ВЕРНУТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ

Интернет в политической жизни России


Юрий Росич, "Планета Интернет"

Примерно пять лет назад, как раз накануне предыдущего выборного цикла (так заумно выражаются политологи, говоря о тандеме выборов в Государственную думу и президента РФ), российский Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны.

Сфера влияния Рунета неизбежно и постоянно расширяется, постепенно вовлекая в себя миллионы людей. По состоянию на конец этого года, по данным Минсвязи, Интернетом в той или иной степени пользуются уже не менее 10 миллионов россиян. Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния Сети на политическую жизнь страны. Если еще накануне предыдущих выборов в устах отечественных политиков Интернет упоминался скорее как западная экзотика, то сейчас, накануне нынешних выборов, для любого сколько-нибудь заметного политика наличие собственного сайта в Сети стало непременным атрибутом политического имиджа.

Пока Интернет был узкоспециализированной компьютерной средой, Сеть и политика практически никак не пересекались. Интернет фактически не использовался и в ходе президентской кампании в 1996 года. Только в 1997-1998 годах, когда Сеть стала доступна и интересна массовой аудитории, стали появляться первые информационные ресурсы, освещающие политическую жизнь в стране и мире.

Поначалу они представляли собой закрытые листы рассылок, в которых обсуждались различные вопросы, в первую очередь затрагивающие жизнь Интернета, а уже затем общественную жизнь страны. По мере роста пользователей Сети в России стали появляться в Интернете сначала ленты онлайн-новостей (особенно показателен здесь пример "РБК ", быстро набравшего вес после дефолта в 1998 году). Потом в Сеть начали проникать обычные средства массовой информации - газеты и журналы с электронными версиями своих бумажных выпусков. Наконец, стали возникать и первые сайты различных общественных партий и движений. Много шума в свое время наделал, например, чеченский сервер "Кавказ", который Ичкерия пыталась использовать в своих пропагандистских интересах (он и сейчас иногда привлекает к себе внимание - когда его в очередной раз закрывают).

Но непременным и играющим заметную роль атрибутом политической жизни страны Интернет стал только в конце 1998-го - начале 1999 года, когда число активных пользователей в России стало уже довольно значительным. Посещаемость некоторых сайтов стала измеряться сотнями тысяч, а в отдельных случаях - миллионами человек в год. Это уже огромная аудитория, которой могут позавидовать даже некоторые печатные СМИ. Да и выборы тогда были на подходе. В итоге предвыборная кампания и принесла первые относительно крупные инвестиции в политические или околополитические сайты в Рунете.

Показательно, что именно на выборах 1999 года в Москве листовки многих кандидатов в депутаты содержали кроме фотографий, биографий и политических программ еще и адреса персональных страниц в Интернете. Кроме того, осенью 1999 года в ходе предвыборной кампании некоторые политические партии и движения впервые использовали рассылку своих агитационных материалов по электронной почте. Естественно, что эти же приемы, но в уже гораздо больших масштабах, были и будут еще применены на выборах 2003 года.

Преимущества Интернета

По сравнению с обычными средствами массовой информации Интернет обладает рядом существенных преимуществ, которые в течение 1998-1999 годов и способствовали быстрому росту внимания политических сил к Сети и значимость которых к настоящему времени нисколько не уменьшилась, а только возросла. Вот эти преимущества:

практическая мгновенность опубликования любой информации, которая сразу же становится доступной всей интернет-аудитории. Именно этим объясняется огромная популярность различных лент онлайн-новостей ("РБК", "Газета.ру", NewsRu.com, "Лента.ру", "Страна.Ру" и пр.), а также других общественных аналитических и информационных сайтов;

Интернет совмещает многие возможности печатных изданий, телевидения и телефонии. Сеть выступает не только как информационная среда, но и как средство общения, обмена информацией, являясь своеобразной трибуной для политической рекламы и пропаганды.

Поэтому нельзя назвать случайным то, что в течение последних лет Интернет являлся активным участником всех политических скандалов в стране. Любое заметное и политически значимое событие в стране обязательно сейчас сопровождается возникновением либо специализированных подпроектов в рамках крупных серверов Рунета, либо вообще отдельных интернет-проектов. Как это было, например, со "Страной.ру ", создавшей особые проекты по трагедии с подлодкой "Курск " и по Чечне. Интернет-издание "Грани.ру ", спонсируемое, как известно, Борисом Березовским, после взрывов жилых домов в Москве сделало специальный сайт Terror99.ru, а после захвата заложников в театральном центре на Дубровке - ресурс Zalozhniki.ru. (В результате событий в "Норд-Осте " появился также сайт "Важно.ру ", в котором приняли участие либо просто поддержали его все основные интернет-СМИ Рунета. Правда, сейчас по этому адресу находится уже совсем другой проект.) А к нынешним выборам "Грани.ру " разродились специальным веб-проектом "Урна.ру ".

