Донецкий Национальный Технический Университет
Факультет электротехники
Кафедра: "Электрические станции"
Специальность: Электрические станции
Тема магистерской диссертации: "Повышение эффективности устройств компенсации в сетях с резонансно залемленной нейтралью"
Научный руководитель: к.т.н., доц. Дергилев М.П.
Надежность распределительных электрических сетей 6-35 кВ с компенсированной нейтралью во многом зависит от режима эксплуатации дугогасящих реакторов (ДГР). Правильная настройка их индуктивности способствует противостоянию развития аварийных процессов, связанных с однофазными заземляющими дугами. Проявление такой уникальной способности следует ожидать, прежде всего, от ДГР с плавно регулируемой индуктивностью при наличии автоматического регулятора. На практике же настройку ДГР с плавно регулируемой индуктивностью выполняют в ручном режиме по максимуму напряжения смещения нейтрали с периодичностью, в лучшем случае, один раз в сутки. Настройка ДГР, расположенных на подстанциях без постоянного дежурного персонала, выполняется значительно реже. Очевидно, что при ручном режиме настройки ДГР в электрических сетях с нестационарной емкостью изоляции проявление должного эффекта имеет случайный характер и маловероятно. Построение систем автоматического регулирования ДГР возможно при детальном обследовании распределительных электрических сетей 6-35 кВ на предмет существования условий для автоматизации регулирования индуктивности ДГР.
Целью работы является оценка пригодности параметров и оборудования распределительных электрических сетей напряжением 6-35 кВ с компенсированной нейтралью для построения систем автоматического регулирования компенсации (САРК) емкостных токов замыкания на землю. Благоприятными параметрами электрической сети с компенсированной нейтралью для построения САРК являются: соответствие диапазона регулирования компенсирующего, индуктивного тока ДГР диапазону изменения емкостного тока замыкания на землю; исправное состояние электродвигателя и концевых выключателей привода для плавного регулирования индуктивности ДГР; малое и стабильное напряжения смещения нейтрали при настроенной индуктивности ДГР; малая инерционность органов управления приводом ДГР. Третий параметр существенен для САРК с искусственным смещением нейтрали электрической сети. Следует подчеркнуть важность четвертого параметра, от которого в существенной мере зависит качество переходного процесса и устойчивость настройки индуктивности ДГР, влияющих, в конечном счете, на надежность САРК через количество пусков и реверсов электропривода ДГР в процессе настройки. Степень готовности к построению САРК характеризуется также наличием: сигнализации о работе и состоянии электропривода ДГР; сигнализации о появлении в электрической сети однофазного замыкания на землю; вольтметра с переключаемым пределом измерения для наблюдения напряжения смещения нейтрали.
3. Методы инженерных экспериментовПеречисленные выше параметры определяются экспериментально с использованием следующих методов. 1. Соответствие диапазона регулирования компенсирующего тока ДГР диапазону изменения емкостного тока замыкания на землю оценивалось по достижению резонансной настройки контура «индуктивность ДГР – емкость изоляции электрической сети» - максимума напряжения смещения нейтрали при регулировании индуктивности ДГР. 2. Исправность электродвигателя и концевых выключателей привода для плавного регулирования индуктивности ДГР оценивается в ходе опытов п. 1. Факт срабатывания концевых выключателей устанавливался по световой сигнализации и/или по отключению контакторов в цепи управления электродвигателя привода ДГР. 3. Величина напряжения естественного смещения нейтрали (в технике релейной защиты именуемый ) при настроенной индуктивности ДГР оценивается по показаниям щитового прибора или переносного мультиметра в случаях, когда щитовой прибор отсутствует или не реагировал на малые напряжения. 4. При оценке инерционности органов управления приводом ДГР контролируются на слух четкость и задержки включения и отключения контакторов в цепи питания электропривода ДГР относительно моментов времени подачи соответствующих команд.
4. Опыт применения автоматических регуляторов индуктивности ДГР на обследуемых объектахВ ходе обследования ПС анализировался опыт применения автоматических регуляторов индуктивности ДГР. Во внимание принималось: 1) наличие автоматических регуляторов и/или панелей, подготовленных для их размещения; 2) наличие сопутствующего оборудования – элементов для создания искусственной составляющей напряжения смещения нейтрали сети или модуляции параметров резонансного контура нулевой последовательности сети, датчиков информационных сигналов, органов управления и контроля работы и т. п.; 3) наличие и состояние соответствующей документации; 4) состояние автоматических регуляторов, причины их отключений; 5) мнение эксплуатационного персонала и специалистов службы релейной защиты и автоматики о качестве работы автоматических регуляторов. Среди причин, препятствующих применению автоматических регуляторов любого типа, следует отметить скрытую, но весьма вероятную причину потери устойчивости работы регуляторов в виде возникновения автоколебаний. Речь идет о проявлении нерегулярных задержек времени отключения магнитных контакторов после снятия напряжения с их обмоток управления – задержек времени, обусловленных явлением остаточного намагничивания сердечников контакторов.
5. Рекомендации по построению системы автоматического регулирования компенсации емкостных токов замыкания на землюПроведенный в работе анализ опыта применения автоматических регуляторов индуктивности ДГР позволяет сделать принципиальный вывод о том, что построение САРК должно начинаться с реконструкции схемы управления электроприводом регулирования индуктивности ДГР в части придания электроприводу плавности пуска (без перегруза по току и механических ударов в редукторе) и гарантированного, достаточно малого времени останова. Следует еще раз подчеркнуть, что только при наличии указанных характеристик электропривода можно рассчитывать на надежное и долговременное функционирование САРК при любых принципах формирования сигнала управления.
6. Литература