Изобретение относится к трубопроводной арматуре.
Цель изобретения — повышение надежности работы путем обеспечения плавного безударного закрытия обратного клапана.
На фиг. 1 изображен обратный клапан, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез А – А на фиг. 1 с видом на вал, связанный с демпфером; на фиг. 3 – 6 — вид на запорный узел обратного клапана в различных стадиях закрытия.
Обратный клапан содержит корпус 1 с проходными патрубками 2 и седлом 3.
Диск 5 большего диаметра имеет центральное проходное отверстие 7, перекрываемое диском 6 малого диаметра. Диски 5 и 6 соединены рычагами 8 и 9 с поворотным валом 10, причем диск 5 большего диаметра установлен на валу 10 свободно, а диск 6 — жестко и связан через поворотный вал 10 с демпфером 11.
В рычаге 9 выполнен продольный паз 12, в котором подвижно  размещен палец 13, жестко связанный с одним концом серьги 14. Другой конец серьги 14 шарниром 15 связан с рычагом 8.
Обратный клапан работает следующим образом.
При прямом потоке рабочей среды под действием перепада давления запорный орган 4 перемещается в открытое положение, открывая проходное сечение седла 3 (фиг. 3).
При прекращении прямого и возникновении обратного потока диск 5  с рычагом 8 вращается вокруг неподвижного вала 10 по часовой стрелке, палец 13 серьги 14 перемещается в пазу 12 рычага 9, а рычаг 9 с диском 6 удерживается в исходном положении демпфером 11. При достижении диском 5 положения, при котором палец 13 перемещается в крайнее положение по пазу (фиг. 4), диски 5 и 6 перемещаются совместно под действием обратного потока и собственного веса. При этом их движение тормозится демпфером 11. Такое замедленное перемещение происходит до посадки большого диска 5 на седло 3 (фиг. 5). При этом проходное сечение седла 3
перекрыто не полностью, так как остается открытым центральное проходное отверстие 7 в большом диске 5, предотвращая полную остановку обратного потока среды и предохраняя систему от гидравлического удара. В дальнейшем (под действием среды) малый диск 6 перемещается до полного перекрытия седла 3 (фиг. 6).
|