Часто именно публикации в Интернете предваряли многочисленные обличительные политические статьи в обычных СМИ, начиная с выкладывания в Сеть прослушек телефонных разговоров бывшего главы администрации президента А. Волошина и заканчивая последними событиями вокруг "Юкоса ". Интернет стал очень удобной информационной площадкой для выброса в общество компромата на ту или иную политическую силу или персоналию, так как и по сей день у нас практически не существует никаких ограничений на характер помещаемой в Сеть информации. Еще в предыдущую выборную кампанию особенно много шума наделали недолго существовавшие сайты "Коготь" и "Слуховое окно". Сейчас же таких сайтов для компромата стало в Рунете еще больше. Среди них есть и свои лидеры, поставившие публикацию подобной информации на поток: FLB.ru, APN.ru и пр. Аналоги таких сайтов возникают и в отдельных регионах страны. Обычно их появление приурочено к выборам глав регионов (именно так было, например, во время выборов президента Якутии, губернаторов Томской, Пензенской, Оренбургской и других областей). Некоторые политики пытаются подавать в суды иски по поводу размещения в Сети ложных сведений, но вследствие несовершенства российского законодательства в отношении Интернета такие иски завершаются в пользу истцов нечасто. С легкой руки мэра Москвы Ю. Лужкова в 1999 году в печатных СМИ появилась даже аббревиатура "КИвИ " - "клеветнические измышления в Интернете " (правда, сейчас эта аббревиатура практически никем не используется).

Российский Интернет сегодня

Тем не менее возможности Интернета в России пока сильно ограничены, что не позволяет использовать Сеть в политической жизни страны в таком же масштабе, как, например, телевидение. На современном этапе своего развития Интернет ни в коей мере не уменьшает роль обычных СМИ. Пока Сеть охватывает только 7-10% населения, причем большинство из них проводят в сети не более 1-3 часов в неделю. При этом далеко не всех активных пользователей интересует политика; многие посещают Интернет совершенно для других целей. Но перспективы роста российской интернет-аудитории, несмотря на некоторое замедление темпов в 2002-2003 годах, все еще значительны. И нынешние выборы, несомненно, также окажут значительное влияние на развитие Рунета, пусть и не в тех же масштабах, как четыре года назад. Мировые тенденции развития СМИ вообще говорят о постепенном слиянии всех средств информации и связи в одно глобальное информационное пространство, в котором роль Интернета (или того, что, может быть, когда-нибудь его заменит) будет одной из ведущих.

В настоящее время Интернет в России получил распространение в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах России (с населением свыше 500 тысяч человек). В силу этого какое-либо влияние Интернета в России территориально ограничено. Кроме того, специфика аудитории российского Интернета такова, что основную часть (примерно две трети) всех пользователей Сети в стране составляет молодежь. Также две трети всех пользователей Сети имеют либо высшее, либо неполное высшее образование. Все это и определяет в целом правую политическую ориентацию интернет-аудитории страны.

Но вместе с увеличением числа пользователей Сети происходит и постепенное их разделение по политическим взглядам. Если еще в 1998 году "Яблоко " и СПС могли бы рассчитывать более чем на половину голосов интернет-аудитории, то теперь - только на треть. Тем не менее левые партии и движения в силу специфики их электората еще очень долго будут оставаться в числе аутсайдеров по уровню поддержки аудиторией Сети.

Но считать всерьез, что Интернет уже стал играть большую роль в политической жизни всей страны, - предаваться иллюзиям. Только примерно в десяти регионах России, где Интернет по уровню своего развития постепенно приближается к столичным показателям, можно говорить о том, что Сеть играет хоть какую-то роль в политической жизни. Это Московская, Свердловская, Калининградская, Пермская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области, Краснодарский и Приморский края.

Политические движения в Сети

Осознание и использование возможностей Интернета в своей политической деятельности стало индикатором продвинутости политических партий и движений, индикатором их образа жизни. Далеко не все политические силы страны осознали, что Интернет - это не просто место, где можно разместить очередную листовку, а мощное информационно-пропагандистское средство ведения политической кампании, совмещающее (особенно в перспективе) возможности телевидения и печатных изданий. Сеть - вполне подходящее место и для размещения информационных материалов, выражающих мнение конкретной партии, ее политических программ, заявлений, агитационных и пропагандистских материалов, фото-, теле- и аудиоматериалов. Прибавьте сюда возможности ведения диалога и обмена мнениями путем электронной почты, различных форумов, интернет-опросов, чатов, электронных листов рассылок и т. д.

