DonNTU | Masters
RU | UA | EN

Повышение конкурентоспособности экономики Украины


Макеевский Г.Г.

http://www.niurr.gov.ua/ukr/econom/uk-r/rozdil_3-2.htm

Опыт экономической перестройки в Украине и других странах с переходной экономикой, в частности России, наглядно свидетельствует, что на современном этапе экономических преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства. Тем не менее, рассчитывать на успешную торговлю могут лишь те страны, которые имеют конкурентоспособную экономику. Вместе с тем сама торговля не может сделать экономику конкурентоспособной. Конкурентоспособность - это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках "третьих стран".

Теория конкуренции исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть ее конкурентоспособность, непосредственно определяется наличием в ней конкурентоспособных отраслей и производств. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом промышленной политики Украины, которая должна найти всестороннюю активную поддержку Верховного Совета и Правительства и повлиять на формирование благоприятного нормативно-правового поля конкуренции. Эта довольно объемная и кропотливая работа, которая требует постоянного мониторинга конкурентной среды с учетом особенностей национальной экономики и мирового рынка, условий производства и факторов, которые могут оказывать содействие эффективной конкуренции. Безусловно, что ни одна страна, даже самая развитая, не ставит себе целью достижение эффективной конкуренции по всему спектру продукции, которую она может потенциально производить. Приоритет дается лишь тем секторам экономики, которые имеют реальные условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Для Украины, чтобы предотвратить нерациональное использование национальных ресурсов в процессе структурной перестройки, особенно актуальным является определение как раз таких отраслей и создание действенного механизма поддержки приоритетных производителей и усовершенствования на этой основе структуры производства.

Отсутствие четкой программы структурной перестройки национальной экономики и, в особенности, ее материального сектора остается сегодня фактором, который постоянно провоцирует кризисные явления. В частности, не решив стратегически важной проблемы уменьшения внешней энергетической зависимости страны, мы продолжаем распылять мизерные ресурсы на поддержку и сохранение энергоемких производств. Или, практически не имея обоснования оптимальных для страны объемов и структуры энергопотребления, мы начинаем вкладывать средства в проекты строительства терминалов, транспортных магистралей и соответствующей инфраструктуры. Кстати, преимущественно инфраструктурная, а не технологично-инновационная ориентация экономики есть крайне опасной и с точки зрения перспектив глобализации. Стратегической ошибкой является также наше нежелание обеспечить реальный приоритет отраслей и производств агропромышленного комплекса.

Ключевой текущей задачей является выверенная во времени и в отраслевых приоритетах точечная поддержка технологических и экспортоориентированных производств. Зарубежный опыт свидетельствует, что и в сложных экономических условиях сильное государство может осуществлять в определенных минимальных объемах ориентированную промышленную политику. Речь идет о формировании такой идеологии промышленной политики, которая была бы адекватна условиям рынка, требованиям независимости государства и ее эффективного интегрирования в мировую экономическую систему. Практической основой ее разработки и реализации, по нашему мнению, должны стать решения таких главных задач:

  • оценка степени конкурентоспособности национальной экономики с определением условий и факторов, которые могут оказывать содействие эффективной конкуренции, увеличению экспортного потенциала государства;
  • обоснование приоритетных отраслей, производств и видов продукции, которые имеют или могут получить в кратко- и среднесрочном периоде конкурентные преимущества на мировом рынке;
  • определение путей и мероприятий государственного содействия повышению конкурентоспособности отечественного производства, в частности за счет целевой поддержки приоритетных отраслей и производств;
  • объединение усилий государства в осуществлении структурной перестройки, инновационной политики и социально-экономического развития регионов для повышения конкурентоспособности отечественного производства;
  • научно-практическое и институциональное обеспечение мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественного производства, исходя из национальных условий и особенностей мирового рынка.

