Интернет в политической жизни России
Юрий Росич,
"Планета Интернет"
Примерно пять лет назад,
как раз накануне предыдущего выборного цикла (так заумно
выражаются политологи, говоря о тандеме выборов в
Государственную думу и президента РФ), российский
Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды
развился в мощное информационное пространство,
охватывающее в той или иной степени все аспекты
общественной жизни страны.
Сфера влияния Рунета
неизбежно и постоянно расширяется, постепенно вовлекая в
себя миллионы людей. По состоянию на конец этого года,
по данным Минсвязи, Интернетом в той или иной степени
пользуются уже не менее 10 миллионов россиян. Увеличение
числа пользователей неизбежно влечет за собой и
постепенное увеличение влияния Сети на политическую
жизнь страны. Если еще накануне предыдущих выборов в
устах отечественных политиков Интернет упоминался скорее
как западная экзотика, то сейчас, накануне нынешних
выборов, для любого сколько-нибудь заметного политика
наличие собственного сайта в Сети стало непременным
атрибутом политического имиджа.
Пока Интернет был
узкоспециализированной компьютерной средой, Сеть и
политика практически никак не пересекались. Интернет
фактически не использовался и в ходе президентской
кампании в 1996 года. Только в 1997-1998 годах, когда
Сеть стала доступна и интересна массовой аудитории,
стали появляться первые информационные ресурсы,
освещающие политическую жизнь в стране и мире.
Поначалу они
представляли собой закрытые листы рассылок, в которых
обсуждались различные вопросы, в первую очередь
затрагивающие жизнь Интернета, а уже затем общественную
жизнь страны. По мере роста пользователей Сети в России
стали появляться в Интернете сначала ленты
онлайн-новостей (особенно показателен здесь пример
"РБК ", быстро набравшего вес после дефолта в 1998 году).
Потом в Сеть начали проникать обычные средства массовой
информации - газеты и журналы с электронными версиями
своих бумажных выпусков. Наконец, стали возникать и
первые сайты различных общественных партий и движений.
Много шума в свое время наделал, например, чеченский
сервер "Кавказ", который Ичкерия пыталась использовать в
своих пропагандистских интересах (он и сейчас иногда
привлекает к себе внимание - когда его в очередной раз
закрывают).
Но непременным и
играющим заметную роль атрибутом политической жизни
страны Интернет стал только в конце 1998-го - начале
1999 года, когда число активных пользователей в России
стало уже довольно значительным. Посещаемость некоторых
сайтов стала измеряться сотнями тысяч, а в отдельных
случаях - миллионами человек в год. Это уже огромная
аудитория, которой могут позавидовать даже некоторые
печатные СМИ. Да и выборы тогда были на подходе. В итоге
предвыборная кампания и принесла первые относительно
крупные инвестиции в политические или околополитические
сайты в Рунете.
Показательно, что
именно на выборах 1999 года в Москве листовки многих
кандидатов в депутаты содержали кроме фотографий,
биографий и политических программ еще и адреса
персональных страниц в Интернете. Кроме того, осенью
1999 года в ходе предвыборной кампании некоторые
политические партии и движения впервые использовали
рассылку своих агитационных материалов по электронной
почте. Естественно, что эти же приемы, но в уже гораздо
больших масштабах, были и будут еще применены на выборах
2003 года.
Преимущества
Интернета
По сравнению с
обычными средствами массовой информации Интернет
обладает рядом существенных преимуществ, которые в
течение 1998-1999 годов и способствовали быстрому росту
внимания политических сил к Сети и значимость которых к
настоящему времени нисколько не уменьшилась, а только
возросла. Вот эти преимущества:
практическая
мгновенность опубликования любой информации, которая
сразу же становится доступной всей интернет-аудитории.