Все это, дополненное собственными электронными лентами новостей, онлайн-изданиями, рекламой и т. д., превращает Интернет в мощнейший политический инструмент, тем более что создание собственных информационных ресурсов в Интернете на первом этапе не требует огромных финансовых вложений (по сравнению с обычными СМИ) и достаточно прост в осуществлении. Создать и поддерживать сайт значительно легче и дешевле, чем издавать газеты и журналы на бумаге, а тем более делать телепередачи.
Практически все политические силы страны уже осознали значение использования Интернета в своей деятельности, но не все поняли еще, какова масштабность этих возможностей.

Наверное, поэтому создаваемые в Сети политические информационные ресурсы отнюдь не всегда достаточно динамичны и профессионально подготовлены для того, чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Плохое оформление сайта, слабая информативность, нерегулярное обновление являются главными факторами, отталкивающими потенциальных посетителей.

Надо признать, что за последние годы многие партии и политические движения значительно продвинулись в вопросах сайтостроительства. Это касается как повышения их внимания к содержательной части ресурсов, так и отношения к пользователю вообще. Например, нынешний сайт КПРФ (www.kprf.ru) как небо и земля отличается от того убогого ресурса, с которым коммунисты шли на выборы в 1999 году. Не так давно был кардинально изменен дизайн и значительно расширен информационный блок, появилась ежедневная лента новостей. Особенно завораживает название ссылки "Блог КПРФ ", ведущей, правда, пока в никуда:

Уровень оформления политического ресурса, его информационное наполнение, а также способы общения с интернет-аудиторией в значительной мере показывают, какое место политики отводят пользователям в своих политических играх. "Яблоко " и "ДВР " (ныне входит в состав СПС) вместе с ЛДПР и КПРФ были первыми российскими партиями, которые начали активную работу в Сети. Но на прошлых выборах в своей политической деятельности Интернет наиболее широко использовали в основном лишь правые партии и движения: "Яблоко ", СПС, "ДВР ", "Новая сила " и др.

Содержание же веб-ресурсов остальных политических сил страны тогда ограничивалось биографиями и фотографиями своих лидеров, парочкой "правильных" статей, дополненных сводками о выполненных делах, - что-то в духе отчетов районных партийных ячеек КПСС времен застоя, - этакий "джентльменский набор", которым, по мнению некоторых партийных лидеров, и должна ограничиваться деятельность политических движений в Сети. Но к нынешним выборам все основные политические партии и движения страны подготовились в Сети гораздо лучше.

Специфика российского партийного сайтостроительства наиболее ярко проявляется в том, что лишь самые крупные и известные политики имеют собственные персональные сайты. Прочие же политические лидеры в большинстве случаев совмещают свои персональные страницы с сайтами тех партий и движений, которые они возглавляют. Но иногда бывает и так, что ресурс самой партии значительно проигрывает персональному ресурсу лидера этой партии. Можно сравнить, например, дизайн и подачу информации на сайте "Яблока " (www.yabloko.ru) и сайте ее лидера Григория Явлинского (www.yavlinsky.ru) или сайт партии "Единая Россия " (www.edin.ru) с официальным сайтом ее лидера Бориса Грызлова (www.boris-gryzlov.ru). При этом сравнение будет явно не в пользу партийных сайтов. Можно привести еще в пример бывший проект ФЭПа - сайт "ВВП.ру ", который к нынешним выборам пережил свое третье перерождение и теперь называется "Форум сторонников президента "Единой России " (www.vvp.ru). Здесь приводится уничижительный анализ сайтов конкурентов "Единой России " (http://www.vvp.ru/topics/1/247/). Ранее, в 2000 году, во время выборов президента РФ, "ВВП.ру " использовался для публикации exit polls, затем - как проект "путинского большинства ". А в 2002 году - как сайт для "гражданского форума ". Вот такая показательная эволюция, притом в рамках всего одного интернет-проекта, который каждый раз подстраивается под политические нужды своего времени.

