http://innovbusiness.ru/content/document_r_C1E1DCF3-6F44-48EA-BEB8-26205EFB1147.html
Постановка проблемы. Вступление мирового сообщества в новое тысячелетие ознаменовалось значительными изменениями в структуре экономики стран мира. Ведущую роль среди всех мировых ресурсов на рубеже XX-XXI вв. стала играть информация и, как основной результат ее применения, новые технологии, что позволяет говорить о феномене так называемой "новой", информационной, экономики.
Развитие любой страны современного мира напрямую зависит от того места, которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций. Многое зависит от способности отдельных стран воспользоваться дополнительными возможностями, которые предоставляют инновации, а также от умения нейтрализовать дополнительные риски, возникающие в связи с данными процессами.
Темпы и качество экономического роста государства в новом веке напрямую зависят от проводимой политики и выбранной стратегии развития интеллектуального потенциала государства. Украина как государство, традиционно поставлявшее многие передовые технологии на мировой рынок, должна рассматривать коммерциализацию своей технологической базы как основополагающий аспект своего развития.
Однако в данный момент Украина находится на мировом рынке высокотехнологичной продукции на позициях аутсайдера, так как не принадлежит ни к одной ведущих групп поставщиков высокотехнологичной продукции и не имеет достаточно развитый внутренний механизм рыночного и государственного регулирования данного рынка.
Анализ исследований и публикаций по теме. Данная тема в 2003 году была подвергнута анализу в статьях С. Азарова, В. Гаташа ("Зеркало недели"), А. Гончара, В. Княжанского ("Діловий вісник"), в журнале "Актуальні проблеми економіки" к этой теме обращались О.М. Паламарчук, Г.М. Паламарчук, В.В. Грозна, В.П. Клочко, О.А. Швыданенко.В этих статьях был дан анализ положения предприятий Украины на внешнем рынке, рассмотрены критерии конкурентоспособности предприятия на рынке в современной ситуации, выделены некоторые аспекты внедрения инноваций для повышения конкурентоспособности. Однако вопрос инновационного бизнеса как основы повышения конкурентоспособности украинских предприятий на высокотехнологичном внешнем рынке не поднимался.
Цели и задачи статьи. Для формирования внутреннего рынка инноваций и технологий Украины и повышения конкурентоспособности предприятий государства на высокотехнологичном внешнем рынке необходимо точно определить приоритеты Украины в дальнейшем развитии экономики. Изложение основного материала. Конкурентоспособность украинских предприятий на динамично развивающемся мировом рынке на данный момент является ключевой проблемой вхождения предприятия в мировое экономическое сообщество. Стремление Украины присоединиться к ведущим региональным формированиям пока остается только стремлением, так как на мировом рынке продукция большинства украинских производителей может быть реализована только в рамках демпинговых или нелегальных соглашений. На мировом рынке конкурентоспособными признано менее 1 % украинских товаров и услуг.
В то же время, экономика Украины на 70 % зависит от экспорта. Однако товарная номенклатура товаров, реализуемых на внешнем рынке, по-прежнему состоит из товаров сырьевой группы и полуфабрикатов: металлопродукции, минеральных продуктов и продукции химической отрасли, которые в общем составляют 65 % украинского экспорта. В условиях того, что Украина почти полностью зависит от внешних энергетических ресурсов, а энергоемкость вышеприведенной продукции в стране самая высокая по Европе, невозможно говорить о конкурентоспособности или прибыльности украинского производства и экспортных операций.
Кроме того, устаревшая производственная база большинства предприятий Украины не позволяет им производить продукцию, качеством и уровнем издержек отвечающую мировым стандартам.
Премьер-министр Украины Виктор Янукович 12 марта 2004 года заявил о намерении государства привлечь в 2004 году 1,5 млрд. долларов США в качестве инвестиций в обновление и расширение производственной базы предприятий Украины. Однако для вложения капитала в экономику Украины иностранным инвесторам необходим стимул, а на данный момент основным фактором инвестирования в предприятия любой отрасли в мире является их научно-технический потенциал. Поэтому, для успешного выполнения поставленной задачи, правительству Украины необходимо в первую очередь самому инвестировать средства в развитие НТП государства.
В 2004 году планируемый размер ассигнований в прикладные научные разработки Украины планируется увеличить на 60 % по сравнению с 2003 годом до 1,283 млрд. грн. Но путем только увеличения отчислений из бюджета для Украины, где не сформирована и не реализовывается инновационная государственная политика, невозможно добиться повышения производственного потенциала. Без структурной перестройки экономики исследования даже прикладного характера останутся не более чем проектами.
