http://compete.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=55
17-19 мая 2006 г. в Киеве проводился Международный симпозиум "Качество и экология-2006" ("Качество и экология как основа конкурентоспособности национальной экономики"). Это мероприятие было организовано Украинским обществом качества совместно с Госпотребстандартом Украины, Советом конкурентоспособности Украины, Украинской ассоциацией потребителей, другими общественными организациями при поддержке Минпромполитики, Минэкологии, Минагрополитики, ряда международных организаций (UNDP, WB, EBRD, WNISEF, USAID) и Международного технического общества Bureau Veritas, отечественных и зарубежных предприятий и организаций. Следует отметить, что Совет конкурентоспособности был широко представлен на симпозиуме - приветственное слово для участников прислал член СКУ Богдан Гаврилишин. В обращении к участникам симпозиума он отметил: "Успехи на мировых рынках - это ключевой момент конкурентной способности Украины, поэтому желаю вам плодотворной работы и конкурентных результатов, которые принесут пользу вашим предприятиям, организациям и нашей стране". Кроме того, среди соорганизаторов мероприятия также были представлены члены СКУ - президент украинского общества качества Валерий Якубовский и президент и главный исполнительный директор WNISEF Наталия Яресько.
Социально ответственный бизнес как социально полезный эксперимент Председатель Совета конкурентоспособности Украины Юрий Полунеев открыл первое пленарное заседание "Менеджмент качества и окружающая среда, их роль в повышении конкурентоспособности" докладом на тему социальной ответственности бизнеса и роли этого феномена в повышении конкурентоспособности страны в целом и бизнеса в частности.
Как пояснил Юрий Полунеев, сам термин "социальная ответственность бизнеса" появился не так давно. Он широко употребляем, но обозначаемый им феномен еще не является окончательно доказанной тенденцией. Нет законов экономики и других доказательств, которые подтверждали бы, что эта тенденция гарантирует конечный результат. На макро- и микроэкономическом уровне не обосновано влияние социальной ответственности бизнеса на экономику. Сейчас социальная ответственность бизнеса рассматривается как социально полезный эксперимент в глобальной экономике, в котором участвуют известные передовые компании, общественные организации и даже правительства, поддержавшие эту концепцию.
- Очевидно, что экономическое развитие не является устойчивым, если компании не платят налогов, а взятки и коррупцию используют как инструменты маркетинга, - подчеркнул Юрий Полунеев. - Это влечет за собой отрицательные социальные и экономические последствия и отнюдь не обеспечивает конкурентоспособности экономики.
Как показывает опыт, в странах с переходной экономикой (к которым, в частности, принадлежит и Украина), наличествует много признаков социально безответственного бизнеса. Это распространенное, почти системное явление. Необходимо срочно менять эту тенденцию, поскольку она подрывает основы самого бизнеса. По словам господина Полунеева, такая ситуация обусловлена обстоятельствами развития частного сектора, кланово-олигархической моделью капитализма, утвердившейся в Украине. Для изменения последней нужна новая генерация бизнесменов или кардинальная трансформация менталитета крупного бизнеса.
Как известно, конкурентоспособности можно достичь и за счет деформирования конкурентной среды или же лидирования в производстве, например, водки, небезопасных лекарств или оружия. Однако, отметил господин Полунеев, сегодня страны стремятся к конкурентоспособности в интеллектоемких областях, капитализация компаний происходит за счет интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Формируется экономика знания
.В Украине, как неоднократно отмечал председатель СКУ, человеческий, интеллектуальный капитал является единственным конкурентным преимуществом. Но он не используется полностью. Тогда как именно образование, наука, здравоохранение, экология, сферы, обеспечивающие воспроизведение здоровья человека, сегодня становятся секторами материального производства и именно на основе таких приоритетов базируется стратегия конкурентоспособности.
Социально ответственная конкурентоспособность: тенденции и инициативы Миссией СКУ является утверждение идеи конкурентоспособности как национальной в сознании украинского общества. Однако на этом симпозиуме Юрий Полунеев раскрыл еще один аспект конкурентоспособности как феномена - социально ответственную конкурентоспособность.
- Этот термин возник не так давно, - объяснил господин Полунеев, - и означает более прогрессивную роль бизнеса в партнерстве с общественными организациями, наукой, правительством. В октябре 2003 г. в Лондоне был создан Консорциум ответственной конкурентоспособности, определяющий своей целью выяснение роли корпоративной ответственности в создании конкурентоспособной общины, страны и активизацию этой роли.
По мнению господина Полунеева, возникла острая необходимость усилить положительное влияние бизнеса на устойчивое развитие через корпоративную ответственность, хотя пока и не доказано, что это экономический феномен. Тем более что участники Консорциума утверждают, что ресурсы корпоративной ответственности могут быть использованы неэффективно, если не будет связи между этим феноменом и конкурентоспособностью страны.
В этом контексте председатель СКУ описал три тенденции в развитии корпоративной ответственности.
Первая тенденция называется "оазис" и знаменует ситуацию, в которой незначительное количество компаний, возможно, даже международного уровня, так и останутся "оазисом" в мире, где нет места социальной ответственности бизнеса. Вторая тенденция - "пустыня" - указывает на то, что со временем инициатива социальной ответственности бизнеса совсем нивелируется.
Третья тенденция - "Мекка" - может развиться в ситуацию, когда социальная ответственность станет ведущей тенденцией и даст сигнал всему бизнесу быть более социально, экологически ответственным.
