Возврат на главную страницу----------------->
Электронная библиотекаМАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ В НИХ ДЕФЕКТОВПолковниченко Д.В., к.т.н., асс. Существующие методы диагностики технического состояния электродвигателей оказываются малоэффективными для применения на работающей машине и не могут предупреждать о возникновении дефектов на ранней стадии их возникновения. Главная трудность в решении данной задачи заключается в том, что пока недостаточно исследованы от-дельные неисправности электрических машин на предмет получения диагностической информации и не определены специальные информативные параметры или признаки (диагностические параметры), характеризующие изменение величин и характеристик электромагнитного, вибрационного и акустического процессов их функ-ционирования при возникновении соответствующих неисправностей [1]. На основании анализа повреждений электродвигателей, а также по результатам экспериментальных исследований [2], был сделан вывод об универсальности использования в качестве диагностического параметра тока обратной последовательности (ОП). Его универсальность заключается в том, что возникновение практически любого дефекта приводит к изменению тока ОП. Для проверки сделанных заключений и получения зависимостей тока ОП от степени развития дефектов были проведены исследования установившихся режимов работы асинхронных электродвигателей (АД) с корот-козамкнутым ротором (КЗР) на математической модели. Одной из задач исследований был выбор математических моделей АД для определения пороговых значений диагностических параметров при возникновении различных видов дефектов и проверка степени их адекватности, т.к. от этого в большой степени зависит достоверность оценки технического состояния электродвигателя. Для исследования установившихся режимов работы АД при наличии поврежденных стержней КЗР была использована математическая модель [3] для расчета мгновенных значений токов и напряжений, составленная на основе полных дифференциальных уравнений в фазных координатах статора (a, b, c) и в фазных координа-тах ротора (1, 2, ..., n) с учетом того, что глубокопазный ротор представлен в виде эквивалентного двухклеточного. При этом количество фаз в обмотке ротора равняется числу короткозамкнутых стержней ротора. Отличи-тельной особенностью данной модели является то, что она может быть применена для глубокопазных АД с учетом явления вытеснения тока в роторе. Исходными данными для математического моделирования являются параметры двухконтурной схемы замещения АД, расчет которых производится по каталожным данным АД в соответствии с методикой, приведенной в работе [4]. На основании исследований, проведенных для АД различных типов и с различными конструктивными особенностями, были получены обобщенные зависимости коэффициента ОП по току (относительное содержание тока ОП в токе статора) при обрыве одного стержня от количества пазов КЗР для АД различного конструктивного исполнения в номинальном режиме работы (рис.1). Расчеты для различных коэффициентов загрузки АД (0,5-1,0) показали, что величина коэффициента ОП по току K2I примерно прямо пропорциональна коэффициенту загрузки АД Кзагр Известно, что при обрыве стержня КЗР происходит снижение потребляемой активной мощности АД и одновременно уменьшается частота вращения ротора, т.е. увеличивается скольжение АД. Таким образом, целесообразным является использование в качестве диагностического параметра отношения активной мощности на валу АД к скольжению P/S. Анализ полученных зависимостей отношения P/S от количества оборванных стержней КЗР при различ-ных коэффициентах загрузки АД показал, что величина отношения P/S при обрыве одного стержня с достаточ-ной степенью точности может рассчитываться по выражению где Р, Рном - соответственно расчетная и номинальная мощности АД; S, Sрасч - соответственно расчетное и номинальное скольжение АД; Z2 - число пазов КЗР. Таким образом, проведенные исследования показали, что коэффициент ОП по току и отношение P/S обладают хорошей информативностью при диагностировании технического состояния КЗР. Диагноз "обрыв стержня КЗР" ставится в случае превышения диагностическими параметрами своих пороговых значений. При этом частота тока ОП является функцией скольжения S и определяется по выражению [5] Для исследования зависимости диагностических параметров в рабочем режиме АД при наличии витко-вых замыканий в обмотке статора использовалась модель, описание которой приведено в работе [6]. Модель основана на определении собственных и взаимных индуктивностей контуров обмотки статора. Это связано с тем, что при замыкании небольшого числа витков обе части обмотки статора расположены в одних и тех же пазах, поэтому их взаимоиндукция велика. Индуктивность замкнутых витков мала, и при относительно небольшом токе в остальной части обмотки ток в поврежденных витках может достичь больших значений. Исследования, проведенные на математической модели для АД различной мощности серий и типов ДАЗО2 16-го и 18-го габаритов, ДАЗО4, АТД2, АТД4, А и АЗ 12-го и 13-го габаритов, АВ и АВК, показали, что на начальной стадии развития виткового замыкания (т.е. в области действия системы диагностики) зависимость коэффициента ОП по току K2I от количества замкнувшихся витков с достаточной степенью точности может быть представлена кривой, приведенной на рис.2. Заключение о возникновении виткового замыкания в обмотке статора делается в случае увеличения тока ОП и одновременного увеличения фазных токов АД. При этом ток в поврежденной фазе увеличивается значительно больше, чем в "здоровых" фазах, а частота тока ОП равна частоте питающего напряжения. Обрыв параллельных ветвей обмотки статора также приводит к появлению тока ОП. При расчете обры-вов параллельных ветвей обмотки статора приняты следующие допущения:
В результате проведенных расчетов была получена система из трех уравнений, где неизвестными являются токи в параллельных ветвях фаз ,,: ,,- вектора питающих напряжений; w - угловая частота сети; М1 - взаимоиндуктивность между ветвями одной фазы; М2 - взаимоиндуктивность между ветвями разных фаз; m - число параллельных ветвей обмотки статора; na, nb, nc - число оборванных ветвей по фазам статора. По найденным из (1) токам в параллельных ветвях обмотки статора определяется величина тока ОП. На рис.3 приведены обобщенные зависимости коэффициента ОП по току K2I от количества оборванных параллельных ветвей обмотки статора для АД с различным числом таких ветвей (2, 3, 4). Сравнение результатов экспериментальных исследований [2] и математического моделирования установившихся режимов работы опытного АД при наличии в нем дефектов показало, что при обрыве стержней КЗР отклонение величины коэффициента ОП по току K2I не превышает 10,4 %, а отклонение отношения P/S - 6,8 %. Отклонение величины коэффициента ОП по току K2I при витковых замыканиях в обмотке статора не превышает 10 %. Полученные результаты подтверждают адекватность использованных математических моделей, а также возможность построения принципов диагностики с их использованием. Литература
|