ГЛАВНАЯ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОИСКА
INTERNET
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
ССЫЛКИ МАГИСТЕРСКАЯ
РАБОТА

ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труды Крымской Академии Наук


В настоящее время стержнем большинства программ социально-экономического развития Украины, как и других стран Восточной Европы, является замена централизованного планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Объединение таких инициатив в единую программу является одной из первоочередных задач государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня необходимо вести очень большую организаторскую работу, которая предполагает содействие социально-экономической реконструкции, росту квалификации кадров, формированию социально-экономического контекста, при котором участие отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались бы стремлением удовлетворить собственные интересы [ 2, с.5].

С развитием рыночных отношений возрастает актуальность новых подходов в деле управления научно-техническим процессом. Необходимо найти решение, которое позволит организовать управление наукой так, чтобы переориентировать, приспособить уже существующие наработки научных коллективов для подъема производства[ 3, с.81].

Из истории послевоенного периода известно, что государственные органы промышленно развитых стран стремились содействовать ускорению научно-технического прогресса и, в первую очередь, использовать эти результаты во всех отраслях экономики. Именно тогда в США родилось самостоятельное направление государственной политики - "инновационная политика", призванная целенаправленно стимулировать нововведения (инновации). К слову, у истоков инновационной теории экономического развития стоял выдающийся украинский ученый, первый министр финансов Украинской Народной Республики Михаил Туган-Барановский, который на основе проведенного анализа сделал революционный вывод, противоречивший закону свободного рынка - не потребление и спрос управляют производством, а именно производство управляет потреблением, и это происходит из-за накопления капитала и его инвестирования в новые технологии и производства [4].

Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные[5].

Отсюда основными типами инновационной деятельности являются [4]:

Следует особо подчеркнуть две важнейшие характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера [6].

Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.

Механизм создания и распространения нововведений, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований, разнообразные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований, максимальное стимулирование инновационного предпринимательства и его поддержку. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, неизбежно влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности [7, с.21].

В современном развитом, экономически независимом государстве научно-техническая политика приобретает черты стратегии всеобщего развития, подчиняя себе структурную и инвестиционную политику, с ориентацией экономической политики на формирование инновационной модели развития, когда рост эффективности общественного производства достигается за счет роста знаний [6, стр.21].

Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной быстро реагировать на неожиданные ситуации, поддерживать в том числе сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Иными словами, есть понимание того, что конкурентоспособность страны - это ее способность генерировать и быстро осваивать инновации.

Для успешного выстраивания цепочки "идея - разработка - производство - сбыт" в процессе инновационной деятельности важно:

Одним из условий решения этих задач и успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведении и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса [3, с.81].

Инновационное развитие стран идет по пути создания инновационных структур. Около 200 инновационно-технологических центров насчитывается сегодня в Германии. В Китае, где уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, создано 52 технопарка, в каждом из которых функционируют до трех инновационных центров, создающих все условия для первоначальной поддержки инновационного предпринимательства [8 ]. Под технопарком понимается организация, имеющая тесные связи с одним или несколькими вузами, научно-исследовательскими институтами или центрами и осуществляющая на соответствующей территории формирование современной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий, ускорения передачи технологий на рынок научно-технической продукции.

Предпринимательство, как процесс, включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием [20]. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие.

Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия - поиск новой идеи.

При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес классификация Питера Дракера, который выделяет семь источников инновационных идей:

По мнению П.Дракера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических преобразований.

Значение технопарков и иных инновационных структур особенно велико для государств бывшего Советского Союза, где существовавший экономический уклад не способствовал формированию национальной инновационной способности, то есть способности распространять новации в масштабе всей экономики и других сфер деятельности. В силу этого между наукой и производством образовался "тромб", который перекрыл поток технологий, полученных на основе реализации научных идей и достижений[9, с.14].

Инновационная триада - изобретение, нововведение, распространение - существовала всегда. Но отечественные ученые практически никогда не сталкивались с необходимостью продажи и распространения своих разработок - за них это делали государственные структуры. Сегодня этим достаточно сложным процессом должен заниматься либо сам ученый, либо кто-то иной, кто сможет это сделать на современном уровне, т.е. новая инновационная структура. Инновационная структура - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, созданная в соответствии с действующим законодательством, либо группа юридических и физических лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности, ориентированная на создание и распространение наукоемкой конкурентоспособной продукции. Она-то и призвана ликвидировать пресловутый "тромб".

На территории СНГ инновационные структуры начали создаваться в начале 90-х гг. в России, Беларуси, Узбекистане, Казахстане, Киргизии. Позитивным можно считать опыт организации инновационной деятельности в Российской Федерации на примере Ассоциации "Технопарк", которая была образована в 1990 г. для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов. Ассоциация является некоммерческой общественной организацией, объединяющей на добровольных началах трудовые коллективы и специалистов научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса, инновационных центров, научных и учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений, занимающихся вопросами инновационной деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности ассоциации является подготовка кадров для технопарков, инкубаторов бизнеса, малых инновационных предприятий и фирм.