Для того чтобы компании были социально ответственными, должны сработать и определенные политические стимулы, - ведь пока непонятно, может ли социальная ответственность бизнеса повысить конкурентоспособность.
В краткосрочной перспективе шаги, свидетельствующие о социальной ответственности бизнеса, скорее повысят расходы бизнеса, не являющиеся для него приоритетной задачей. Но вместе с тем, по мнению господина Полунєєва, если украинский бизнес, чтобы повысить качество товаров и услуг, не уменьшит энергозатраты, вредные выбросы у окружающую среду, если государство не будет способствовать этому за счет введения жестких регулятивных норм, то такой бизнес не будет конкурентоспособным в среднесрочной перспективе, поскольку на глобальном рынке преобладают совсем другие тенденции.
Свидетельством этого является создание вышеупомянутого Консорциума социально ответственной конкурентоспособности, в состав которого вошли ведущие эксперты Мирового банка, Всемирного экономического форума, бизнес-школ и общественных организаций. Сейчас Консорциум разрабатывает индекс социально ответственной конкурентоспособности на уровне отдельных стран, который сможет дополнить уже признанные рейтинги конкурентоспособности.
В связи с этим Юрий Полунеев выступил на симпозиуме с идеей выдвинуть инициативу социально ответственной конкурентоспособности и в Украине. Так, в рамках этой инициативы можно было бы не только пропагандировать идею социальной ответственности бизнеса, но и присоединиться к Консорциуму, внедрять составляющую социальной ответственности в деятельность как бизнеса, так и бизнес-школ, одной из которых является Международный институт менеджмента, возглавляемый Юрием Полунеевым.
Системность менеджмента как фактор конкурентоспособности Председательствующий на симпозиуме Валерий Якубовский, президент Украинского общества качества, член СКУ, особо отметил, что Украинское общество качества поддержит высказанную Юрием Полунеевым инициативу и будет всячески ее развивать. Собственно, доклад самого господина Якубовского был полностью созвучен с выступлением Юрия Полунеева. Президент Украинского общества качества отметил, что перспективы экономики, прежде всего, зависят от уровня жизни граждан конкретной страны - собственно, ее основного капитала. Согласно рейтингу ООН, в котором в 2005 г. оценивались 177 стран, Украина по уровню человеческого развития (его составляющие - индекс продолжительности жизни, образования, ВВП на душу населения) заняла 78 место. Этот рейтинг, что весьма примечательно, полностью коррелирует с рейтингом роста конкурентоспособности, составленным Всемирным экономическим форумом в 2004-5 гг. Так, Украина заняла в нем 86 место из 104 стран. Эта рейтинговая позиция определяется по индексам технологий, развитости гражданского общества и макроэкономики.
По словам Валерия Якубовского, мировые исследования определили несколько факторов, ограничивающих развитие экономики Украины. Это система и уровень налогообложения, коррупция, доступ к кредитованию, политическая нестабильность, бюрократия и т.п. Однако необходимо не только преодолеть их, но и переориентировать функционирование украинского бизнеса вообще. Как сообщил президент Украинского общества качества, сейчас экономика Украины переориентируется в своих внешних связях на страны с развитой экономикой, а чем более развиты экономические отношения, тем в большей мере успех на рынке товаров и услуг зависит от их качества и степени влияния на окружающую среду как в процессе производства, так и в ходе потребления. Таким образом, необходимы системные методы менеджмента качества и экологии, стремительно развивающиеся начиная со второй половины ХХ в. Такие системные методы менеджмента должны быть определяющими в ходе разработки концепции развития предприятия. Как свидетельствует опыт, они дают возможность охватить всю организацию и ее персонал, ориентированы на предупреждение и постоянное усовершенствование, характеризуються суровой регламентированностью, наглядностью и прослеживаемостью, способностью к адаптации и трансформации, экономической эффективностью.
Системы управления качеством и экологией стали не только краеугольным камнем для дискуссий на симпозиуме, но и толчком к обобщению проблематики качества и экологии в государственном контексте.
Георгий Филипчук, генеральный директор "УкрНДНЦ", отметил:
- В сфере экономики и политики у нас нет недостатка в государственных инициативах. Но не хватает профессиональной гражданской позиции. Часто государство не впускает профессиональную общественность, интеллект в свою нишу. А это отрицательно влияет на экологию, безопасность жизни человека и общества в целом. Тогда как нам нужна интеграция в создании эколого-экономически-этической парадигмы качества. И бизнес, и государство, и наука, и общественные организации должны проявлять ответственную позицию и думать, как отобразится их деятельность на семи следующих поколениях. Ведь именно человеческий потенциал составляет 70% национального богатства. Кроме того, по мнению господина Филипчука, борясь за мировые стандарты качества и защиты окружающей среды, мы защищаем не только человека, но и предпринимателя, его конкурентоспособность, которая ныне находится на границе риска. Ведь без соблюдения ведущих стандартов нас не выпустят ни на один мировой рынок. Бизнес необходимо убеждать в том, что обеспечение соблюдения этих норм (собственно, социальная ответственность) - это не дополнительные рискованные инвестиции, а выгода. Так как если мы не разработаем надлежащих систем управления качеством, то потеряем не только внешние рынки, но и внутренние, когда со вступлением в ВТО к нам придут высокотехнологические иностранные компании.
Таким образом, все вышеупомянутое в некоторой степени свидетельствует о том, что идея необходимости социально ответственного бизнеса уже начинает оформляться в общественном сознании. Осталось убедить в этом сам бизнес.
Последнее обновление ( 12.06.2006 г. ) http://compete.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=55