ГЛАВНАЯ | РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОИСКА INTERNET |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ |
ССЫЛКИ | МАГИСТЕРСКАЯ
РАБОТА |
А.Л.Зайцева ст.препод. каф. ЭУАТ СЗТУ
Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
Для устойчивого экономического роста и развития субъекта хозяйствования любого уровня необходим хозяйственный механизм, построенный на системном взаимодействии инновационнообразующих факторов. Хозяйственный механизм представляет собой совокупность тех средств, с помощью которых можно достичь поставленной цели. Как правило, хозяйственный механизм включает правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, а также совокупность условий, стимулов, побудительных мотивов, объективно существующих в экономике и регулирующих поведение основных экономических агентов. Научно-производственная деятельность организации по своей экономической природе носит комплексный характер. Нововведения, являясь инструментом стратегического управления, затрагивают сферы текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, вызывают изменения во всех их областях, а также оказывают влияние на отдельные факторы микросреды. Коммерческая организация как открытая система, обменивающаяся ресурсами с микросредой, получает извне информационные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, использует их в своей деятельности и возвращает внешней среде конечный продукт в виде товаров, работ или услуг, а также оплаты за использованные ресурсы (в том числе доходов на вложенный капитал). Поступление и расходование ресурсов, направление их преобразования и прочие пути производственно-финансовых взаимоотношений с внешней средой регулируются системой управления организацией. В соответствии с общими корпоративными целями (главной из которых в теории финансового менеджмента принято считать увеличение благосостояния акционеров), система управления ставит и решает задачи по оптимизации взаимодействия с динамически меняющейся внешней средой и улучшению использования ресурсов. Решение этих задач зачастую требует изменения сложившихся процессов производства, сбыта и управления, т. е. инноваций. Соответственно можно выделить внешнюю и внутреннюю направленность нововведений (на улучшение взаимоотношений с внешней средой (рынками сбыта и закупок) и на улучшение использования ресурсов), а также внешние и внутренние причины нововведений.
К внешним факторам (стимулам) нововведений относят развитие технологий, действия конкурентов, предпочтения потребителей и инвесторов. К внутренним факторам, стимулирующим техническое и организационное развитие, можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно доходности инвестированного капитала и роста стоимости фирмы, выражающиеся в стремлении максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, как материальные, так и нематериальные (достигнутый маркетинговый потенциал, профессиональные качества работников, возможности совершенствования продуктов и технологий и т.д.). С точки зрения стратегического управления нововведения служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности. Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов (так называемых «рутин») или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации). Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности компании и достижение целей в долгосрочном периоде. В качестве факторов, определяющих успех научно-производственной деятельности предприятия, рассматриваются следующие компоненты:
1) стратегический подход (инновационная политика предприятия);
2) человеческий фактор (эффективная организационная структура и культура, максимальная отдача каждого специалиста);
3) использование профессиональных приемов управления;
4) ориентация на будущее;
5) эффективное освоение практического опыта.