Как международная организация, ассоциация объединяет свыше 90 российских и зарубежных членов (из Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана). Среди деловых партнеров ассоциации - Ассоциация научных парков США и Канады, Национальная ассоциация инкубаторов бизнеса США, Ассоциация технопарков Германии, Международная ассоциация научных парков и др.). Зарубежные партнеры оказывают большую помощь в подготовке кадров. При их поддержке и участии в течение шести лет (3-4 раза в год) проводятся семинары, направленные на решение теоретических и практических задач становления технопарков. С 1993 г. реализуется Международный проект "Подготовка команд менеджеров и преподавателей-консультантов для российских технопарков и малых инновационных фирм". В рамках данного проекта подготовлено около 100 специалистов для 8 технопарков.

Одним из основных направлений деятельности Ассоциации "Технопарк" является разработка научно-методических основ создания и функционирования технопарков. За пятилетний период (1990-1995 г.г.) была сформулирована и отработана на практике концепция становления технопарковых и иных инновационных структур на территории России и в странах СНГ. Этот период характеризуется прежде всего переходом от полного непонимания в стране и в обществе сущности технопарка до формирования и практической реализации национальной концепции создания и развития технопаркового движения в России.

Прямым подтверждением реальности концепции и выбранной стратегии ее реализации является создание на территории России и стран СНГ около 60 технопарков. Большинство технопарков создано в системе высшей школы, так как именно в ней в 1989 г. зародилась инициатива их создания в России. В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры.

Учредителям российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. Число учредителей колеблется от 2 до 21.

Российские технопарки организованы как акционерные общества открытого (17,9%) или закрытого (46,4%) типа, общества с ограниченной ответственностью (25%). В остальных случаях используются такие организационные формы как государственное предприятие, некоммерческая хозяйственная организация

В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий, связанных с предпринимательством в научно-технической сфере; действует около 200 малых предприятий сервисного назначения. Российские технопарки, объединенные в Ассоциацию "Технопарк", производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, энергетики, информатики, здравоохранения и образования. Основными потребителями продукции и услуг технопарков являются государственные предприятия (22%), частный сектор (17%), высшие учебные заведения (14,6%), зарубежные потребители (14,6%).

В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Томская, Саратовская, Самарская, Тюменская области, Республики Башкортостан, Татарстан и др.) крупные региональные технопарки играют значительную роль в формировании территориальной инновационной системы.

Группа технопарков - лидеров получила признание не только в России, но и за рубежом: Томский международный деловой центр "Технопарк", Уфимский "Башкортостан", научный парк МГУ, Зеленоградский научно-технологический парк "Авиатехнокон" и др. [ 9, с.11].

Примечательно, что в последнее время основным постулатом государственной политики Украины в сфере реформирования экономики является то, что научно-технический прогресс представляет собой важнейший фактор развития общества, его духовного и интеллектуального роста. Особенно важное значение придается созданию благоприятного инновационного климата. Кроме собственно финансирования, это и целенаправленное развитие высшего образования, проведение соответствующей налоговой, амортизационной, кредитно-денежной политики, введение антимонопольных правил, поддержка и развитие государственной системы научно-технической информации, стандартов, проведение патентно-лицензионной работы.

Поддерживая конкуренцию и предпринимательство в научно-технической сфере, государство постепенно идет к созданию и планомерному развитию цивилизованного рынка научно-технической продукции. При этом осуществляется поиск решений ряда проблем эффективного использования научно-технических результатов для реанимации общественного производства и удовлетворения жизненных потребностей граждан[12,с.8].

Одной из таких проблем является активное вовлечение в сферу инновационных процессов научно-технического потенциала городов и регионов Украины, в том числе и на основе создания на их территории технопарков (агротехнопарков, инновационных парков, рекреационных парков, научно-исследовательских парков) и других локальных инновационных структур (инновационных и технологических инкубаторов; технологических, территориальных, научно-производственных центров; технополисов, курортополисов, а также инновационных венчурных фондов и консалтинговых фирм). Иными словами, речь идет о создании инфраструктуры инновационной деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, создания развитой сети малого инновационного предпринимательства.

Инновационные структуры станут эффективным механизмом решения вышеназванных проблем, если они будут иметь общерегиональное значение и их деятельность будет ощущать целый регион или город. А это значит, что инновационная структура должна быть детищем не одного вуза, а всех субъектов, от которых зависит судьба региона. Инновационная структура - это совместное предприятие, в создании которого принимают участие, кроме ученых, промышленники и предприниматели, региональные и местные органы государственного управления, финансовые институты, общественные и иные организации.

Первым в Украине стал экономико-технологический эксперимент по созданию территориального инновационного центра агропромышленной направленности в Бродовском районе Львовской области, проведенный по Указу Президента Украины в 1994 г. [9, с.97]. В сентябре 1995 г. подписано постановление Кабинета Министров Украины "О создании в Киеве инновационного технологического центра "Мотор- технология". В марте 1996 г. по решению исполкома Киевского горсовета создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор [ 11 ].

