Возврат на главную страницу----------------->
Электронная библиотека Вузовская научная конференция по Философии науки 2008 год ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Доклад на тему: „Вернадский В.И. – основатель и первый президент Украинской Академии Наук”Докладчик: Нафтулин И.В., магистрант.Руководитель: проф. каф. "Философии и Религоведения" Алексеева Людмила Афанасьевна Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного образа мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следовать по хорошо освоенным и знакомым дорогам были свойственны человеку во все века и как будто заданы ему от рождения. На самом деле шаги в сторону от накатанного пути были неизбежны. Сначала очень медленно, затем с каждым веком все быстрее изменялся привычный людям реальный мир. И в конце концов рано или поздно приходил момент истины — признания этих изменений, понимание необходимости переосмысления сущего, перестройки взглядов на мир. К числу великих сынов Земли, сумевших первыми увидеть и осознать новые, неизвестные до этого людям явления в ее историческом развитии, должно быть по праву отнесено и имя Владимира Ивановича Вернадского. Он родился всего через два года после отмены крепостного права в России. Пережил три революции в России и две мировые войны. Его называют Ломоносовым XX века. Он был основоположником геохимии, космохимии, биогеохимии, генетической минералогии; внес огромный вклад в кристаллографию, почвоведение, гидрохимию, метеоритику. Вернадскому не только было суждено влиять на развитие современной ему цивилизации, обладая вполне заслуженно полномочиями организатора советской науки, но, и суждено оказывать всё возрастающее влияние на грядущие поколения благодаря провидческим идеям и концепциям. Союз науки и философии - это было для него не пустым звуком, это было делом всей его жизни, это было его призванием. Род Вернадских связан с Украиной. Истоки рода по отцовской линии уходят в середину 17 века, когда литовский шляхтич Верна боролся против Польши на стороне Богдана Хмельницкого. В середине 19 века после походов Суворова дед В.И.Вернадского — Василий Иванович поселился в Киеве. Здесь же родились отец В.И.Вернадского — Иван Васильевич (1821–1884 гг.) и мать Анна Петровна (урожденная Константинович) (р. 1837 г.). Иван Васильевич окончил философский факультет Киевского университета, в 1849 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором Киевского университета. Переехав в Москву, а позднее — в Петербург, Иван Васильевич занимался анализом экономических проблем и изданием экономических журналов, преподавал в Московском и Петербургском университетах. 12 марта 1863 г. в Петербурге у Вернадских рождается сын Владимир. В 1868 г. в связи с болезнью Ивана Васильевича семья переехала в Харьков. В 1873 г. Володя поступил в Харьковскую гимназию, а после первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию. В 1876 г. Вернадские возвратились в Петербург. В 1881 г, после окончания гимназии, Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Здесь преподавали в те годы Д. И. Менделеев, А. Н. Бекетов, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров. Передовые отечественные ученые учили своих питомцев не только научным истинам, но и воспитывали высокие гражданские чувства. 1882 г. Вернадский записал в дневнике: «Моя цель — познание всего, что возможно человеку в настоящее время сообразно силам и времени. Я хочу, однако, увеличить хоть отчасти, запас сведений, улучшающих хоть немного состояние человека» [2, стр. 5]. А по окончании университета в 1885 году Вернадский был оставлен при нем хранителем минералогического кабинета. В 1890 г. Вернадский перешел на работу в Московский университет в качестве приват-доцента и и. о. хранителя минералогического кабинета; в должности хранителя он утверждается в 1892 г. 27 октября 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита Вернадским магистерской диссертации, посвященной проблемам строения соединений кремния; а в 1897 г. он успешно защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам кристаллографии. В 1898 г. он утверждается в должности экстраординарного профессора. Б. Л. