Косинова Елена Александровна

Факультет: Геотехнологии и управление производством

Специальность: Экология и охрана окружающей природной среды

Тема выпускной работы: «Усовершенствование технологии извлечения метана в условиях шахты им. А. А. Скочинского»

Руководитель: кандидат технических наук, профессор кафедры экологии и природоохранной деятельности

Артамонов Владимир Николаевич



| Автобиография | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание |

Email: lenusja0786@mail.ru 437-296-341



УЧЕНИЕ БЕРДЯЕВА О ЧЕЛОВЕКЕ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ФИЛОСОФИИ О ТЕХНИКЕ


Косинова Е. А., Муза Д. Е.


Регіональна студентська науково-філософська конференція "Філософія людини: розум, культура, духовність", 23 травня 2008 року, м. Донецьк,2008

   Николай Бердяев еще при жизни стал одним из наиболее популярных русских мыслителей, широко известным не только в России, но и в Западной Европе.

   «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, т. е. в сущности, одна проблема - проблема человека, его назначения, оправдания его творчеством», - писал Бердяев.

   Творческий акт человека нуждается в объективации, и он «объективируется». Образование мира объектов является источником всех несчастий человека. Предел же объективации – власть техники над человеком [1, с. 145].

   На всем протяжении своей деятельной философской жизни Бердяев был поглощен философскими и социологическими вопросами, порожденными воздействием техники на жизнь современного человечества.

   В своих трудах «Человек и машина», «Смысл истории», «Царство духа и царство кесаря» - он изложил свои мысли по этим вопросам. Вопрос об отношении между человеком и машиной занимал воображение людей задолго до Бердяева. Заслуга Бердяева – в ясном понимании того, что проблематическое воздействие техники на жизнь коренится в изменившемся отношении человека к своему естественному окружению.

   Следует отметить, что первая попытка Бердяева сформулировать проблему техники и человека относится к 1915 г. Она нашла отражение в газетной статье «Дух и машина», направленной против неославянофильских иллюзий, пробужденных Первой мировой войной и заключавшихся в утверждении превосходства «силы русского национального духа» над «бездуховной мощью германского техницизма». В этот период исследователь рассматривает технику как освобождающее «дух человека» начало [2, с. 146].

   Бердяев более всего ценил свою статью «Человек и машина» опубликованную в 1933 г. В этой статье наиболее раскрыты его взгляды на проблему кризиса человека и человечности, которые вызваны ярым развитием техники. «Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры» именно так начал свою статью Н. А. Бердяев [2, с. 147]. Он говорит что «в век маловерия» у современного человека остается лишь вера в технику. А все почему? Да потому что человек ищет чуда, а техника для него является этим чудом.

   Следует отметить, что Бердяев выделял три стадии в истории человечества: природно-органическую, культурную и технически-машинную, которым соответствует различное отношение духа к природе: его погруженность в природу (или, наоборот, выделение) и образование особой сферы духовности.

   Бердяев был уверен, что для проблемы «человек - машина» основным является различение организма и организации. Человека заменяет машина, которая в свою очередь хочет, чтобы он принял ее образ и подобие, что невозможно: человек — образ и подобие Бога. Здесь и возникает предел перехода от органически-иррационального к организованно - рациональному. Люди оказываются зависимы от действительности, созданной ими самими, - от техники — и беззащитны перед ней.

   Бердяев одним из первых понял технику как явление глобального порядка, чреватое опасностями для человека и выступил одним из первых зачинателей современной технофобии.

   Бердяеву принадлежат интересные замечания по поводу того, каким образом человеческая цивилизация разрушила гуманистическое представление о человеке. «Человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная цивилизация, это требование имеет тенденцию превратить человека в машину. Возросшая специализация ведет к обеднению и разрушению целостности человеческой личности». В утрате человеком ориентации в мире и независимости личности заключается то, что Бердяев называет дегуманизацией человека.[3, с. 75]

   По словам мыслителя грядет сильнейшая борьба – борьба между человеком и машиной. Проблема взаимоотношения человека и машины может быть решена только сознанием, которое поставит человека выше природы и общества, а его душу — выше природных и общественных сил, которые должны ему подчиниться.

   Таким образом, технологическое влияние приобретает всеобъемлющий характер. Для Бердяева существование человека в мире техники становится все более абсурдным. Человек должен преодолеть дегуманизирующее воздействие технизации, хотя стремление к прямому отрицанию техники бессмысленно.

   Литература

   1. Барабанов Е.В. Предисловие к публикации. Н. А. Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989.- № 2.

   2. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - №2.

   3. Г.Х. фон Вригт. Философия техники Бердяева. //Вопросы философии. 1995. №4.



| Автобиография | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание |

© ДонНТУ 2008 Косинова Е.А.