Структурная перестройка экономики Украины, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня и совершенствования управления путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях. Под инновациями здесь следует понимать не только новые технологии, виды услуг, продукции, но и новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера, отсутствие которых не в последнюю очередь определяет низкую конкурентоспособность украинской продукции. По существу, смысл всей экономической реформы на современном этапе развития Украины состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности.
Среди приоритетных направлений инновационной деятельности с точки зрения повышения конкурентоспособности украинских предприятий на современном мировом рынке, в частности, выделяются:
1) ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии;
2) повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение их экспорта и занятие новых ниш мирового рынка;
3) импортозамещение производства;
4) информационные технологии;
5) телекоммуникации и связь;
6) переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
7) охрана окружающей среды.
С целью активизации инновационной деятельности должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в Украине, необходимого для успешного инвестирования в украинскую экономику. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. Инновационная политика Украины на современном этапе развития государства должна базироваться на таких важнейших принципах, как:
1) признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной;
2) создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
3) максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
4) эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
5) оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов. Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
В качестве основных направлений деятельности государства в системе поддержки реализации достижений НТП на предприятиях нужно выделить, прежде всего, следующие:
1) развитие системы страхования инновационных проектов,
2) развитие информационной системы о передовых технологиях и состоянии их рынков,
3) реализацию венчурных проектов,
4) квалифицированный инжиниринг, консалтинг и аудит.
Также должно быть предусмотрено обеспечение защиты прав на результаты интеллектуального труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, то есть благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.
Должен быть создан соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.
Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.
Кроме того, немаловажным аспектом инновационной политики государства является развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса.
Поэтому менее развитым в этом отношении странам, в числе которых находится Украина, требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта. Кроме того, необходимо наладить эффективный межотраслевой обмен инновациями внутри производственного комплекса Украины. Необходимо принимать во внимание тот факт, что именно такой обмен обеспечивает более 60 % прикладных реализуемых технологий в развитых странах мира. Следить за мировой научно-технической мыслью, улавливать тенденции в области новейших технологий, предвидеть как близкие, так и более отдаленные тенденции в инновационном процессе - это в первую очередь дело самих производителей, более близких к своей сфере деятельности, чем государство.
Однако большинство мелких и средних предприятий сделать это не в состоянии. Поэтому в задачу государства должен входить мониторинг и прогнозирование НТП для таких предприятий, чтобы облегчить им выбор правильного инновационного курса.
На данный момент бюджетные ассигнования на НИОКР составляют порядка 0,3 % ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 3-7 %. Для предотвращения спада в науке в Украине затраты на НИОКР необходимо значительно увеличить в ближайшей перспективе. Необходимо усиление прямой поддержки сферы НИОКР бюджетными средствами и осуществление перехода к финансовой поддержке инновационных проектов, а также создание фондов для финансирования НИОКР. Увеличение расходов на науку будет способствовать снижению оттока специалистов из научно-технической сферы, созданию новых научно-инновационных предприятий и развитию инновационной деятельности.Для Украины вопрос повышения конкурентоспособности инновационных предприятий на мировом рынке стоит весьма остро. Украина на данный момент фактически является активным поставщиком технологий и интеллекта на мировой рынок. Однако неоспоримым фактом является и то, что такие поставки Украиной как правило осуществляются безвозмездно, чаще всего в виде утечки умов. А если рассматривать ситуацию в целом, то Украина от такого экспорта технологий терпит убытки, так как прежде всего государство несет затраты на обучение специалистов, которые потом эмигрируют в развитые страны, а затем Украина импортирует технологии, созданные ее же гражданами, что также является для нее убытком.
Очевидно, что технологический комплекс Украины на данный момент находится в упадочном состоянии, и к его восстановлению и расширению необходимо подходить комплексно, совмещая созидательную деятельность государства и самих предприятий и научно-исследовательских центров. В современных условиях аналитики бизнеса наибольшее внимание уделяют технопаркам как способу интернационализации и коммерциализации украинской технологической мысли. Создавая технопарки, Украина, по сути, лишь повторяет путь, проделанный высокоразвитыми странами мира, отдавшими свое технологическое развитие в руки высокоинтеллектуального венчурного бизнеса.
С принятием в 1999 году Закона Украины, которым определены правовые и экономические нормы инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков, дана легальная свобода инвестиционной и инновационной деятельности технопарков в Украине.
