|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ovcha_artem@mail.ru | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Я не собирался подготавливать 2-е индивидуальное задание. Что же подтолкнуло меня к этому? Неужели только лишь вспышка романтизма, неужели всего лишь радость нерв, отдохнувших за неделю от города, от жизни городской? Нет, не только это, но и необходимость – поделиться, рассказать, задуматься. Поделиться тем, чем поход этот стал лично для меня. Рассказать о том, чем он мог бы стать и для многих других. Задуматься над тем, почему же, почему мы, молодые люди, так редко находим здоровые, полезные увлечения. "Православный молодежный поход" - словосочетание довольно непривычное. Между тем, именно об таком мероприятии говорил нам Моисеенко Роман, будущий наш походный руководитель. - Маршрут лежит через хребет Демерджи, - говорил он деловито, серьезно и важно, и мы невольно ощущали: "Да уж, это не шутка, это – поход". - Пройдя его, мы спустимся к водопаду Джурула и там разобьем лагерь. После мы отправимся к водопаду Джур-Джур, а оттуда – к черноморскому побережью. Неделя пролетела одним мгновением. Горы, тишина, свежесть, апрель… Как не хватает этого городскому человеку, который все более урбанизируется: урбанизируется внешность, становятся "городскими", "светскими" манеры, мысли, чувства. Впрочем, причина организации похода была вполне объективна. Чего не достает современному молодому человеку? Очевидно, среди первых пунктов, - здоровых увлечений. В советские времена институт образования молодежи был развит многосторонне: молодой человек всегда имел возможность заниматься в том или ином кружке, в спортивной секции, или же в музыкальной школе. И возможность эта активно рекламировалась, пропагандировалась. Подобная политика приводила к тому, что в среде школьников становилось престижным иметь здоровое увлечение. Увы, не то сегодня. После развала Союза институт образования, будем откровенны, прежнего уровня еще не достиг. Государство не поддерживает должным образом педагогическую деятельность, в результате чего быть преподавателем становится непрестижно, невыгодно, создается крепкое убеждение, что преподаватель – сугубо женская профессия, поскольку она оплачивается мало. Соответственно, и преподавать идут далеко не лучшие кадры. А это именно те люди, которые формируют сознание будущего поколения. И нередко человек, избирающий профессию педагога, рассматривает свой выбор не как жизненное призвание, а как ярмо, которое к тому же мало оплачивается. Естественно при этом, что и молодежи подобная ситуация вдохновения в обучении не прибавляет. А чем, интересно, может заняться молодой человек, если его график не расписан поминутно и если у него находится возможность праздно проводить время? Итак, поход этот стал как бы первой попыткой, ощупыванием почвы: а возможно ли незнакомым или малознакомым юношам и девушкам собираться в один коллектив и в далеком Крыму учиться становиться товарищами? А может ли поход выступать основой для миссионерства? Первый опыт, первые впечатления показывают, что не только можно, но и нужно водить ребят в поход, что всегда найдутся многие желающие, которые с радостью поучаствуют в подобной акции. И что неделя, проведенная в горах, может стать серьезным положительным толчком для человека, стать "точкой отправления", с которой начинается в жизни его нечто новое, дотоле незнакомое. Что же такого особого в походе? На мой взгляд, прежде всего это – товарищество. Сегодняшнее информационное общество навязывает нам обособленность, индивидуализацию, которые, кстати сказать, являются чуждыми русскому человеку, русской православной культуре. Одним из результатов этой обособленности является, в частности, и тот факт, что многие из нас, современных молодых людей, не умеют быть товарищами, не умеют помогать друг другу. Не знаю, к счастью или к сожалению, но мы умеем находить суррогатную замену друзей в плодах современного прогресса – в телевизоре, компьютере, в Internet. Но лично мне, и, думаю, не только мне иногда не хватает обыкновенного товарищеского общения, открытого, по душам.