Технологическая автоматизация процесса государственного управления земли

С. Л. Гремит, M. Князев, Вершинин

Предмет : Государственное Управление Земли

Источник: http://eng.www.kadastr.ru/news/media/5777/

[Eng ]

[ Назад ]

Современное состояние рыночной экономики в части земли, обусловленное вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и нормативных правовых актов в их развитие, настоятельно требует совершенствования государственного земельного контроля. Сегодня государственный земельный контроль, как инструмент управления, обеспечивающий функционирование рыночных механизмов в сфере земельных отношений, должен быть основан на качественно новых основных принципах.

Один из таких принципов – реализация процедур государственного земельного контроля на базе передовых информационных технологий. Ручная технология уже не обеспечивает современного уровня управления, учитывая многократно возросшие требования к объемам информации, к минимизации времени от получения данных до их анализа и принятия решения.

В 2002 году Госцентром «Землемер» (Москва) разработана и Росземкадастром утверждена «Концепция создания автоматизированной системы АС «Госземконтроль». Эта Концепция разработана на несколько лет вперед.

В целях ее реализации Росземкадастром была поставлена задача разработки автоматизированной системы государственного земельного контроля (АС «Госземконтроль»), предназначенной для применения в Федеральной службе земельного кадастра и ее территориальных органах, осуществляющих государственный земельный контроль.

Развертывание такой системы, как одного их этапов реформирования земельных отношений в России, концептуально и программно совместимой с автоматизированной системой государственного земельного кадастра, а в дальнейшем и с системой мониторинга земель, позволит централизовать работу подразделений, осуществляющих государственный земельный контроль, выстроить вертикаль оперативного управления земельным контролем - «Российская Федерация – Федеральный округ – субъект Российской Федерации – местное самоуправление».

АС «Госземконтроль» даст возможность получать оперативные данные о правовом состоянии земель, анализировать ситуацию на базе актуальных сведений и оперативно принимать управленческие решения. Это позволит наладить систему консультаций при решении сложных вопросов обл(край)комземами и рай(гор)комземами, обеспечит нормативно-правовую помощь при проведении проверок, укрепит взаимодействие с подразделениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» на местах.

АС «Госземконтроль» в соответствии с утвержденным Росземкадастром техническим заданием разрабатывается совместно Госцентром «Землемер» и Южным региональным кадастровым центром «Земля (г. Таганрог). В 2002 г. АС «Госземконтроль» успешно прошла опытную эксплуатацию и по результатам приемо-сдаточных испытаний рекомендована к промышленной эксплуатации. Госцентр «Землемер» изготовил и внедрил в десяти комитетах по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации 60 программно-технических комплексов по обеспечению государственного земельного контроля, в том числе десять подвижных комплексов для проведения полевых работ и контрольных проверок. Начата подготовка специалистов для работы с ними.

Указанные программно-технические комплексы включают современные ПЭВМ, сканеры, плоттеры, копировальные аппараты, принтеры и факсы (подвижные комплексы: Ноутбук с принтером, цифровой фотоаппарат, электронную рулетку и набор чертежных принадлежностей).

Госцентр «Землемер» имеет опыт, технологические и технические достижения в этой области. Поставляемая отечественная продукция не уступает по своим техническим характеристикам аналогичной зарубежной, но дешевле ее в 2-3 раза. Что же собой представляет автоматизированная система государственного земельного контроля?

АС «Госземконтроль» делится на следующие уровни:

- Российской Федерации;

- Федерального округа;

- субъекта Российской Федерации;

- района/города (полевой комплекс)..

Основные принципы, реализуемые в АС «Госземконтроль»:

- многоуровневая структура. Программно-технические комплексы, предназначенные для оснащения автоматизированных рабочих мест систем соответствующих уровней, различаются составом и кругом решаемых задач;

- информационное взаимодействие программных комплексов как между уровнями АС «Госземконтроль», так и с программными комплексами Единого Государственного Реестра Земель соответствующего уровня, с сохранением возможности автономной работы. Кроме того, наличие в составе программного комплекса средств, поддерживающих стандартный отраслевой формат обмена данными ФОД 1.2 позволяет организовывать информационный обмен и с автоматизированными системами других ведомств (в частности, с АС ЕГРП, АС БТИ, МНС и др.);

- унифицированный пользовательский интерфейс. Набор команд и функций ПК АС «Госземконтроль» максимально приближен к ПК ЕГРЗ-Т, который уже хорошо освоен специалистами Росземкадастра.