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности В. И. Вернадского с 1890 по 1911 г. в Москве, это — один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы он создал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский минералогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных химических соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Он начинает заниматься проблемами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии» [2, стр. 6]. Маршруты научных летних командировок Вернадского очень разнообразны: Скандинавия, Франция, Ирландия, Англия, Италия, Греция. Он организует минералогические экскурсии на Урал. 1911 год - начало переломного периода в жизни Вернадского. Статья его "1911 год в истории русской умственной культуры" доносит до нас глубину кризиса, охватившего высшую школу, куда "произвольно являлась полиция и распоряжалась по своему усмотрению" [3, стр. 31]. В знак протеста против произвола властей почти треть состава преподавателей покидает стены Московского университета во главе с ректором А.А.Мануйловым. Вернадский переезжает в Петербург. Несколько лет пристального внимания к исследованиям радия, обращение к этой теме завершаются блистательным докладом "Радиоактивные руды в земной коре" на 2-м съезде деятелей практической геологии. 1912 год - Вернадский избран ординарным академиком Академии наук по минералогии, 1913 год - выступает с программной статьёй "Письма о высшем образовании в России" ("Вестник воспитания", № 5), 1914 год - назначен директором Минералогического и Геологического музея АН. Всё рассказанное выше - убедительное свидетельство закономерного восхождения Вернадского к роли ведущего организатора советской науки, которую ему предстояло играть с 1917 года и почти до самых последних дней жизни. Первая мировая война показала малую изученность минерально-сырьевой базы России. Была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил страны — КЕПС, в структуре которой было 16 институтов. Активное участие в деятельности КЕПС принимал В.И.Вернадский. Наибольший размах КЕПС получила в первые 3 года своего существования, а к началу 30-х годов иссякла. 1916 год — переломный в научной судьбе В.И. Вернадского. Он интенсивно работает над учением о живом веществе, возникают очертания биогеохимии, новое биосферное мировоззрение. 19 мая 1918 г. Вернадский по приглашению группы украинских ученых во главе с историком Н. В. Василенко приехал из Полтавы в Киев для организации на Украине Академии наук. Ранее Вернадский занимался усовершенствованием академических учреждений в стране, улучшением постановки высшего образования в России, изучением опыта работы зарубежных академий, — поэтому его знания и опыт оказались как раз кстати при организации Академии наук на Украине. Владимиру Ивановичу пришлось председательствовать в трех комиссиях. Он занимался вопросами высшей школы, составлением устава академии, изъятием библиотек из помещичьих собраний, организацией Украинской центральной библиотеки. Комиссия по уставу закончила работу в октябре 1918 года. Вскоре состоялось первое общее собрание Украинской Академии наук. Президентом академии общее собрание избрало Вернадского. 18 июня Вернадский пишет в дневнике: «В эти дни шла интенсивная работа и мысли, и деятельности, особенно в связи с высшей школой и Академией наук. Я как-то чувствую, что все глубже и сильнее я охватываю всю эту область жизни и получаю возможность проявления в ней своей воли и своей мысли» [2, стр. 11]. 9 июля 1918 г. Вернадский выступил при открытии Комиссии по созданию Украинской Академии наук о проекте ее устава. Его исходная позиция передается в его словах: «Академия наук, создаваемая в XX веке, не может строиться по уставам и типам старых академий» [2, стр. 11]. Нужно было искать новые, прогрессивные формы работы. Бурное развитие естествознания во второй половине XIX в. оказало сильное влияние на жизнь академий. По мнению Вернадского, создаваемая на Украине Академия должна стать высшим, ведущим органом научной работы. Его появление продиктовано необходимостью быстрого развития производительных сил, подъема материальной и духовной культуры украинского народа. Вернадский считал, что Академия должна удовлетворять потребности народа: «Необходимо, чтобы будущая Академия была соединена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значение ее было ясно всему населению, всей Украине. Я придаю этой стороне жизни Академии огромное значение. Она должна в своей деятельности отзываться на все нужды и потребности населения, требующие научной помощи и научного освещения. Пульс ее жизни должен биться совместно с духовными и материальными запросами населения, поскольку этим вопросам может помочь научное знание и научная мысль» [2, стр. 12]. Устав предусматривал деление Украинской Академии наук на три отдела: первый — историко-филологических наук, второй — физико-математических наук и третий — социальных наук. Задачами первого отдела являлись научное изучение своего народа, его истории, языка, письменности и словесности, фольклора и быта, археологии, искусства и музыки, географии, природы, естественных богатств, экономических и социальных условий жизни и т. п. Задачами второго отдела было развитие естественных, математических, физических, химических наук. Задачами третьего отдела было развитие юридических и экономических наук, в том числе решение задач прикладного характера, связанных с экономикой Украины. Высшее положение в руководстве Украинской Академией наук отводилось Общему собранию. При нем предполагалось существование отдельных институтов и комиссий. 27 ноября 1918 г. состоялось первое организационное Общее собрание Украинской Академии наук, — на нем Вернадский был избран президентом Украинской Академии наук, а А. Е. Крымский — непременным секретарем. В первичном академическом составе было 8 академиков. В 1919 г. было избрано 26 академиков, в 1920 г. — 7 академиков, в 1921 г. — 6 академиков. Вернадский активно участвовал в выборах. Первоначально академия называлась Украинской Академией наук, в 1921 г. название было изменено на Всеукраинскую Академию наук, а с 1936 г. — Академия наук УССР. За неполный 1919 г. в трех отделах Академии были организованы 26 научно-исследовательских кафедр, 15 комиссий, несколько комитетов, зоологический кабинет, библиотека, основано три института. Вернадский писал: «Дружно и энергично пошла созидательная работа новой Академии наук. Планов было много. Мы чувствовали, что делаем большое дело как в жизни Украины, так и в жизни России. Я сейчас же начал создавать экспедиционную базу по геохимии и биохимии, на которой мы после приезда в Киев все время неуклонно работали» [2, стр. 13]. В различных лабораториях и институтах развертывалась интересная экспериментальная работа, о которой Вернадский писал: «Сейчас идет изучение флоры, фауны, минералогии Украины, сданы в печать работы о белом и сером угле Украины, заканчивается и частично сдана в печать работа по ее гидрологии, полезным ископаемым, строительным материалам, подготавливаются научные словари украинско-русский и русско-украинский, исторический словарь украинского языка, издаются памятники исторические и историко-юридические, организуются музеи и гербарии, изучаются свойства донецких углей и т. п. Работа находится в полном разгаре. Новый научный центр создан» [2, стр. 13]. По инициативе Вернадского была создана первая научная библиотека на Украине, получившая название Всенародной библиотеки Украины. Как президент Украинской Академии наук, Вернадский 22 июня 1919 г. принимал участие в обсуждении Декрета Совета народных комиссаров и Совета народного хозяйства о введении на территории Украины международной десятичной системы мер и весов. Оценивая роль Вернадского в создании АН УССР, Н. Г. Холодный писал: «Его огромные знания и широкий кругозор помогли успешно решить поставленную задачу. Пребывание Владимира Ивановича на Украине было непродолжительным, но его кратковременная работа оставила глубокий след в научной жизни этой части нашей великой страны. Украинская советская общественность всегда будет с благодарностью помнить, что первые камни в основании Академии наук были заложены руками В. И. Вернадского» [2, стр. 16]. В 1920 г. Вернадский решает хотя бы на время уехать из страны и пишет письма в Англию, в Британскую ассоциацию наук и Королевское общество. Но через несколько дней Владимир Иванович тяжело заболел тифом. После трех недель беспамятства болезнь начала уходить. Ясный, даже в болезни, мозг ученого работал. Наталья Егоровна делает под диктовку запись: «Главную часть мечтаний составляло, однако, мое построение моей жизни как научного работника, проведение в человечество новых идей и научной работы в связи с учением о живом веществе... Основной целью моей жизни рисовалась мне организация нового огромного института для изучения живого вещества и проведение его в жизнь, управление им. Этот институт, международный по своему характеру, по темам и по составу работников, должен был являться типом тех новых могучих учреждений для научной работы, которые в будущем должны совершенно изменить весь строй человеческой жизни, структуру человеческого общества» [2, стр. 8]. В конце 1921 — начале 1922 годов Владимир Иванович несмотря на проблемы с оборудованием и финансированием создает Радиевый институт. В это время он получает приглашение в Париж, для чтения лекций по геохимии. Командировка растянулась на три года. В 1926 году он возвращается из Франции с новыми замыслами. Вернадский уходит в создание новой науки — науки о живом веществе — он назвал ее биогеохимией. 