Налаживание такой работы требует соответствующего организационно-методического обеспечения, однако, ни в Украине, ни в других постсоветских странах вопросы теории и практики конкуренции ранее почти не рассматривались. Можно, конечно, воспользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой, но именно он свидетельствует, что подходы к определению направлений экономического развития должны базироваться на национальных особенностях функционирования того или иного производства.

Кроме того, следует различать общую тенденцию к достижению конкурентоспособности национальной экономики в целом и возможности получить конкурентные преимущества в отдельных отраслях и производствах. Соответственно этому должны распределяться ресурсные возможности государства и отдельных отраслей. Иначе говоря, определение конкретных мер по повышению качества и конкурентоспособности продукции и их финансирование должны обеспечивать максимально эффективное использование имеющихся ресурсов.

Мировой опыт показывает, что страны, как правило, экспортируют ту продукцию, для которой у них есть излишек факторов производства и которая имеет наименьшую относительную стоимость, а импортируют продукцию, которая требуют дефицитных факторов производства и повышенных затрат на ее изготовление. Поэтому основное внимание в практической работе по повышению конкурентоспособности должно уделяться обеспеченности факторами производства, которые могут использоваться для развития отрасли и создания конкурентных преимуществ. Отдельные факторы по-разному влияют на создание конкурентных преимуществ, и вдобавок они могут отличаться по характеру действия и источникам воспроизводства, которые также надо учитывать.

В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Анализ уровней обеспеченности Украины основными факторами производства и эффективности их использования в сравнении с 6-ю экономически самыми развитыми странами мира (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Канада) свидетельствует, что наше государство имеет довольно высокий рейтинг: по обеспеченности сельхозугодиями - 3 место, трудовыми ресурсами - 4 место, научным потенциалом - 3 место. Но что касается реализации этих возможностей, то по эффективности использования факторов производства Украина, как и Россия и прочие страны СНГ, занимают последние места, намного уступая развитым странам мира. Например, отставание от Франции составляет: по использованию сельхозугодий - в 10-12 раз, трудовых ресурсов - в 7-15 раз, основного капитала - в 2-3 раза, научного потенциала - более чем в 20 раз.

Несмотря на все условности таких сравнений, отличия настолько разительны, что нельзя не принимать их во внимание при определении основных мер промышленной политики, связанных с повышением конкурентоспособности.

Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что наличие факторов производства является важным, но недостаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужен определенный спрос на продукцию, в частности, требовательные потребители, конкурентноспособные поставщики и смежники, добросовестное ведение конкуренции, соответствующая стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, практическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и прямо патологическая неприхотливость украинских потребителей не разрешают создать надлежащие условия для роста конкурентоспособности отечественной продукции. Предприятия не могут вырабатывать конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если эта продукция имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами на мировом рынке, в ретроспективе всегда отталкивались от внутреннего спроса: их экспансия шла через его насыщение.

В определенной мере у нас тоже наблюдается насыщение внутреннего рынка, но вследствие резкого падения внутреннего потребления и незначительных масштабов инновационной деятельности предприятий.

В особенности беспокоит беспрерывное ухудшение показателей почти всех направлений инновационной деятельности, без чего невозможно достичь стойких процессов экономического роста и повышения конкурентоспособности. Так, в 1998 г. удельный вес украинских предприятий, которые занимались инновационной деятельностью, составил лишь 15,1% от общего количества промышленных предприятий, в то время как в США, Японии, Германии, Франции инновационно-активные предприятия составляют 70-80% общего их количества. За последние годы в Украине значительно сократилось количество созданных новых образцов техники (по сравнению с1990 г. на 30%), среди которых лишь около 2% превышают по уровню лучшие мировые аналоги. В стране наблюдается тенденция постоянного сокращения внедрения новых прогрессивных технологических процессов: в 1998 г. их было воплощено в 5 раз меньше чем в 1991 г.