Именно этим объясняется огромная популярность различных
лент онлайн-новостей ("РБК", "Газета.ру", NewsRu.com,
"Лента.ру", "Страна.Ру" и пр.), а также других
общественных аналитических и информационных
сайтов;
Интернет совмещает
многие возможности печатных изданий, телевидения и
телефонии. Сеть выступает не только как информационная
среда, но и как средство общения, обмена информацией,
являясь своеобразной трибуной для политической рекламы и
пропаганды.
Поэтому нельзя
назвать случайным то, что в течение последних лет
Интернет являлся активным участником всех политических
скандалов в стране. Любое заметное и политически
значимое событие в стране обязательно сейчас
сопровождается возникновением либо специализированных
подпроектов в рамках крупных серверов Рунета, либо
вообще отдельных интернет-проектов. Как это было,
например, со "Страной.ру ", создавшей особые проекты по
трагедии с подлодкой "Курск " и по Чечне.
Интернет-издание "Грани.ру ", спонсируемое, как известно,
Борисом Березовским, после взрывов жилых домов в Москве
сделало специальный сайт Terror99.ru, а после захвата
заложников в театральном центре на Дубровке - ресурс
Zalozhniki.ru. (В результате событий в "Норд-Осте "
появился также сайт "Важно.ру ", в котором приняли
участие либо просто поддержали его все основные
интернет-СМИ Рунета. Правда, сейчас по этому адресу
находится уже совсем другой проект.) А к нынешним
выборам "Грани.ру " разродились специальным веб-проектом
"Урна.ру ".
Часто именно
публикации в Интернете предваряли многочисленные
обличительные политические статьи в обычных СМИ, начиная
с выкладывания в Сеть прослушек телефонных разговоров
бывшего главы администрации президента А. Волошина и
заканчивая последними событиями вокруг "Юкоса ". Интернет
стал очень удобной информационной площадкой для выброса
в общество компромата на ту или иную политическую силу
или персоналию, так как и по сей день у нас практически
не существует никаких ограничений на характер помещаемой
в Сеть информации. Еще в предыдущую выборную кампанию
особенно много шума наделали недолго существовавшие
сайты "Коготь" и "Слуховое окно". Сейчас же таких сайтов
для компромата стало в Рунете еще больше. Среди них есть
и свои лидеры, поставившие публикацию подобной
информации на поток: FLB.ru, APN.ru и пр. Аналоги таких
сайтов возникают и в отдельных регионах страны. Обычно
их появление приурочено к выборам глав регионов (именно
так было, например, во время выборов президента Якутии,
губернаторов Томской, Пензенской, Оренбургской и других
областей). Некоторые политики пытаются подавать в суды
иски по поводу размещения в Сети ложных сведений, но
вследствие несовершенства российского законодательства в
отношении Интернета такие иски завершаются в пользу
истцов нечасто. С легкой руки мэра Москвы Ю. Лужкова в
1999 году в печатных СМИ появилась даже аббревиатура
"КИвИ " - "клеветнические измышления в Интернете "
(правда, сейчас эта аббревиатура практически никем не
используется).
Российский
Интернет сегодня
Тем не менее
возможности Интернета в России пока сильно ограничены,
что не позволяет использовать Сеть в политической жизни
страны в таком же масштабе, как, например, телевидение.
На современном этапе своего развития Интернет ни в коей
мере не уменьшает роль обычных СМИ. Пока Сеть охватывает
только 7-10% населения, причем большинство из них
проводят в сети не более 1-3 часов в неделю. При этом
далеко не всех активных пользователей интересует
политика; многие посещают Интернет совершенно для других
целей. Но перспективы роста российской
интернет-аудитории, несмотря на некоторое замедление
темпов в 2002-2003 годах, все еще значительны. И
нынешние выборы, несомненно, также окажут значительное
влияние на развитие Рунета, пусть и не в тех же
масштабах, как четыре года назад. Мировые тенденции
развития СМИ вообще говорят о постепенном слиянии всех
средств информации и связи в одно глобальное
информационное пространство, в котором роль Интернета
(или того, что, может быть, когда-нибудь его заменит)
будет одной из ведущих.