В 2002 г. разработан и опробован в опытной эксплуатации программный комплекс, обеспечивающий технологические процедуры государственного земельного контроля на уровне района (города) и в полевых условиях. Разработка и опытная эксплуатация АС «Госземконтроль» уровня субъекта РФ будут завершены в течение 2003 года.

Для решения задач государственного земельного контроля в программных комплексах АС «Госземконтроль» уровня района (и полевом комплексе) реализованы следующие функции: ведение Книги проверок соблюдения земельного законодательства; ведение архива дел по фактам нарушения земельного законодательства; формирование и печать документов государственного земельного контроля, подготовка произвольных отчетов и справок; ведение Журнала поступивших на рассмотрение материалов по земельным правонарушениям; формирование документов вызова нарушителей; автоматизированная поддержка процедур наложения штрафных санкций; контроль сроков уплаты штрафов и устранения нарушений земельного законодательства; интеграция с программным комплексом ведения Единого Государственного Реестра Земель (ПК ЕГРЗ-Т); связь картографической и семантической информации государственного земельного контроля; ведение классификаторов; ведение структурированных справочников адресной системы; авторизация доступа, разграничение прав доступа к данным; протоколирование действий операторов; импорт/экспорт данных между комплексами АС «Госконтроль» различных уровней и программными комплексами ЕГРЗ.

Программный комплекс позволяет хранить информацию о материалах проверок и формировать по ним автоматизированным способом документы государственного земельного контроля: акты, предписания об устранении земельного правонарушения, протоколы; требования о приостановке работ, предписания о прекращении финансирования; документы вызова нарушителя; постановления; статистические отчеты для Госкомстата и другие документы.Технологию государственного земельного контроля, поддерживаемую программными комплексами АС «Госземконтроль» уровня района, можно упрощенно описать так.

1. Планирование проверок. На этапе составления планов проверок программный комплекс, помимо данных о результатах всех проведенных ранее проверок, предоставляет возможность использовать информацию об учтенных земельных участках, получаемую путем импорта данных из БД ЕГРЗ. Здесь же пользователю доступны мощные средства работы с графическими данными (например, с дежурной кадастровой картой, адресным планом территории и др.), предоставляемые геоинформационной системой ObjectLand, входящей в состав программного комплекса.

2. Подготовка проверки. На этом этапе, на основании распоряжения территориального органа Росземкадастра, выполняются подготовительные операции перед выездом на место проверки. На компьютер полевого комплекса экспортируется информация (как семантическая, так и картографическая) государственного земельного контроля территориального органа (вся или частично) по состоянию на текущий момент.

3. Обследование земельного участка (осуществление первичной проверки). Госземинспектор имеет возможность в процессе проверки использовать широкие возможности, предоставляемые программно-техническими средствами полевого комплекса. Это и доступная картографическая и семантическая информация о земельных участках, и возможность фотографирования объектов на цифровой фотоаппарат (фотография может сохраняться в памяти, отображаться на экране компьютера и распечатываться на принтере), и формирование, распечатка документов госземконтроля (акты проверок, протоколы, предписания и др.) непосредственно на месте проверки.

4. Подготовка материалов проверки к рассмотрению. После проверки земельного участка информация из компьютера полевого комплекса экспортируется в БД АС «Госземконтроль» уровня района (города). Далее работа госземинспектора в среде программного комплекса АС «Госземконтроль» ничем не отличается от обычной ручной технологии. За одним исключением: все документы (документ вызова нарушителя, постановления) формируются автоматически, все шаги сохраняются и могут быть воспроизведены в любой момент.

5. Рассмотрение материалов проверки. Результаты рассмотрения материалов проверки (меры принятые к нарушителю) автоматически сохраняются в БД, формируются выходные печатные документы (постановления, предписания и др.).

6. Контроль состояния материалов проверки. В распоряжении пользователя мощные средства запросов к БД. Он может контролировать по срокам данные об устранении нарушения, об уплате штрафов. Здесь же вводятся данные о документах, подтверждающие уплату штрафов и устранение нарушений. На этом этапе может приниматься решение о повторной проверке. Процедура повторной проверки аналогична описанной в п.1.

7. Автоматическое формирование отчетов (форм Госкомстата). Это - самый эффективный этап для госземинспектора. Одним нажатием кнопки формируется в печатном и электронном виде документ, на составление которого раньше потребовался бы не один день.

Не останавливаясь более подробно на этой технологии, стоит только отметить следующее.