Начало формированию нормативной базы инновационной деятельности в Украине положило Распоряжение Президента Украины от 23 января 1996 г. "Вопросы создания технопарков и инновационных структур других типов" N 17/96-рп, за которым последовали Постановления Кабинета Министров от 29 апреля 1996 г. "О межведомственном совете по координации деятельности создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов" N 471, от 22 мая 1996 г. "Об утверждении Положения о порядке создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов", N 549 от 4 марта 1997г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Украины N 471 от 22 мая 1996 г."

Большую организаторскую и методическую работу по становлению в Украине инновационной деятельности проводит Министерство Украины по делам науки и технологий Украины. В частности, последовательно отстаивая требование времени о льготном налогообложении научно-технической деятельности, министерством инициировано внесение изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 г. N 283/97-вр, согласно которому (ст.7 пункт 7.14) продукция инновационных центров, зарегистрированных в Государственном реестре инновационных структур, по представлению Межведомственного Совета облагается половинной ставкой от действующей сроком на три года. Это положение вступает в силу после принятия Закона об инновационной деятельности, рассмотрение которого в Верховной Раде Украины также инициирует Миннауки.

Тем не менее, даже до принятия этого Закона в целом, по Украине идет интенсивный процесс создания инновационных структур. Создаются и разворачивают свою деятельность такие структуры в Киеве, Донецке, Львове, Днепропетровске, Харькове, Запорожье, Одессе, Трускавце и других городах.

Есть все предпосылки для создания инновационных структур и в Крыму. Мощный научный потенциал республики, наличие высокотехнологичных производств и квалифицированных кадров, источников минеральных ресурсов и развитая инфраструктура связи и транспорта, близость к восточным рынкам, уникальные климатические условия потенциально способствуют этому. К благоприятным предпосылкам следует отнести и то, что в Украине и в Крыму уже произошло накопление капитала в отдельных негосударственных структурах, и к Крыму проявляют интерес зарубежные предприниматели и финансисты. Важную роль в развитии инновационной деятельности должны сыграть и зарождающиеся на Украине различные финансово-промышленные группы.

Все это вместе взятое может и должно быть востребовано для развития инновационной деятельности в Крыму, направленной на решение приоритетных социально-экономических задач региона. Вопросы развития инновационной деятельности рассматриваются в Совете Министров Автономной Республики Крым как важнейшие. В декабре 1998 г. им, совместно с Крымской Академией наук, проведено республиканское научно-практическое совещание по этому вопросу. Издано Распоряжение Правительства Автономной Республики Крым N 46-р от 31 января 1997 г. "О проведении работ по энергосбережению и развитию инновационной деятельности в Крыму", результатом реализации которого стала разработка двух программ: "Комплексная программа энергосбережения в Автономной Республике Крым" и "Программа развития инновационной деятельности в Крыму".

В рамках договора о сотрудничестве между Национальной Академией наук Украины, Министерством Украины по делам науки и технологий и Советом министров Автономной Республики Крым разработана программа работ, в которой первостепенное значение отводится реализации в Крыму инновационных проектов.

Инновационный процесс должен являться объектом планирования и управления. Каждая инновация должна, в конечном счете, обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт.

В сегодняшних условиях процесс востребования инноваций, их развития и воплощения в жизнь сталкивается со множеством препятствий. Это и дефицит собственных средств у субъектов инновационной деятельности, и неприемлемые условия предоставления инвестиций и кредитов, отсутствие законодательных гарантий инвестиций и жесткая налоговая и таможенная политика, правовая неопределенность интеллектуальной собственности и низкий уровень маркетинга. Помочь в преодолении этих препятствий безусловно должно государство. А поскольку одновременно всем помочь невозможно, избирательный вектор должен основываться на главном - инновация должна решать или способствовать решению приоритетных проблем, вытекающих из республиканской Комплексной долгосрочной программы социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым.

При всей сложности финансирования инновационного процесса в целом, очень узким местом является предпроектное финансирование инновационных разработок (составление ТЭО и бизнес-планов), поиск средств на которое, опять-таки, без участия государственных структур маловероятен. Причем, говоря о непосредственном государственном участии, речь должна идти, прежде всего, о формах стимулирования, а уже потом о частичной оплате выполняемых работ. Для этого, в частности, необходимо уже существующим структурам по поддержке инноваций придать больше гибкости. Должны быть разработаны критерии привлекательности финансирования этих процессов и создания венчурных компаний, в первую очередь, для местных внебюджетных источников. Инновационная структура должна иметь финансовую возможность поддержки начинающих предпринимателей в научно-технической сфере.

Исходя из понимания того, что инновационная система не может полностью находиться в руках государства, и в то же время экономические механизмы инноваций не могут являться чисто рыночными, следует подумать и о технологии управления и сопровождения инноваций, о критериях отбора претендентов в инновационную структуру, о создании инновационного аудита и маркетинговых центров, а также рассмотреть вопрос о подготовке специалистов в сфере трансферта технологий.

Необходимо значительно повысить оплату труда в отрасли научного обслуживания, удерживая ее на уровне средней зарплаты в промышленности. Настало время разработать концепцию, правовой и экономический механизм поддержки развития региональных научно-технических исследований [13, с. 142-143].