И вот он, Крым… То ли это мягкий апрельский воздух всему виной, то ли тишина крымских гор, но первые впечатления всех нас поразили. Время похода было выбрано очень удачно: перед майскими праздниками. С одной стороны, было уже тепло, а с другой – практически не встречалось других туристов. Так что мы своей маленькой группой ощущали себя, хоть и недолго, хозяевами Крыма. И вот он, Крым… То ли это мягкий апрельский воздух всему виной, то ли тишина крымских гор, но первые впечатления всех нас поразили. Время похода было выбрано очень удачно: перед майскими праздниками. С одной стороны, было уже тепло, а с другой – практически не встречалось других туристов. Так что мы своей маленькой группой ощущали себя, хоть и недолго, хозяевами Крыма. Кстати, я совсем не упомянул о группе. Группа состояла всего из пяти человек. В психологии есть положение, что оптимальный состав микроколлектива – семь человек. При этом каждый имеет возможность воспринимать товарищей как своих. В нашем случае двое, к сожалению, в последний момент вынуждены были отказаться от поездки по личным причинам, вот так и получилось число "5". Сначала – о руководителе. Роман Моисеенко, бывший бадминтонист, чемпион Украины, мастер спорта, закончил сначала Донецкий институт физического образования и спорта, а затем Белгородскую духовную семинарию по отделению миссионерства. Шутник, балагур, душа любой компании, он, кроме того – совершенно незаменимый человек в походе: без него мы бы и с палатками имели намного больше бы проблем, да и каши вкусной не приготовили. Да и без инициативы с его стороны, скажем прямо, и поход бы не состоялся. Он ходит в походы с тринадцати лет, и это стало стилем его жизни, равно как и миссионерская работа. Я заметил, что любой наш разговор, с какой бы чепухи он ни начинался, обязательно приходил к мыслям серьезным, фундаментальным. Юрий Кононенко – по образованию филолог, а недавно также закончил Белгородскую семинарию. Он – эрудит. В течение всего похода я имел возможность с восторгом созерцать, какое сокровище представляют собой книги, и как часто мы проходим мимо этого клада, который пылится на полке. Книги дали ему понимание очень многих явлений, и в первую очередь – в истории, литературе, филологии. Я, к стыду своему, ощущаю полную некомпетентность не только в мировой, но и в отечественной истории. Поэтому с готовностью совмещал приятное с полезным – удовольствие от похода с ликбезом по истории и литературе. Алексей – работник МК "ДонецкСталь". Хотя и ему едва исполнилось тридцать лет, в коллективе нашем он заслуженно принял статус как бы старейшины, словно воплощая собою опыт. Физически он немного отставал от остальных – сказывается городская жизнь семейного человека. Но наверстывал это упущение различными навыками и умениями, которые так необходимы в походе. И, наконец, Валентина – единственная девушка, отважившаяся на такое испытание, которое многих городских девушек может отталкивать: ни ванны тебе, ни телевизора, ни маникюра, и так – целую неделю! Однако она держалась молодцом и не только не отставала физически, но и перегоняла остальных. Теперь перехожу непосредственно к хронологии похода. Выехав 19.04.2007 из Донецка, ранним утром 20 апреля мы были в Симферополе, а еще через пару часов – на Ангарском перевале. Ангарский перевал – это самая высокая точка автомобильной трассы в Крыму. Именно отсюда начали мы свой путь, чтобы сэкономить драгоценные силы для подъема. Сперва дорога лежала через лесок и преимущественно в гору, так что первый переход оказался самым тяжелым. Режим нашего движения был таков, что после получасовой ходьбы мы отдыхали 10-15 минут – не так уж тяжело. Однако и это с непривычки было утомительно. Но