Биография | Библиотека | Автореферат | Отчет о поиске | Ссылки |
Вязание крючком и спицами — вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.
В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э. В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесенные учеными к III—IV в. н. э. Они уже учитывали форму обуви — большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Позже, в IX—XI вв.н.э. искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами.
В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесенный археологами к 79 г. н. э. Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III в. н. э. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.
Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока датируются IV-V вв. н.э. и свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.
Триумфальное шествие по Европе трикотаж начинает примерно в IX в. н.э. Вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь очень состоятельным людям. Мастера Испании в XVI в. достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, Английский король Генрих VIII был счастлив - воистину королевский подарок! А шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованию королевского сапожника…
В XV—XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и становится популярным знаменитый шотландский головной убор – вязанный берет. Изделия, как правило, выполняют из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно. А ведь арабы еще пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!
Интересно, что на протяжении длительного времени, вязанием в Европе занимались именно мужчины, а не женщины.
В 1589 г. гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел первую вязальную машину. Английской королеве Елизавете I изобретение не понравилась — чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых. Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г.Руане открыл первую механическую трикотажную мастерскую.
В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешевые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы.
Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем больше ценилась ручная работа.
Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи. В Швеции, в Северном музее Стокгольма и в Историческом музее Гетеборга, хранятся два ценнейших экспоната — вязаные кофты ХVII века.
Еще в 30-40-e годы ХХ в. наши бабушки вязали крючком также, как в старину – из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением.
Современные женщины предпочитают работать с менее трудоемким материалом – с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объемных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба – кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы, пончо.
Да и вещи для домашнего интерьера – пледы, диванные подушки, игрушки – получаются яркими, красивыми и приятными в обращении.
Для летних и ажурных изделий (топов, маек, накидок, болеро, салфеток, скатертей, занавесок) в наше время, как и раньше, используют льняные и хлопчатобумажные нити, но гораздо толще, чем те, из которых вязали наши бабушки и прабабушки в свое неторопливое время. Из тонких нитей вяжут лишь особо изысканные украшения – воротнички, жабо, брошки.
Головные уборы – особые изделия. В отличие от платьев, костюмов и кофточек, нередко скрытых под верхней одеждой, они всегда на виду.
Шапочки, шарфы и перчатки – наиболее актуальное и очень выразительное дополнение к одежде в любое время года. В зависимости от назначения и фасона для их изготовления используют самую разнообразную пряжу.
Иногда чтобы подчеркнуть свой стиль, добавить изюминку в образ и внести разнообразие в гардероб, бывает достаточно создать всего несколько оригинальных вещей. Немного кружев, ажурный воротничок, шаль — и одежда выглядит более изящно, элегантно и женственно. Проявив немного фантазии можно очень удачно «вписать» моду в свой гардероб и «оживить» старые вещи, потратив на это минимум времени!
В современных работах широко используется смешение стилей, узоров, сочетания различных нитей, техник работы спицами и крючком. Большинство узоров сами по себе не новы, но их комбинаций может быть бесконечное множество, а творческая мысль позволяет создавать все новые и новые формы.
И все же очень важно соблюдать чувством меры — каждый элемент должен соответствовать замыслу и гармонировать с остальными, чтобы ваши модели не выглядели безвкусно.
В вязании все очень просто. Самое главное – это терпение, внимание и аккуратность, как и в любой другой работе. Правда, иногда бывает так, что эффектно выглядящая на картинке вещь, тщательно связанная по предложенному образцу на вас совсем не смотрится. Причины бывают разные:
- ошибка при выборе узора (очень крупный рельефный узор или широкие горизонтальные полосы не всегда подходят полненьким людям, особенно небольшого роста, а широкие вертикальные полосы могут излишне удлинить рост высокого худого человека);
- не учтено сочетание различных нитей или цветов (различные нити в одном изделие должны иметь одинаковые характеристики – фактуру, растяжение, усадку; следует помнить, что черный цвет «съедает» рисунок - делает его невыразительным, а использование нескольких насыщенных контрастных цветов в определенной пропорции может «раздробить» изделие, лишая гармонии);
- ошибка при расчете (не стоит вязать «на глазок» или по стандартным расчетам – даже при небольшом несоответствии вашим реальным размерам изделие может получиться великоватым или тесноватым и будет выглядеть «с чужого плеча», всегда учитывайте припуск на свободное облегание);
- детали, связаны очень аккуратно, а вот изделие обработано не качественно (сборка и отделка готового изделия требует такого же внимания и тщательности как и вязание);
- не учтены мотивы узоров (вначале работы тщательно разберите желаемый узор и убедитесь, что выбранные вами нитки подходят, схема понята правильно, а ваше мастерство позволяет технически вы полнить вязание);
- нехватка ниток (даже одинаковые нитки из равных партий товара могут немного отличаться по плотности и цвету, поэтому необходимо заранее позаботиться о достаточном их количестве, а не надеяться потом докупить).
Не спешите! Прежде чем начать работу, продумайте, какого цвета должно быть изделие и какие нитки подходят для данного изделия. Старайтесь сразу учесть все нюансы, чтобы потом не перевязывать готовую работу. К тому же некоторые виды современной пряжи перевязывать просто нельзя. Качество вязаных изделий и производительность нашего труда во многом зависит от правильного выбора пряжи, инструментов и приспособлений, поэтому давайте уделим выбору особое внимание.
Крючки бывают металлические, деревянные, костяные и пластмассовые. Они различаются по длине: короткие (12—15 см) - для обычного вязания, и длинные (20—40см) - для тунисского.
Для работы очень важна толщина крючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм И отражается номером, соответствующим толщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а № 5 — соответственно 5 мм.
Деревянными крючками вяжут изделия из очень толстой, мягкой и эластичной пряжи. О грубые жесткие нитки они легко ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. При вязании большого изделия – костюма или покрывала – из-за стачивания постепенно уменьшается размер петель, по сравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом. Тонкие алюминиевые крючки гнутся, а когда стирается защитное покрытие, пачкают руки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой – их удобно держать в руке. Можно использовать крючки с плоской частью стержня в 3-4 см от головки – опоры для большого и среднего пальца.
Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным. Иногда вместо длинного стержня для тунисского вязания используют капроновый тросик.
Для вязания тесьмы или прошвы в сочетании с крючком используют специальные приспособления – «вилки» и палочки.
Очень важно проследить, чтобы выбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка крючка великовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться за пряжу, плохо протаскивать петли при вязании и травмировать палец.
Конечно, недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске — но при этом наверно повредится покрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.
И самое важное правило: при выборе инструмента необходимо помнить, что диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстый крючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нити толстым крючком, или тонкие нити тонким, вы получите плотное однородное вязание.
Фактура полотна, связанного крючком, из-за своеобразного переплетения нитей и плотности мало растягивается. Эти свойства позволяют широко применять в работе не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. Для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4-6 мм. После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте.
ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Биография | Библиотека | Автореферат | Отчет о поиске | Ссылки |