1 октября 1928 года состоялось официальное открытие Биогеохимической лаборатории (Биогела). Вернадский в своем лице представлял всю Академию. Он предсказал научно-техническую революцию в начале XX в. Для своих современников он был кристаллографом, минералогом, радиогеологом, геохимиком. Сегодня мы знаем Вернадского преимущественно как основателя биогеохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере, философа и историка науки. Вернадский установил пространственно-временные особенности земных и космических явлений, влияющих на условия жизнедеятельности людей. Его учение стало основой ряда международных научно-исследовательских программ. Труды Вернадского стали краеугольным камнем современного естествознания и тех наук, которые занимаются различными аспектами взаимодействия человека и природы. На сегодняшний день Национальная Академия Наук Украины (НАНУ) — это крупная интеллектуальная организация. 2008 год юбилейный для НАНУ— в ноябре она будет отмечать свое 90-летие. Стоит отметить, что распад СССР и, можно сказать, внезапное изменение общественных отношений в сторону либерализации производства и (слишком) свободного рынка и последовавший за этим практически полный уход государства из многих областей хозяйственной деятельности привели к исключительно сильному ослаблению украинской науки, которое, к большому сожалению, невозможно отрицать. Прежде всего почти исчезли отраслевая наука и центры ее сосредоточения — прикладные НИИ, которые зачастую обслуживали целые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Однако приобретение Украиной независимости не привело к автоматической ликвидации НАНУ, как это случилось с отраслевыми институтами. Наоборот, под руководством Президиума НАНУ и ее многоопытного президента Бориса Евгеньевича Патона Академия наук УССР приобрела статус национальной. Помогла и ее региональная структура, устранившая опасную для страны чрезмерную концентрацию науки в одном-двух городах. Это служило дополнительным иммунитетом против разрушительных тенденций переходного периода, по отношению к которым наука в регионах оказалась более устойчивой. Несомненно, сейчас НАНУ прошла опасный для своего существования период, выжила и привыкает к работе в изменившихся для нее внешних условиях, далеко не все из которых легко принять. Период выживания НАНУ закончился, но окончательная стратегия наиболее оптимального и полезного для Украины ее функционирования, по-видимому, только начинает вырабатываться. У нашей науки две основные беды: — слабое финансирование и текучесть квалифицированных кадров. При этом второе есть прямое следствие первого. Можно предлагать много путей реформирования, но любой из них так или иначе сталкивается с неоднократно озвучивавшейся банальной проблемой прозаического дефицита средств, выделяемых на научные исследования. Вывод напрашивается сам: необходимо выровнять условия жизни и работы для ученых в Украине и за рубежом. Можно выразиться и несколько проще: в условиях практически всеобщего и всемирного рынка другие страны элементарно перекупают наш интеллект, но используют его в своих интересах. Какой бы ни была научно-техническая политика Украины в ближайшие годы, наука в ней не может остаться похожей на советскую. Академик НАНУ Владимир Локтев говорит: «Мы просто не в состоянии вести исследования по всему научному фронту, как это по существу было раньше. Особая задача НАНУ в настоящее время состоит в тщательном отборе научных направлений, в которых мы действительно имеем общепризнанные и конкурентоспособные на мировом уровне научные школы, являемся или можем быть среди лидеров. Именно такие направления следует избирательно поддерживать, что, на мой взгляд, отвечает оптимальному пути развития науки в условиях ее ограниченного финансировании. При этом надо помнить: сколько бы мы ни вкладывали в развитие того или иного направления либо науки вообще, все останется напрасным, коль скоро будет отсутствовать ее пополнение талантливыми, энергичными кадрами» [6, стр. 22]. Каково же будущее науки в нашей стране? Ответ на этот вопрос прямо зависит от ее экономического и политического развития. Ведь развитие науки и образования не только залог высокого (и относительно дешевого) качества жизни, обеспечения обороноспособности, здравоохранения, хорошей экологии, но и элемент приращения новых знаний, а значит — обогащения общечеловеческой культуры. Литература
|