Эффективным направлением инновационной деятельности является приобретение лицензий и других видов промышленной собственности и освоение выпуска на их основе принципиально новой продукции, но, по данным 1998 г., удельный вес лицензионной продукции в общем объеме продукции промышленности Украины составил лишь 0,3%. В некоторых случаях украинская продукция оказывается неконкурентоспособной вследствие отсутствия соответствующих сертификатов качества или же использования таких систем оценки качества товаров, которые не отвечают общепринятым в мире. Отмеченные отрицательные тенденции привели к вытеснению украинских товаров не только из внешнего, а и из внутреннего рынка. Наращивание объемов импорта, сокращение спроса на отечественную продукцию, а также невозможность ее реализации привели к увеличению остатков такой продукции на складах предприятий. Так, по состоянию на 1.01.99 г. не было реализовано почти 3 тыс. металлорежущих и деревообрабатывающих станков, 1,7 тыс. машин и оборудования сельскохозяйственного назначения, около 1 тыс. кузнечно-прессовых машин, значительное количество товаров народного потребления и т.п.

Не оправдываются надежды на то, что разгосударствление предприятий будет благоприятствовать повышению их инновационной активности. Негосударственные предприятия отказываются внедрять дорогие прогрессивные технологии и оснащение, отдавая преимущество мгновенной выгоде. Из всех предприятий негосударственной формы собственности в 1998 году лишь 18,4% занимались повышением технического уровня производства и продукции.

Несмотря на незначительные масштабы инновационной деятельности, положительное влияние внедренных инноваций на экономические показатели производства очевидно: более 90% предприятий, которые внедряли инновации, смогли получить прирост продукции, повысить ее конкурентоспособность и расширить рынки сбыта. Основными причинами инновационного кризиса необходимо признать недостаток средств, несовершенство законодательной базы, а также так называемую политику невмешательства со стороны правительственных структур в инновационную деятельность.

Оценка потенциальных возможностей отдельных отраслей экономики Украины касательно повышения конкурентоспособности позволяет определить опорные отрасли и производства, которые должны взять на себя ведущую роль в развитии экономики, а со временем и занять ключевые места в ее структуре. Для Украины это, прежде всего, перерабатывающие отрасли материалопроизводственного комплекса (металлургическая, химическая, строительных материалов), наукоемкие и высокотехнологические отрасли машиностроения и оборонной техники, а также легкой и пищевой промышленности. Много предприятий этих отраслей уже зарекомендовали себя конкурентоспособными субъектами внешнего рынка, но их позиции там пока что не очень прочные из-за внутренних проблем и колебаний конъюнктуры на мировом рынке.

Усиление конкурентных позиций в опорных отраслях перерабатывающей промышленности может быть достигнуто только при условиях существенного увеличения инвестиционных возможностей и накопления инновационного потенциала. Инвестиции вообще имеют доминантное значение для отраслей с повышенной капиталоемкостью, где экономические показатели их деятельности, собственно эффективность, существенно зависят от масштабов производства. Учитывая, что в Украине подавляющее большинство отраслей отвечает как раз этим критериям, проблема поиска инвестиционных ресурсов приобретает чрезвычайное значение.

Наряду с внутренними путями мобилизации финансовых ресурсов (развитие финансового и фондового рынков, соответствующая налоговая и кредитная политика) было бы целесообразно найти хотя бы частичное решение этих проблем, опираясь на экономический потенциал стран СНГ и, в первую очередь, России. Речь идет не о прямых финансовых субсидированиях, на первом этапе достаточно создать благоприятный режим в межгосударственных отношениях для развития опорных отраслей, избежав при этом форсированного решения инвестиционных проблем в ущерб социальным. По расчетам МЭК СНГ потенциал стран Содружества оценивается приблизительно в 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25%, экспортный потенциал - 4,5%, научно-технический потенциал, выраженный в форме интеллектуальной собственности, составляет не менее 500 млрд. долл. США, а платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию до 2005 г. может достичь 150-200 млрд. долл. США.