Но, безусловно, нельзя ожидать немедленных результатов деятельности научных парков в нашем государстве. По словам народного депутата Украины, научного руководителя НТК "Институт монокристаллов" академика Владимира Семиноженко, технопарки лишь создают основы новой наукоемкой экономики, условия для прорыва на мировой рынок высоких технологий. Необходимо еще грамотно и эффективно воспользоваться представившимися возможностями.
За очень короткий срок своего существования первые три технопарка НАН Украины показали, что с их помощью можно решать комплексные вопросы инновационного развития экономики. Уже сегодня через них осуществляются такие проекты, как разработка технологий и оборудования отечественного производства стеклопакетов с использованием магнетронного нанесения покрытий, разработка и организация серийного производства современного оборудования для дуговой и плазменной сварки и резки (ТТИ ИЭС им. Е. Патона), энергосберегающие светофоры (ТП "Полупроводниковые Технологии") и многие другие проекты.
Одним из трех технопарков, действующих сегодня в системе НАН Украины, является технологический парк "Институт монокристаллов". Создание его позволило объединить в один мощный научно-технологический комплекс более тысячи научных сотрудников, сотни кандидатов наук, десятки докторов наук из различных НИИ Украины, работающих в технопарке как стационарно, так и дистанционно, несколько тысяч инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих.
В состав технопарка входят научные центры, которые являются лидерами в области разработок новых функциональных материалов и приборов на их основе не только в Украине, но и в мире. Кроме НТК "Институт монокристаллов" Национальной академии наук Украины, на базе которого создан технопарк, здесь работают Институт сверхтвердых материалов им. В. Бакуля НАН Украины, Научно-исследовательский Институт радиотехнических измерений, Национальный научный центр "Харьковский физико-технический институт", Харьковский государственный технический университет радиоэлектроники.
Разработки этих научных учреждений общеизвестны на мировом рынке: сцинтилляционные материалы, медицинские томографические гамма-камеры, таможенные интроскопы, медицинские трансплантаты и инструментарий на базе кристаллов сапфира, красители и люминофоры многоцелевого назначения, специальные инструменты для обработки различных материалов, ультразвуковая и рентгеновская медицинская диагностическая аппаратура. Это далеко не полный список изобретений и разработок технопарка.
Уровень этих разработок соответствует, а во многих случаях превышает характеристики лучших мировых аналогов. Некоторые научно-технологические разработки не имеют аналогов в мире. Все эти достижения защищены патентами Украины и других стран и являются широко известными в мире, о чем свидетельствуют многочисленные контракты с ведущими зарубежными компаниями. Продукция участников технопарка экспортируется во многие страны мира, в частности в США, Германию, Францию, Швейцарию, Великобританию, Венгрию, Южную Корею и др. Оценка экономических результатов деятельности технопарка показывает, что в течение первых 3 лет (2001-2003) годовой объем работ по выполнению инновационных и инвестиционных проектов достиг 10 млн. долларов. В течение ближайших 5 лет благодаря специальному режиму инновационной деятельности правлением технопарка планируется реинвестировать непосредственно в научно-технологический процесс около 3,5 млн. долларов, которые будут направлены на развитие научно-технической и материальной базы исполнителей проектов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Существующие позиции Украины на внешнем рынке свидетельствуют об очень низкой конкурентоспособности украинских предприятий в мире, обусловленной сырьевой структурой украинского экспорта.
2) Для повышения конкурентоспособности украинской продукции государству необходимо стать активным участником мирового рынка технологий. Украина пока еще остается технологическим государством, и ее научно-технический потенциал способен стать главным фактором выхода из кризиса. Для этого государство должно принять и осуществлять новую инновационную политику, основанную на главенстве НТП в экономическом развитии.
3) Деятельность самих предприятий в сфере инноваций должна быть основана на межотраслевом технологическом обмене и венчурном инвестировании в новые прогрессивные разработки. В частности, основой такого инвестирования в Украине должны стать технопарки.
Литература:
1. Грозна В.В. Підвищення конкурентоспроможності економіки України як передумова співробітництва з ЄС. // Актуальні проблеми економіки, 2003, 11(29): с. 130-141.
2. Белорусов А., Вовченко В. Перспективы развития мирового рынка высоких технологий. // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2002, 2: с. d 45-47. http://www.cenunst.bsu.by/journal
3. Гончар А. Коммерциализация украинского интеллекта. // Діловий вісник, 2003, 3: с. 4.
4. Климович Л. "Новая экономика" как тенденция развития мирового хозяйства. Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2002, 1: с. d 18-21. http://www.cenunst.bsu.by/journal
5. Княжанский В. Продается "украинская идея". Без венчурного капитала инноваций не будет. // Діловий вісник, 2003, 9: с. 2.