то, что мы увидели через час движения, заставило нас затаить дыхание: лес расступился, и мы вышли на природную смотровую площадку, под которой простиралась пропасть, а напротив которой красовались Северный и Южный Демерджи (см. Фото Инд-01). Это был только первый восторг. Дальше – больше. В первый день похода мы проделали довольно длинный путь, но зато и посмотрели много: мы стояли на краю пропасти (Фото Инд-02), катались на снегу, как будто посреди зимы (Фото Инд-03), и – наслаждались пейзажем, который – кто знает? – может быть, больше никогда не увидим. Добравшись до привала, мы разбили лагерь. Отсюда мы на следующий день отправились налегке к вершине Южного Демерджи. Это, на мой взгляд, одно из прекраснейших мест Крыма. В тот день то, что мы увидели, нас просто заворожило. Поднимаясь в гору, мы очутились в облаке, так что в радиусе 20 м ничего нельзя было рассмотреть. "Ну, вот, - повесили мы носы, - наверное, и наверху будет то же самое – туман и туман". Но по мере подъема мы оказались выше облака – между небом и землей (Фото Инд-04 и Фото Инд-05). С трепетом глядели мы себе под ноги – и ничего там не находили, кроме обрыва в сотни метров, от которого может голова закружиться. С опаской подползали мы к краю, чтобы оставить на фото хотя бы выражения наших лиц, приоткрывавшие то, что было и в душе, – молодой восторг. Жаль, очень жаль, что современные технологии не позволяют передать тот восторг, какой испытываешь, вдыхая этот воздух, поворачивая лицо к этому ветру, глядя с этой высоты на едва различимую Алушту! Так что в условиях Internet приходится довольствоваться лишь скромненькими фото размера 240х180 пикселей! А душа поэта так просится ввысь! С Демерджи мы спустились в Долину Приведений. Так называется юго-восточный склон Демерджи, сплошь утыканный различными скалами. Это замысловатое Божье чудо таит в себе множество легенд и историй. Среди множества скал и обломков здесь неожиданно можно встретить тот или иной образ, очертание. Тут и «монах», и "фараон", и – "нос" (Фото Инд-06). Лишь к вечеру вернулись мы в лагерь – усталые, но счастливые. В следующий, третий день похода мы посетили пещеру Манн (Фото Инд-07), а следующим утром сняли лагерь и отправились к водопаду Джур-Джур (Фото Инд-08, Фото Инд-09). На день мы здесь разбили лагерь и налегке посетили хребет Караби-Яйла. Какой пейзаж открылся нашему взору!.. (Фото Инд-10) Впрочем, о красоте пейзажей я уж, кажется, говорил. Наконец, к шестому дню похода мы спустили к морю и дальнейшие два дня потратили на переход от Солнечногорска к Алуште. Оттуда на троллейбусе в Симферополь и – домой. Итак, поход позади. И что же мы вынесли из него, помимо неуловимой молодой романтики, помимо щенячьего восторга? На мой взгляд, неделя в условиях живой, дышащей, шикарной природы дает шикарную возможность проанализировать свои действия, свои мысли. Это была встреча с самим собой, встреча со своей жизнью. Неделя вдали от шумных городских обязанностей позволила заглянуть в себя, чтобы отыскать там то, что мы называем целью: что тебе надо? чего ты хочешь? почему ты живешь именно так и какой ты хочешь видеть свою жизнь в будущем? чему ты хочешь посвятить свою жизнь? Впрочем, подобные философские разрезы собственной жизни очень быстро теряют свою актуальность посреди предсессионной спешки в университете и прочей суматохи. Но семечко, заброшенное этими размышлениями, даст свой плод в свое время. Кроме этого, поход – это опыт. Теперь, худо да бедно, уже каждый из нас сможет стать организатором и своего похода, может быть, и не столь профессиональными, как Роман Моисеенко. А это означает, что и другие ребята смогут получить незабвенный этот опыт. Наконец, этот первый несмелый шажок, "православный молодежный поход", показывает, что можно, что нужно работать с молодежью в Донбассе, что необходимо проводить миссионерскую работу, что работа такая будет иметь действие и результат.
|