В настоящее время
Интернет в России получил распространение в первую
очередь в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других
крупных городах России (с населением свыше 500 тысяч
человек). В силу этого какое-либо влияние Интернета в
России территориально ограничено. Кроме того, специфика
аудитории российского Интернета такова, что основную
часть (примерно две трети) всех пользователей Сети в
стране составляет молодежь. Также две трети всех
пользователей Сети имеют либо высшее, либо неполное
высшее образование. Все это и определяет в целом правую
политическую ориентацию интернет-аудитории страны.
Но вместе с
увеличением числа пользователей Сети происходит и
постепенное их разделение по политическим взглядам. Если
еще в 1998 году "Яблоко " и СПС могли бы рассчитывать
более чем на половину голосов интернет-аудитории, то
теперь - только на треть. Тем не менее левые партии и
движения в силу специфики их электората еще очень долго
будут оставаться в числе аутсайдеров по уровню поддержки
аудиторией Сети.
Но считать всерьез,
что Интернет уже стал играть большую роль в политической
жизни всей страны, - предаваться иллюзиям. Только
примерно в десяти регионах России, где Интернет по
уровню своего развития постепенно приближается к
столичным показателям, можно говорить о том, что Сеть
играет хоть какую-то роль в политической жизни. Это
Московская, Свердловская, Калининградская, Пермская,
Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Саратовская
области, Краснодарский и Приморский края.
Политические
движения в Сети
Осознание и
использование возможностей Интернета в своей
политической деятельности стало индикатором
продвинутости политических партий и движений,
индикатором их образа жизни. Далеко не все политические
силы страны осознали, что Интернет - это не просто
место, где можно разместить очередную листовку, а мощное
информационно-пропагандистское средство ведения
политической кампании, совмещающее (особенно в
перспективе) возможности телевидения и печатных изданий.
Сеть - вполне подходящее место и для размещения
информационных материалов, выражающих мнение конкретной
партии, ее политических программ, заявлений,
агитационных и пропагандистских материалов, фото-, теле-
и аудиоматериалов. Прибавьте сюда возможности ведения
диалога и обмена мнениями путем электронной почты,
различных форумов, интернет-опросов, чатов, электронных
листов рассылок и т. д.
Все это, дополненное
собственными электронными лентами новостей,
онлайн-изданиями, рекламой и т. д., превращает Интернет
в мощнейший политический инструмент, тем более что
создание собственных информационных ресурсов в Интернете
на первом этапе не требует огромных финансовых вложений
(по сравнению с обычными СМИ) и достаточно прост в
осуществлении. Создать и поддерживать сайт значительно
легче и дешевле, чем издавать газеты и журналы на
бумаге, а тем более делать телепередачи. Практически
все политические силы страны уже осознали значение
использования Интернета в своей деятельности, но не все
поняли еще, какова масштабность этих возможностей.
Наверное, поэтому
создаваемые в Сети политические информационные ресурсы
отнюдь не всегда достаточно динамичны и профессионально
подготовлены для того, чтобы адекватно и своевременно
реагировать на происходящие в стране события. Плохое
оформление сайта, слабая информативность, нерегулярное
обновление являются главными факторами, отталкивающими
потенциальных посетителей.
Надо признать, что
за последние годы многие партии и политические движения
значительно продвинулись в вопросах сайтостроительства.
Это касается как повышения их внимания к содержательной
части ресурсов, так и отношения к пользователю вообще.
Например, нынешний сайт КПРФ (www.kprf.ru)
как небо и земля отличается от того убогого ресурса, с
которым коммунисты шли на выборы в 1999 году. Не так
давно был кардинально изменен дизайн и значительно
расширен информационный блок, появилась ежедневная лента
новостей. Особенно завораживает название ссылки "Блог
КПРФ ", ведущей, правда, пока в никуда:
Уровень оформления
политического ресурса, его информационное наполнение, а
также способы общения с интернет-аудиторией в
значительной мере показывают, какое место политики
отводят пользователям в своих политических играх.