Персональные сайты политиков

Если, например, в 1998 году количество персональных сайтов российских политиков можно было сосчитать по пальцам, то в 1999-м здесь наблюдался настоящий бум. Появились сайты Лужкова, Степашина, Селезнева, Чубайса, Зюганова, Маслюкова, Аксененко, Примакова, Шохина, Бородина и др. Активность конкретных политиков по созданию собственных сайтов породила и киберсквоттинг доменов, созвучных фамилиям известных политиков. В России подобная торговля доменами получила известность летом 1999 года, когда Ю. Лужков решил создать собственный сайт, а домен luzhkov.ru был уже занят киберсквоттерами именно для того, чтобы продать его потом самому же Лужкову. Ситуация повторилась позже и в отношении домена primakov.ru. На Украине же очень много шума наделала история с доменом kuchma.ua. В январе 2000 года в Рунете выставлялся на продажу и домен putin.ru. В настоящее время случаев такого политического киберсквоттинга стало либо гораздо меньше, либо они просто не афишируются. Хотя подборку ссылок "неофициальных сайтов " многих политиков можно найти, например, по адресу http://www.sergeyivanov.com/links.html. Здесь приведен список лжесайтов примерно трех десятков политиков (Ю. Лужкова, М. Касьянова, С. Иванова, Б. Березовского, Б. Грызлова и др.). И каждый сайт, естественно, выставлен на продажу.

После думских выборов 1999 года наступило временное затишье на ниве сайтостроительства: созданные ранее сайты продолжали жить (при условии, что данный политик был переизбран), хотя подчас и не обновлялись. Новые же сайты политиков появлялись только в том случае, если данная персона участвовала в каких-либо региональных губернаторских выборах. Если политик не федерального масштаба, то его сайт обычно существует только во время самих выборов, а затем исчезает. Например, именно так появился и исчез сайт А. Хлопонина (www.hloponin.info). Адрес www.hloponin.ru теперь ведет на сайт администрации Красноярского края. Можно вспомнить в данном контексте и сайт сторонников Валентины Матвиенко, нынешнего губернатора Санкт-Петербурга (www.matvienko.info).

Резкого увеличения количества персональных ресурсов политиков накануне новых выборов в Госдуму сейчас не наблюдается - может быть, потому, что все крупные или просто знаковые фигуры политической жизни нашей страны свои сайты уже давно имеют. А может быть, и потому, что Интернет как средство политической пропаганды пока еще явно уступает "движению сверху ". Наверное, именно по этой причине официальный сайт кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко не появился вообще (в отличие от сайта, например, ее конкурента А. Марковой, который и сейчас доступен по адресу www.annamarkova.ru). Стоит отметить, что на победу Матвиенко и без того работали многие прогосударственные политические сайты...

Ну а политики масштабом помельче, похоже, и вовсе не стремятся светиться в Интернете. Например, из 450 депутатов Государственной думы в 2001 году собственные страницы в Сети имели только 53 депутата (из них 10 были членами фракции "Яблоко"). Но в большинстве случаев их сайты (подчас это просто одна страница на сервере Государственной думы, www.duma.gov.ru) содержали только биографию да отчет о том, к каким законопроектам в той или иной мере был причастен этот депутат. В настоящее время собственные сайты имеют примерно сто депутатов Государственной думы, причем одношаблонные сайты (которые все-таки лучше страниц на сайте самой Госдумы) примерно для двух десятков депутатов сделала студия дизайна "Web-мастерская " (www.w-m.ru). В общем, сколько-нибудь заметные сайты имеют среди депутатов либо лидеры общественно-политических движений, либо председатели комитетов, либо иные достаточно известные политики.

Примерно так обстоит дело и с персональными сайтами региональных лидеров. Только самые известные из них имеют собственные ресурсы (например, свердловский и пермский губернаторы Э. Россель и Ю. Трутнев). Причем за последние годы число сайтов губернаторов отнюдь не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось. Если в 2000 году личные сайты имели примерно 10 глав региональных администраций, то сейчас их и столько не наберется. В то же время почти во всех регионах есть официальные серверы региональных администраций (в 2000 году, например, таковые имели только две трети регионов). В большинстве своем сайты региональных исполнительной и законодательной властей совмещаются, но есть и ряд исключений: в одних случаях сайт областной думы появлялся раньше сайта администрации (как в Курской области), в других - это следствие конфликтов между законодательной и исполнительной властями в регионах (как в Тюменской области). Собственные сайты губернаторы стараются теперь поддерживать только на время выборов. В остальное время многие региональные руководители ограничиваются представлением информации о себе на сервере администрации региона.

Если на выборах 1999 года вместе с бумом онлайновых СМИ и сайтов партий отмечался и бум персональных сайтов политиков, то на выборах 2003 года этого уже нет. Может быть, потому, что на политической арене остались в основном те же лица. А может, что вернее, это следствие изменений в политической жизни страны, происшедших за последние четыре года. Уж слишком легко сегодня можно предсказать, чем закончатся и те и другие выборы. Ну а Интернет, как известно, является всего лишь точным отражением реальной жизни:


источник: http://www.internet.ru/details/2002-12-613