СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Подготовка и факторы успешности публичного выступления………... 4
3. Заключение………………………………………………………………... 7
4. Материалы………………………………………………………………… 8
ВВЕДЕНИЕ
Ораторское искусство лишь условно можно назвать искусством, в значительной степени это деятельность, овладеть которой можно даже если у человека нет особых данных. Всякий человек может овладеть ораторским искусством, т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.
Е. А. Ножин
Умение выступать является кратчайшим путем к известности. Оно ставит человека в центр внимания и на голову возвышает над толпой. А тому, кто умеет хорошо говорить, обычно приписывают такие необыкновенные способности, какими в действительности он вовсе не обладает. Я считаю, что почти каждый человек может достаточно удачно выступать с речами при наличии у него уверенности в себе и идеи, которая страстно его волнует
Выработать уверенность в собственных силах можно, делая то, что вы боитесь сделать, и добиваясь, чтобы о вас пошла слава человека, которому все удается. Именно поэтому курс ораторского искусства побуждает своих слушателей выступать на каждом занятии. Аудитория настроена здесь сочувственно – все слушатели находятся в одинаковом положении и с помощью постоянных упражнений обретают смелость, веру в себя и энтузиазм, которые затем проявляются в их частных беседах.
ПОДГОТОВКА И ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце
Один из основателей социальной психологии Гюстав Лебон говорит об этом так:
«Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы … только тогда подчиняли ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние некой идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой».
Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.
В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто».
Для успешного выступления необходимо составить план, набор тезисов, причем желательно сделать это письменно, так как если не удается изложить план на бумаге, значит, он еще не додуман. Наличие плана упорядочивает изложение мыслей, упрощает их восприятие, позволяет отбросить менее значимое, отделить «зерна от плевел». При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов
Успех публичного выступления зависит не только от правильности рассуждений оратора, содержания его речи, но и от способности слушателей воспринимать информацию только в виде ярких живых впечатлений. «Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда …». Доказательства этому видны везде. Например, люди приходят в негодование, когда видят в новостях человека, убившего 10 невинных жертв, но спокойно работают на производстве сигарет (на табачных заводах), содействуя таким образом тысячам смертей от рака легких. Это показывает, что не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Она, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков. «Оратор, находящийся в тесном общении с людьми, умеет вызывать образы, увлекающие их. Если он успеет в этом, то цель его будет достигнута, и двадцать томов речей, всегда придуманных потом, зачастую не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных в должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить, … Кто владеет искусством производить впечатление на воображение людей, тот и обладает искусством ими управлять».
При описании подготовки к публичному выступлению, необходимо сказать о том, как выглядит оратор, о его внешнем виде. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично!) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя аудитории относительно предстоящей речи. «Я много раз замечал, - писал Дейл Карнеги, один из величайших специалистов в области публичных выступлений, - что если оратор – мужчина в мешковатых брюках, бесформенном пиджаке, нечищеной обуви, из нагрудного кармана пиджака торчат авторучка и карандаш, а их других карманов видна газета, они оттопыриваются от трубки и коробки с табаком, или если оратор – женщина с безвкусной, переполненной чем-то сумкой … , то , как я видел, слушатели испытывают столь же малое уважение к такому оратору, как он к самому себе. Возможно, они предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его прическа, так же не блещет, как и его нечищеная обувь. Кроме того, необходимо помнить о внушении, которое производят некоторые виды одежды. Человек, который представляется как, например врач, должен и выглядеть как врач. «Уже одного факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на необходимость облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета».
Коснемся и еще одного аспекта подготовки к публичному выступлению. Этот аспект – диета. Очень важно помнить об ограниченности питания в течение дня перед выступлением. Плотный обед или ужин не позволяют мозгу работать в полную силу и отнимают энергию, делая речь вялой и скучной, выступление же на пустой желудок будет отличаться свежестью и энергичностью. Знаменитый гипнотизер, Вольф Мессинг, говорил, что если поест вечером перед выступлением, его способности сильно ослабляются. Основатель христианства И. Христос голодал 40 дней перед произнесением одной из самых важных своих речей - Нагорной проповеди. Поэтому, очень легкий завтрак может стать ключом к успеху ораторского выступления.
Перед тем, как выступить, следует ознакомиться с условиями помещения. Необходимо выбрать место, с которого Вы будете говорить. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено и свет должен быть направлен на лицо оратора. Во-вторых, желательно выступать, находясь на небольшом возвышении, сцене, чтобы вас мог видеть каждый из слушателей. Если у оратора есть возможность перемещать слушателей, он должен собрать их вместе. Очень трудно оказывать воздействие на людей, если они разбросаны по разным углам. В качестве участника компактной аудитории человек будет, например, смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнение или возражение, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, рассеянных в большом зале.
Если оратор выступает перед небольшой группой слушателей, то ему нужно собрать их в небольшом же помещении и не становиться на возвышение, а спуститься на один уровень с ними.
До начала выступления необходимо, по возможности, убрать все предметы, которые могут отвлечь внимание слушателей от оратора. Ненужные стулья, хлам и тому подобные вещи должны быть удалены подальше от оратора
Также нужно воздерживаться от выступления на сцене, если на ней будет присутствовать кто-либо еще, кроме оратора. Приглашенные гости так же относятся к лишним предметам на сцене, ведь аудитория не сможет воспротивиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что в действительности хотят изучать люди? Это важный вопрос, и для того чтобы ответить на него, Чикагский университет, Американская ассоциация по вопросам обучения и объединенные школы ХАМЛ в течение двух лет проводили специальное обследование, израсходовав на него двадцать пять тысяч долларов.
Обследование показало, что главное, что интересует людей, - это здоровье. Оно также выявило, что во вторую очередь они заинтересованы в овладении техникой налаживания взаимоотношений между людьми и оказывать на них влияние. У них нет желания стать ораторами, и им ни к чему высокопарные разглагольствования о психологии – они хотят получить советы, которые могли бы использовать непосредственно в своей служебной деятельности, в общении со знакомыми и дома.
Каждый человек вскоре понимает, что наиболее крупные успехи в деловом мире выпадают на долю людей, которые обладают вдобавок к своим знаниям еще и способностью хорошо говорить, склонять людей к своей точке зрения и рекламировать себя и свои идеи, чем знающих латинские глаголы или имеющих диплом Гарвардского университета.
Итак, через десять – двенадцать лет после окончания начальной и средней школы или ВУЗа такие люди нуждаются в таком курсе обучения, и это является ярким свидетельством недостатков нашей системы образования.
Тот, кто не умеет говорить, карьеры не сделает! Наполеон
МАТЕРИАЛЫ
1. Основы публичного выступления http://www.ritorika.net/publ/6-1-0-1
2. Классическая риторика http://www.ritorika.net/publ/2-1/
»История риторики http://www.ritorika.net/publ/8-1-2/
»Общая риторика http://www.ritorika.net/publ/10-1-2
»Невербальные средства общения http://www.ritorika.net/publ/11-1-2
»Искусство публичных выступлений http://www.ritorika.net/publ/6-1-2/
3. Конспект лекций по ОИ.