в моем увлечении рисунком – до того как пойти в студию я тоже лет пять не рисовал. Так что это еще не конец истории :)

 

 
 
spacer
line decor
_на главную         в начало  
line decor