Нельзя ждать от автоматизированной системы государственного земельного контроля (впрочем, это же справедливо и для любой другой АС), что она будет работать за госземинспектора, что сразу же существенно сократит время всего технологического цикла. Никакая программа, никакой комплекс этого сделать не сможет. Программные средства призваны помогать оператору, выполнять за него рутинную работу, но работать вместо него не будут никогда. Что касается сокращения времени…

На начальном этапе освоения системы нужно быть готовым к тому, что суммарное время, затраченное, например, на ввод данных в компьютер и автоматическую распечатку протокола об административном нарушении, будет не меньше, чем время на выписывание этого же протокола вручную. Но эффект применения современных информационных технологий проявляются не сразу и не в этом. По мере наполнения БД (наполнение адресной системы, появление информации об юридических лицах и др.) оператору все меньше и меньше приходиться вводить новые данные, все больше и больше он пользуется выбором уже ранее введенных данных. А если еще вспомнить о мощных средствах планирования и составления отчетов – вот именно здесь пожинаются плоды автоматизации.

Эффективность АС «Госземконтроль» тем выше, чем больше территориальных органов Росземкадастра ими оснащены. Чем больше объем обрабатываемой информации (на верхние уровни системы ведь поступают данные со всех нижележащих), тем лучше виден эффект от современных информационных технологий. Еще выше эффективность автоматизации для Росземкадастра в целом будет от совместной эксплуатации автоматизированных систем государственных земельного кадастра, земельного контроля и мониторинга земель. Созданные по единой концепции, программно совместимые, опирающиеся на общую политику поддержки и сопровождения, оснащенные средствами межведомственного информационного взаимодействия (например, с системами ЕГРП), эти автоматизированные системы должны обеспечить решение поставленных перед Федеральной службой земельного кадастра государственных задач.

Еще отметим следующее. Наш опыт разработки АС «Госземконтроль», ее внедрения и опытной эксплуатации, так же как и многолетний опыт разработки, внедрения и сопровождения АС государственного земельного кадастра, показывает, что успешность функционирования систем такого масштаба на 50% зависит от организации этапа сопровождения автоматизированной системы. В частности, эффективность применения автоматизированной технологии государственного земельного контроля во многом определится тем, насколько в нормативных документах будет учтена специфика именно автоматизированного (не ручного!) выполнения процедур госземконтроля. На это неоднократно обращали наше внимание пользователи АС при опытной эксплуатации. Другое пожелание - обязательность обучения работе в среде специального программного обеспечения АС «Госземконтроль». Работа в системе такого масштаба требует специальных навыков у ее пользователей.

И в заключение, несколько слов о текущем состоянии работ. В 2002 г. автоматизированные рабочие места АС «Госземконтроль», установленные ФРКЦ «Земля» в 6-ти районных и городских комземах Южного федерального округа. уровня района, успешно прошли опытную эксплуатацию и получили высокую оценку у специалистов на местах. После выхода нормативно-правовых актов, уточняющих основные документы госземконтроля (Инструкции о порядке организации и осуществления государственного земельного контроля органами Росземкадастра и др.), будет проведена, при необходимости, доработка программного комплекса под изменившуюся нормативную базу. После чего начнется массовое внедрение в промышленную эксплуатацию АС «Госземконтроль» уровня района в субъектах Российской Федерации. Программно-технические комплексы, включающие как технические средства, так и специальное программное обеспечение, будут поставляться в территориальные органы Росземкадастра Госцентром «Землемер» централизованно в соответствии с программой развертывания системы. Сопровождение программных комплексов будет проводиться через инфраструктуру ФКЦ «Земля» (сеть региональных кадастровых центров). Обучение специалистов территориальных органов Росземкадастра будет проводить разработчик программного комплекса - Южный РКЦ «Земля» (г. Таганрог). В планах 2003 года предусмотрена разработка, внедрение и опытная эксплуатация в 4-х территориальных органах Росземкадастра уровня субъекта Российской Федерации второй очереди автоматизированной системы государственного земельного контроля.

Развертывание АС «Госземконтроль» в полном объеме позволит:

- улучшить организацию управления государственным земельным контролем за счет стандартизации процедур земельного контроля в регионах РФ, оперативности их модификации при изменении законодательной базы, а также за счет оперативного обмена данными между органами государственного земельного контроля различного уровня (район, субъект РФ, федеральный округ, РФ);

- повысить оперативность земельного контроля за счет сокращения времени обработки документов в органах земельного контроля, сокращения времени межведомственного информационного обмена со смежными организациями;

- улучшить правильность реализации правовых норм за счет использования актуальной и достоверной информации о состоянии земельных ресурсов, устранения ошибок вследствие недостатка или недостоверности информации.

[ Назад ]