"Яблоко " и "ДВР " (ныне входит в состав СПС) вместе с
ЛДПР и КПРФ были первыми российскими партиями, которые
начали активную работу в Сети. Но на прошлых выборах в
своей политической деятельности Интернет наиболее широко
использовали в основном лишь правые партии и движения:
"Яблоко ", СПС, "ДВР ", "Новая сила " и др.
Содержание же
веб-ресурсов остальных политических сил страны тогда
ограничивалось биографиями и фотографиями своих лидеров,
парочкой "правильных" статей, дополненных сводками о
выполненных делах, - что-то в духе отчетов районных
партийных ячеек КПСС времен застоя, - этакий
"джентльменский набор", которым, по мнению некоторых
партийных лидеров, и должна ограничиваться деятельность
политических движений в Сети. Но к нынешним выборам все
основные политические партии и движения страны
подготовились в Сети гораздо лучше.
Специфика
российского партийного сайтостроительства наиболее ярко
проявляется в том, что лишь самые крупные и известные
политики имеют собственные персональные сайты. Прочие же
политические лидеры в большинстве случаев совмещают свои
персональные страницы с сайтами тех партий и движений,
которые они возглавляют. Но иногда бывает и так, что
ресурс самой партии значительно проигрывает
персональному ресурсу лидера этой партии. Можно
сравнить, например, дизайн и подачу информации на сайте
"Яблока " (www.yabloko.ru) и сайте ее лидера Григория Явлинского
(www.yavlinsky.ru) или сайт партии "Единая Россия "
(www.edin.ru)
с официальным сайтом ее лидера Бориса Грызлова
(www.boris-gryzlov.ru). При этом сравнение будет явно не в
пользу партийных сайтов. Можно привести еще в пример
бывший проект ФЭПа - сайт "ВВП.ру ", который к нынешним
выборам пережил свое третье перерождение и теперь
называется "Форум сторонников президента "Единой России "
(www.vvp.ru).
Здесь приводится уничижительный анализ сайтов
конкурентов "Единой России " (http://www.vvp.ru/topics/1/247/). Ранее, в 2000 году, во время выборов
президента РФ, "ВВП.ру " использовался для публикации
exit polls, затем - как проект "путинского большинства ".
А в 2002 году - как сайт для "гражданского форума ". Вот
такая показательная эволюция, притом в рамках всего
одного интернет-проекта, который каждый раз
подстраивается под политические нужды своего
времени.
Персональные сайты
политиков
Если, например, в
1998 году количество персональных сайтов российских
политиков можно было сосчитать по пальцам, то в 1999-м
здесь наблюдался настоящий бум. Появились сайты Лужкова,
Степашина, Селезнева, Чубайса, Зюганова, Маслюкова,
Аксененко, Примакова, Шохина, Бородина и др. Активность
конкретных политиков по созданию собственных сайтов
породила и киберсквоттинг доменов, созвучных фамилиям
известных политиков. В России подобная торговля доменами
получила известность летом 1999 года, когда Ю. Лужков
решил создать собственный сайт, а домен luzhkov.ru был
уже занят киберсквоттерами именно для того, чтобы
продать его потом самому же Лужкову. Ситуация
повторилась позже и в отношении домена primakov.ru. На
Украине же очень много шума наделала история с доменом
kuchma.ua. В январе 2000 года в Рунете выставлялся на
продажу и домен putin.ru. В настоящее время случаев
такого политического киберсквоттинга стало либо гораздо
меньше, либо они просто не афишируются. Хотя подборку
ссылок "неофициальных сайтов " многих политиков можно
найти, например, по адресу http://www.sergeyivanov.com/links.html. Здесь приведен список лжесайтов примерно
трех десятков политиков (Ю. Лужкова, М. Касьянова, С.
Иванова, Б. Березовского, Б. Грызлова и др.). И каждый
сайт, естественно, выставлен на продажу.
