СИСТЕМЫ БЕЗУДАРНОГО ПУСКА ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРЯМОМ ПУСКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
    Прямой пуск высоковольтного электродвигателя сопровождается 6-8 кратным броском пускового тока, создающим ударный электромагнитный момент, передающийся через вал двигателя на приводимый в движение механизм. В течение 1,5-2 секунд этот момент содержит постоянную составляющую и вынужденную составляющую в виде знакопеременного момента с амплитудой до 4 номинальных моментов электродвигателя. Знакопеременный момент вызывает вибрации как самого электродвигателя, так и приводимого в движение механизма. Возникающие большие знакопеременные электродинамические усилия в обмотке статора вызывают смещение проводников друг относительно друга. В результате, нарушается ритмичность производства и снижается выпуск готовой продукции. Предприятия несут большие затраты на ремонт вышедшего из строя оборудования.
Рисунок 1 - Осциллограммы прямого пуска короткозамкнутого асинхронного электродвигателя 5000 кВт, 6 кВ, Iпуск=6Iном
    На рисунке 1 приведены осциллограммы прямого пуска короткозамкнутого асинхронного электродвигателя 5000 кВт, 6 кВ, входящего в состав насосного агрегата. Как видно из рисунка, продолжительность пуска - 5,7 с при токе 6 Iном, а знакопеременная составляющая пускового момента электродвигателя в начале переходного процесса достигает 4,0-4,1 Мном.
    Ещё более неблагоприятны для электродвигателей пусковые режимы, продолжительность которых превышает 8-10 с. Обмотки электродвигателей помимо мощного электродинамического воздействия подвергаются интенсивному нагреву пусковыми токами. При этом выделяющееся тепло не успевая рассеяться в металле статора или ротора, вызывает резкое повышение температуры обмотки, что приводит к снижению уровня изоляции и авариям. Примером может служить авария асинхронного электродвигателя мощностью 8000 кВт, 6 кВ привода турбокомпрессора, продолжительность пуска которого составляла 12-14 с. После 45 пусков изоляция электродвигателя под воздействием ударных электродинамических и тепловых пусковых нагрузок практически разрушилась. Произошло межфазное короткое замыкание в пазовой части обмотки, а затем замыкание на землю в лобовых частях с возгоранием электродвигателя.
    Так же неблагоприятно сказываются броски пускового тока на питающую сеть, приводя к большим просадкам напряжения, что отрицательно сказывается на устойчивости работы других потребителей. Нарушается нормальное течение технологических процессов, предприятия несут большие убытки из-за недовыпуска продукции.
    Большие пусковые токи, потребляемые электродвигателями в момент их пуска, и связанные с этим глубокие посадки напряжения очень усложняют, а в ряде случаев делают невозможным пуск в работу двигателей в случае их электроснабжения от газотурбинных, дизельных или иных электростанций ограниченной мощности.
    В связи с отмеченными моментами персонал предприятий, эксплуатирующий высоковольтные двигатели, старается обеспечивать их работу без остановов возможно более длительное время, даже когда указанное не требуется по технологии. А это, в свою очередь, приводит к значительному перерасходу электроэнергии.
    Из-за неблагоприятного воздействия ударных пусковых моментов сокращается гарантированный срок службы агрегатов. Например, по данным ООО «Межрегиональное проектно-производственное объединение «РЕГИОТУРБОКОМ» каждый пуск центробежного компрессора К-250 или К-500 с электродвигателями 1600 кВт и 3150 кВт сокращает срок службы агрегата на 50 часов, а у более мощных агрегатов - до 200 часов. Поэтому изготовители высоковольтных электродвигателей и приводимых ими в движение механизмов ограничивают число пусков до 50-60 в год, из-за чего компрессорные агрегаты с высоковольтными электродвигателями останавливают крайне редко, несмотря на технологические возможности, что приводит к неоправданному расходу электроэнергии. Остановка в ночное время на 8 часов, а также в выходные и праздничные дни компрессора К-250 дает годовую экономию электроэнергии свыше 3,5 миллиона киловатт часов (в зависимости от стоимости электроэнергии в регионе не менее 100000$ в год).
    Проблема исключения ударных пусковых нагрузок, и, следовательно, повышения надёжности работы и снятия ограничения на число пусков и остановов агрегатов с высоковольтными электродвигателями, а так же снижения просадок напряжения может быть решена посредством применения разработанных в нашем институте устройств УБПВД для безударного пуска высоковольтных электродвигателей.
    В зависимости от нагрузочной характеристики приводимого механизма могут использоваться два исполнения устройств:
    УБПВД-В предназначено для пуска асинхронных и синхронных электродвигателей механизмов с «вентиляторной» характеристикой нагрузочного момента (центробежные насосы, компрессоры, вентиляторы);
    УБПВД-С позволяет плавно запускать синхронные электродвигатели механизмов с большими статическими нагрузками и инерционными массами (мельницы, вентиляторные установки, эксгаустеры и т. д.).
    Для безударного пуска высоковольтных синхронных электродвигателей агрегатов с вентиляторной характеристикой нагрузки в зависимости от проблемы, которая решается, могут использоваться оба исполнения устройств безударного пуска. Исключение только ударных нагрузок решается применением устройства типа УБПВД-В. При этом пусковой ток в конце разгона достигает величины 2,5 номинального тока двигателя. Если нужно ограничить и ударные нагрузки, и обеспечить значение пускового тока на уровне не более 1,0-1,5 номинального тока двигателя рекомендуется применять более сложное и дорогое устройство УБПВД-С.
Первоисточник: http://www.absholdings.biz/engleski/home.html
ДонНТУ Портал магистров Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Индивидуальное задание Начало |
© 2008 ДонНТУ , Бабенко А.В. |