Конкретное взаимодействие между странами СНГ может приобретать форму как многосторонних, так и двухсторонних отношений. Важно то, что для этого есть общие предпосылки: сравнимые технологические уклады и их отставание от развитых стран; взаимодополняющий состав экономик; довольно высокая материало-, энерго- и капиталоемкость производства при неэффективном распределении труда; отсутствие инвестиционных ресурсов для осуществления коренных структурных изменений; отсутствие свободных и приемлемых для этих стран ниш мирового рынка из-за низкой конкурентоспособности; взаимные потери, которые несут страны из-за несогласованности экономической политики.

Условия конкурентной среды, которые сложились в промышленности Украины, в значительной мере присущи большинству стран СНГ. Особенности прослеживаются лишь по отдельным отраслям в зависимости от того, какие виды минерально-сырьевых и энергетических ресурсов имеет в достаточном количестве та или иная страна, исключением здесь может быть разве что Россия, которая имеет почти все виды ресурсов.

Общим для стран СНГ есть и то, что все они при разработке промышленной политики и, в частности, конкурентной стратегии в той или иной отрасли должны решать проблемы инвестиционного обеспечения мероприятий по обновлению производственного аппарата и повышению конкурентоспособности производства. Несмотря на то, за счет каких источников происходит инвестирование (привлечение портфельных или прямых инвестиций или использования собственного дохода), этот процесс должен осуществляться в условиях превалирующего определения, что направление средств в производство для обеспечения его конкурентных преимуществ имеет бесспорный приоритет над их "проеданием". К сожалению, соответствующие условия для такого поведения инвесторов пока что отсутствуют как в Украине, так и в других странах СНГ.

Отсюда вытекает вывод, что для большинства отраслей промышленности, в особенности тех, где преобладают устаревшие производственные фонды и не хватает инвестиционного потенциала, очень мало шансов противостоять в конкурентной борьбе на внешнем рынке. Но основания для такого вывода возникают лишь в случае конкуренции с высокоразвитыми странами. Что же касается стран СНГ, где сложились относительно равные условия технического оснащения и финансового обеспечения производства, то успешная конкуренция между ними не только возможна, а и необходима, ибо как раз она будет побуждать национальных производителей к поиску резервов обновления производственного аппарата, внедрения новейших методов и технологий, освоения современных отраслей производства. Ведь чтобы полностью не утратить конкурентоспособность и не оказаться на периферии мирового хозяйства, странам СНГ нужно в начале ХХ_ столетия внедрить как минимум 10-12 макротехнологий из 50-ти, которые ныне определяют потенциал 7-ми ведущих развитых стран мира. В ближайшие годы вследствие мирового финансового кризиса можно ожидать сужение мирового рынка товаров. Поэтому особую актуальность приобретает расширение торговли между Украиной и Россией.

В начале 1999 г. дополнительно к известным традиционным стимулам появилась еще одна причина необходимости быстрейшего расширения торговых связей между нашими странами и в целом на просторах СНГ. Имеется в виду начало функционирования Европейского валютного Союза (ЕВС) и введение новой валюты - евро. Дело в том, что это событие будет стимулировать дополнительные инвестиции стран ЕВС с целью стабилизации кредитных портфелей внешних для Союза стран через валютную диверсификацию. По этой же причине страны ЕВС также увеличат свои инвестиции в США, Японию, а также в развивающиеся страны. Безусловно, что рост инвестиций в указанные страны приведет там к оживлению производства, а следовательно, к дальнейшему усилению конкуренции на мировом рынке. Вследствие этого более неконкурентоспособным товарам Украины, России и других стран СНГ будет еще сложнее пробиться на мировые рынки и для стабилизации своих торговых балансов они просто вынуждены увеличивать взаимные товарообороты.

Для этого, прежде всего, необходимо гармонизировать законодательные акты, которые регулируют торговлю между нашими странами, и ввести, в конце концов, зоны свободной торговли согласно принципам ВТО.