После думских
выборов 1999 года наступило временное затишье на ниве
сайтостроительства: созданные ранее сайты продолжали
жить (при условии, что данный политик был переизбран),
хотя подчас и не обновлялись. Новые же сайты политиков
появлялись только в том случае, если данная персона
участвовала в каких-либо региональных губернаторских
выборах. Если политик не федерального масштаба, то его
сайт обычно существует только во время самих выборов, а
затем исчезает. Например, именно так появился и исчез
сайт А. Хлопонина (www.hloponin.info). Адрес www.hloponin.ru теперь ведет на сайт администрации
Красноярского края. Можно вспомнить в данном контексте и
сайт сторонников Валентины Матвиенко, нынешнего
губернатора Санкт-Петербурга (www.matvienko.info).
Резкого увеличения
количества персональных ресурсов политиков накануне
новых выборов в Госдуму сейчас не наблюдается - может
быть, потому, что все крупные или просто знаковые фигуры
политической жизни нашей страны свои сайты уже давно
имеют. А может быть, и потому, что Интернет как средство
политической пропаганды пока еще явно уступает "движению
сверху ". Наверное, именно по этой причине официальный
сайт кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Валентины
Матвиенко не появился вообще (в отличие от сайта,
например, ее конкурента А. Марковой, который и сейчас
доступен по адресу www.annamarkova.ru). Стоит отметить, что на победу Матвиенко
и без того работали многие прогосударственные
политические сайты...
Ну а политики
масштабом помельче, похоже, и вовсе не стремятся
светиться в Интернете. Например, из 450 депутатов
Государственной думы в 2001 году собственные страницы в
Сети имели только 53 депутата (из них 10 были членами
фракции "Яблоко"). Но в большинстве случаев их сайты
(подчас это просто одна страница на сервере
Государственной думы, www.duma.gov.ru) содержали только биографию да отчет о
том, к каким законопроектам в той или иной мере был
причастен этот депутат. В настоящее время собственные
сайты имеют примерно сто депутатов Государственной думы,
причем одношаблонные сайты (которые все-таки лучше
страниц на сайте самой Госдумы) примерно для двух
десятков депутатов сделала студия дизайна
"Web-мастерская " (www.w-m.ru).
В общем, сколько-нибудь заметные сайты имеют среди
депутатов либо лидеры общественно-политических движений,
либо председатели комитетов, либо иные достаточно
известные политики.
Примерно так обстоит
дело и с персональными сайтами региональных лидеров.
Только самые известные из них имеют собственные ресурсы
(например, свердловский и пермский губернаторы Э.
Россель и Ю. Трутнев). Причем за последние годы число
сайтов губернаторов отнюдь не увеличилось, а, наоборот,
уменьшилось. Если в 2000 году личные сайты имели
примерно 10 глав региональных администраций, то сейчас
их и столько не наберется. В то же время почти во всех
регионах есть официальные серверы региональных
администраций (в 2000 году, например, таковые имели
только две трети регионов). В большинстве своем сайты
региональных исполнительной и законодательной властей
совмещаются, но есть и ряд исключений: в одних случаях
сайт областной думы появлялся раньше сайта администрации
(как в Курской области), в других - это следствие
конфликтов между законодательной и исполнительной
властями в регионах (как в Тюменской области).
Собственные сайты губернаторы стараются теперь
поддерживать только на время выборов. В остальное время
многие региональные руководители ограничиваются
представлением информации о себе на сервере
администрации региона.
Если на выборах 1999
года вместе с бумом онлайновых СМИ и сайтов партий
отмечался и бум персональных сайтов политиков, то на
выборах 2003 года этого уже нет. Может быть, потому, что
на политической арене остались в основном те же лица. А
может, что вернее, это следствие изменений в
политической жизни страны, происшедших за последние
четыре года. Уж слишком легко сегодня можно предсказать,
чем закончатся и те и другие выборы. Ну а Интернет, как
известно, является всего лишь точным отражением реальной
жизни:
источник: http://www.internet.ru/details/2002-12-613
|