Научно-производственный потенциал предприятия – это есть мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы стратегических технических и организационных изменений. В качестве компонентов научно-производственного потенциала предприятия следует определить стратегию, инновационную политику и цели фирмы, маркетинг и менеджмент, производственный и технологический уровень, финансовое состояние предприятия и др. Рассматривая факторы и условия, стимулирующие процессы технических и организационных изменений на предприятии, особое внимание следует уделить такому фактору как конкуренция и потенциал конкурентоспособности фирмы. Именно конкуренция является тем механизмом, который обеспечивает динамичное, техническое и организационное развитие фирмы, отрасли и экономики. Конкурентное преимущество фирмы складывается с учетом рыночных условий и эффективности самой фирмы. Важнейшим итогом технического и организационного развития российских промышленных предприятий за предыдущие годы стало экстенсивное освоение ряда управленческих инноваций, включая поиск маркетинговой информации в сети Интернет, компьютерные системы финансового анализа, бизнес-планирования и анализа маркетинговых данных. Вместе с тем эти новшества пока мало сказываются на повышении качества экономической работы и общем улучшении положения предприятий. Максимальную эффективность обеспечивает лишь освоение ISO 9000 и иных международных стандартов качества. Практически во всех отраслях промышленности выделилась группа успешных предприятий, характеризующихся позитивной экономической динамикой. Их доля колеблется от 20% в легкой промышленности до 37% в добывающих отраслях, причем более 2/3 находят пути к успеху на внутреннем рынке. В его основе лежит переориентация на наиболее платежеспособных потребителей путем поддержания нормального качества продукции. Но и успешные предприятия сталкиваются с рядом сложных проблем. Одной из важнейших является передача инноваций и обеспечение должного уровня качества по всей технологической и сбытовой «цепочке». Другая проблема - старение основных фондов в промышленности. Однако самой серьезной задачей остается расширение временного горизонта управления, без чего невозможно повысить конкурентоспособность продукции. Нестабильность институциональной среды затрудняет принятие руководителями даже успешных предприятий долгосрочной стратегии развития. И то, что «максимизация стоимости фирмы» замыкает список приоритетных целей руководителей всех предприятий, свидетельствует о том, что переход к современным моделям экономического развития будет крайне длительным. Как показало проведенное исследование процессов технических и организационных изменений на российских промышленных предприятиях, основными проблемами российских компаний являются следующие: устаревшее оборудование; невысокое качество технологических процессов; отказ от непрерывного обучения сотрудников; архаичные инновационные системы; неоптимальное использование производственных помещений. Поэтому внедрение инноваций по всем вышеперечисленным направлениям является необходимым условиям повышения качества и конкурентоспособности российских промышленных предприятий, как на внутренних, так и на внешних рынках. Разработка стратегии технического и организационного развития в современных условиях является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности предприятия. Поэтому, независимо от наличия специального подразделения по подготовке планов и проектов, абсолютно на каждом предприятии должна вестись работа по формированию стратегий технического и организационного развития. К понятию стратегии технического и организационного развития приближено понятие «операционная эффективность». Операционная эффективность заключается во внедрении передового опыта, непрерывном улучшении аналитических показателей, превышении мирового уровня качества, постоянных улучшениях в работе организации. Инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия. Следовательно, в рамках стратегического управления в качестве основного аспекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий предприятия, выступает инновационная политика. Инновационная политика предстает как фундамент построения общей стратегии компании, как базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании. Итак, инновационная политика связывает воедино все политики и стратегии предприятия и определяет место каждой из реализуемых на предприятии функций в общем процессе научно-производственной деятельности. Представляется, что взаимоувязка всех компонентов инновационной политики предприятия может быть представлены в виде следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь компонентов инновационной политики фирмы
Таким образом, инновационная политика предстает ядром – ключевым блоком в разработке стратегий предприятия на всех уровнях функциональных подразделений. В качестве одного из основных компонентов при разработке комплексной стратегии устойчивого развития фирмы выступает финансовая стратегия. На разработку стратегии технического и организационного развития большое влияние оказывает состояние научно-производственного потенциала фирмы (прежде всего, ее инновационные цели). Обобщая имеющийся научный опыт (Ж.-Ж. Ламбен, Е.А. Горбашко, Р.А. Фатхутдинов), мы предлагаем следующий подход к определению факторов стратегического успеха фирмы, которые необходимо учитывать при формировании конкурентной стратегии технического и организационного развития. Мы предлагаем рассматривать следующие цепочки:
1) высокое качество и эффективность - «внешняя» конкурентная инновационная стратегия - дифференциация и маркетинговое ноу-хау - внешнее конкурентное преимущество;
2) низкие издержки производства, превосходство менеджмента фирмы и товара - «внутренняя» конкурентная инновационная стратегия - кадровая политика, организационные и производственные ноу-хау - внутреннее конкурентное преимущество
(рис. 2).
Рис. 2. Компоненты инновационной стратегии предприятия
Для формирования стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). При решении проблемы повышения деловой активности предприятий ПЦП может быть представлен следующим образом. Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования стратегии технического и организационного развития предприятий и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней. Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении. В качестве критериев оценки целей научно-производственной деятельности промышленных предприятий выбираются два:
увеличение доли экспорта наукоемкой продукции;
увеличение доли современного импортозамещающего производства.
Литература:
г. Санкт-Петербург Кронштадтский р-он ул. Петровская д. 10 корп. 2 кв. 4