В плане конкретного взаимодействия Украины и России в развитии производства конкурентоспособных товаров и увеличения их экспорта как между собой, так и в другие страны мира, наиболее перспективным и реальным считается дальнейшее развитие межгосударственной производственной кооперации на основе целесообразного возобновления старых и налаживание новых связей на рыночных условиях. Такая кооперация тем более полезна, если учесть, что многие, как украинские, так и российские товары неконкурентоспособны на мировых рынках, но крайне необходимы для нормального функционирования национальных экономик.

Из теории и практики международной торговли известно, что развитие производства импортозамещающей продукции ничтожно увеличивает доходы государства и продуцентов. Намного эффективнее в данном ракурсе развивать выпуск экспортоориентированной продукции, в производстве которой данная страна имеет ресурсные или научно-технические преимущества, одновременно импортируя ту продукцию, в производстве которой имеют преимущества другие.

В связи с этим украинско-российскую кооперацию надлежит ориентировать на производство, прежде всего, экспортной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, и отказываться от развития производства импортозамещающей продукции, оставив только ту, отсутствие которой угрожает военной или экономической безопасности государства.

Перед намного более конкурентоспособными экономиками развитых стран мира Украине и России необходимо не столько конкурировать между собой, сколько взаимодействовать на мировых рынках с целью выигрыша максимальных преимуществ перед третьими странами. Поэтому целесообразно разработать совместную программу повышения конкурентоспособности экспорта наших товаров и услуг, в которой предусмотреть устранение дублирования, закрепление за каждой страной специализации по наиболее развитым направлениям с дальнейшим взаимообменом разработанными технологиями и разделом рынков сбыта.

Несмотря на значительные потери ресурсов, научно-технологического и кадрового потенциала и времени, Украина еще имеет перспективы для достижения международной конкурентоспособности национальной экономики при условии реализации собственной стратегии.

Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточить усилия, прежде всего, на тех направлениях, где роль государства незаменима, - на развитии общей инфраструктуры, образования, науки, создании цивилизованного нормативно-правового поля конкуренции. Общий эффект от этого для страны в целом будет намного большим чем для отдельного предприятия или продуцента. В деле развития конкурентоспособности предприятий промышленная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

  • совершенствование нормативно-правовой базы развития конкурентной среды, недопущение проявлений монополизма на внутреннем рынке и создание равных условий для конкурирующих субъектов;
  • развитие потребительского спроса на продукцию и услуги путем введения прогрессивных стандартов качества, расширение правовой базы потребительских обществ, распространение достоверной информации о товарах и услугах;
  • стимулирование предприятий к проведению глобальной стратегии относительно перспектив развития, повышения эффективности, конкурентоспособности и расширения экспорта;
  • постоянное развитие и совершенствование инфраструктуры - транспорта, телекоммуникаций, связи, образования, здравоохранения и науки;
  • проведение согласованной структурной политики между странами СНГ по вопросам развития конкурентоспособности предприятий и обеспечения равных условий конкуренции.

Конкуренция как комплексная категория дает возможность ввести в действие большой потенциал рыночных стимулов деловой активности, которые пока что используются недостаточно. Проводя активную промышленную политику, инструментом которой есть добросовестная конкуренция, можно достичь желаемого согласования интересов государства и субъектов хозяйствования.

Необходимо подчеркнуть, что государство только создает соответствующие условия для возникновения и улучшения факторов конкурентных преимуществ, а непосредственно создаются эти преимущества товаропроизводителями. Поэтому государственные усилия по созданию приобретенных или специализированных конкурентных преимуществ могут быть сведены на нет из-за медлительности государственных структур, их неспособности своевременно осознать потребности конкретных отраслей и принять новые направления деятельности.

http://www.niurr.gov.ua/ukr/econom/uk-r/rozdil_3-2.htm