Библиотека
Место экологического сознания в структуре общественного сознания
Гатилова Ю.С., студент
(Донецкий национальный технический университет, г.Донецк, Украина)
Экосознание как особый вид сознания на нынешнем уровне развития человечества принадлежит в большей степени теоретическому общественному сознанию, находящемся в противоборстве во взглядах с обыденным общественным сознанием.
Сознание как продукт мозга и в тоже время как продукт общественной жизни человека, переходя в экологическую стадию, приобретает социальный характер, стратегическая функция которого сводится к оптимизации взаимоотношений в системе «человек природа – общество», что в свою очередь требует новой экологической идеологии и переориентации человеческого мировоззрения (1, 3).
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область «психического» шире области осознанного. З.Фрейд отмечает, что разум и вообще «сознательность» является не обязательным признаком психических процессов, но служит лишь особой их функцией (6, 10).
Становится очевидной неосознанность роли человека в изменении облика биосферы, о которой в своё время говорил В.И. Вернадский.
Сознание, для экономии энергетического запаса организма, может отключаться на время, но связь организма и среды не нарушается. Она продолжает осуществляться на уровне подсознания (3).
Обыденное и теоретическое общественное сознание существуют в различных формах: политика, право, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Какой же составляющей структуры общественного сознания принадлежит экосознание?
Рассматривая экологию как науку о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет, необходимо определить пристанище – лоно экосознания и его место в структуре общественного сознания (9).
В. Хесле заметил, что важнейшая предпосылка экологических кризисов – субъективность в политике, то есть противопоставление себя другому (2).
Фридрих Ницше в своей книге «Антихрист» отмечает, что мораль не является уже более выражением условий, необходимых для жизни и роста народа, его глубочайшего инстинкта жизни, но, сделавшись абстрактною, становится противоположностью жизни, - мораль как коренное извращение фантазии, «дурной глаз по отношению к миру» (8).
В.И. Вернадский в работе о ноосфере утверждает идею, что человек становится все более мощной геологической силой, и своей жизнью человечество стало единым целым” (5).
Осознание этой целостности, по мнению Н.Н. Моисеева, имеет непреходящую эвристическую ценность, поскольку во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, зависит само его существование. Не случайно проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не только современной науки и философии, но самой стратегии человеческой практической деятельности, поскольку “дальнейшее развитие вида homo sapiens, дальнейшее его благополучие требуют очень точной согласованности характера эволюции человеческого общества, его производительных сил и развития природы (7).
Наряду с общественным сознанием, формирующимся в повседневной жизни, и общественным сознанием, отражающим сущность, закономерности окружающего природного и социального мира, существует ещё один срез общественного сознания – духовный.
Духовность общественного сознания регулирует доминирующая идеология в религии и искусстве. Несмотря на то, что субъект науки и субъект веры радикально отличаются друг от друга, апеллируя к различным сторонам человеческого сознания, именно экологическая его компонента становится мостом, соединяющим непримиримость взглядов этих двух лагерей.
В.И. Вернадский писал: «Жизнь всегда проявляется где-нибудь в мироздании, где существуют отвечающие ей термодинамические условия. В этом смысле можно говорить об извечности жизни и ее проявлений» (4).
Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений (9).
Содействие в поддержании условий для устойчивое развитие общества – основная функция экосознания, основанная на сопоставлении обыденного сознания теоретическому на этапе взаимодействия с природой.
Экосознание не является неотделимой частью ни одной из форм общественного сознания, но представляется как связующее звено, определяющее вектор совместного развития и сотрудничества всех составляющих общественного сознания, проецируя их в единовременный поток на разных уровнях воздействия.
Список используемых источников:
- Аутлева А.Н. Сущность экологического сознания// Вопросы экологии, природопользования.
- Афиногенов Д.В. Свобода, наука, природа (Об истоках глобального экологического кризиса)// Глобалистика и футурология//Общественные науки и современность. - СПб., №4, 2001.
- Бабский Е.Б., Глебовский В.Д., Коган А.Б. Физиология человека: учебная литература для студентов медицинских вузов. – М.: «Медицина», 1984 – 560 с.
- Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. – М., 1934. – 82 с.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 276 с.
- Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 40—41.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce Homo: Сборник/Пер. с нем.; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 544 с.
- Спиркин А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.
- Фрейд З. Я и Оно. Сознание и бессознательное: Хрестоматия по истории психологии. - М.: «Наука», 1980 – 298 с.