Косинова Елена Александровна

Факультет: Геотехнологии и управление производством

Специальность: Экология и охрана окружающей природной среды

Тема выпускной работы: «Усовершенствование технологии извлечения метана в условиях шахты им. А. А. Скочинского»

Руководитель: кандидат технических наук, профессор кафедры экологии и природоохранной деятельности

Артамонов Владимир Николаевич



| Автобиография | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание |

Email: lenusja0786@mail.ru 437-296-341



РИТОРИКА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ОРАТОРЫ


Косинова Е. А.


ВВЕДЕНИЕ. РИТОРИКА

   Все истинные ораторы отличаются именно красноречием: этим словом определяется сущность живой, свободной, «красной», то есть красивой, речи. Но речь должна быть не только красивой, но и умной, глубокой, содержательной... Вспомним слова Ф. Энгельса относительно выступления Р. Блюма на заседании Франкфуртского национального собрания: «...если снять со всех этих прекрасных рассуждений декламаторскую мишуру, то не останется ничего, кроме самой тривиальной болтовни, пусть даже... болтовни широкого размаха и высокого мастерства».

   Здесь необходимо заметить, что порой речь «по бумажке» и гладка, и остроумна, но эта гладкопись отличается от истинного красноречия совершенно так же, как консервированные фрукты отличаются от свежих. Речь «без бумажки» требует от оратора безусловного авторства, - недаром ещё в 1724 году Петр I предписывал в особом указе: «...господам сенаторам речь держать в присутствии не по написанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была». Живая, неподготовленная устная речь доходит до слушателей лучше, чем иная старательно подготовленная, но прочитанная.

   Хочется отметить так называемые «украшения речи».

   Цитаты, пословицы, поговорки, образные сравнения, безусловно, способствуют яркости речи оратора и украшают её, но для этого они прежде всего должны быть подходящими к случаю и совершенно точными. Кроме того, не следует злоупотреблять цитатами, то есть приводить их слишком часто. Цитаты должны подчеркивать правильность своих мыслей оратора, а не заменять их чужими...

   Речь оратора при всей её яркости и образности должна быть прежде всего ясна и понятна слушателям. Наряду с цитатами, пословицами, поговорками её можно украшать «крылатыми словами», то есть выражениями, связанными с известными историческими личностями, событиями и литературными произведениями. Однако их тоже следует употреблять в совей речи умеренно, к месту и точно понимая, что именно означают, например, некоторые «исторические фразы» («Перейти Рубикон», «А всё-таки она вертится!», «Париж стоит обедни» и многие другие). К этому ряду относятся мифологический и библейские образы, а также такие выражения, столь любимые некоторыми ораторами, как «достигнуть апогея», «потерпеть фиаско», «под эгидой» и т.д.

   Злоупотребляя всеми этими «усилительными средствами» ораторского искусства, можно сделать речь высокопарной и напыщенной, а в итоге -трудно усваиваемой и малопонятной для слушателей.

   Слова-паразиты...

   Словесный мусор, который становится мусором именно оттого, что сверх всякой меры и вопреки смыслу и необходимости засоряет речь оратора. Их -этих слов-паразитов не так много, но зато, когда они «привязываются» к оратору, отделаться от них нелегко... Беда заключается в том, что сам оратор не замечает своих «слов-паразитов», произнося их автоматически.

   К их числу принадлежат слова и словосочетания: «значит», «так сказать», «конечно», «в общем», «видите ли», а так же нечленораздельные «м-д-а-а», «э-э» и т.д., произносимые очень часто и, главное, некстати. Этот словестный сор, не замечаемый говорящим, но весьма заметный для слушателей, портит речь, а иногда и приводит к двусмысленностям.

   Часто задают вопрос: «Какое отношение имеет ораторское искусство к культуре речи?». Ответить на него можно словами автора одного из известных пособий по культуре речи В.Г. Костомарова. Вот что он говорит по этому поводу: «Наука, занимающаяся вопросами подготовки к выступлению, поведением говорящего, его взаимодействия с аудиторией, не входит непосредственно в понятие «культура речи». Однако нельзя отрицать, что в широком смысле слова культура речи должна означать и знание красноречия, умение делать речь не только правильной и хорошей, но и выразительной, яркой, оригинальной и интересной».

Древнегреческие ораторы

1. Софисты

   Древняя Греция считается родиной красноречия, хотя оно было известно уже в Египте, Ассиро – Вавилонии и в Индии. Вскоре появились и первые платные учителя – софисты ( от греч. Sophistes – искусстник, мудрец ) которые не только обучали и практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.

   Популярность учителей - софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Софисты собирали любознательную молодежь, читая им “лекции “и проводя с нею беседы. Целью своих теоретических занятий , и в особенности ораторского искуства, они видели в подготовке людей для практической деятельности. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий, известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов Горгию –была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии –призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но существует также сведения, что эту статую Горий поставил себе сам.

   Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики,как науки об ораторском искусстве. Называя красноречие (риторику ) искусством древние греки вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. 5веку до н. э. ,когда вполне сложилась культура монологической реи, когда ясно осознавались ее виды, считалось очевидным, то задача оратора трояка: разъяснить ( что-то ) побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию ) доставлять слушателям удовольствие. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например Горгий, может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Соответственно этому мнению значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод. Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь восхвалять и порицать одну и туже вещь. Во времена софистов риторика была « царицей всех наук».

2. Сократ, Платон, Аристотель

   Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ ( около 470-399 г. до н. э. ) Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

   Он говорил « Долг оратора- говорить правду».Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория изложена в диалоге « Федр» , в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть ее в следующем.

   Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. « Во всяком деле, юноша - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начать с одного и того же требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

   Далее по мысли Сократа , необходимо познание истины, то есть сущности предмета: « Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говорится или пишется, суметь определить все соответственно с этой истиной, подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины…Кто не знает истины, а гоняется за мнением, у того искусства речи будет, видимо, смешным и неискусным « .

   Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи.

   На первому месте, в начале речи, должно быть - вступление,

   на втором месте - изложение,

   на третьем - доказательства,

   на четвертом – подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

   Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору « необходимо знать, сколько видов имеет душа».Кроме того, Платон говорил: « Красноречие есть искусство управлять умами.»

   Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем ( 384 – 322 г. до н. э. ) ,который провел в Академии учителя 20 лет.

   Величайший мыслитель древности – Аристотель впервые подошел к науке о красноречии как исследователь. Написанная в 335 году до н. э. « «Риторика» Аристотеля представляет собой анализ языка, стиля и построения речи ораторов того времени, чье мастерство до сих пор может быть признанно образцовым.

   В первой и второй книге мыслитель , разбирая первостепенную роль языка, писал , что если речь не ясна, она не достигает цели. Поясняя свою мысль, Аристотель продолжает, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой и благородством. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривать как первейшее условие успеха ораторского искусства.

   Очевидно, что главным для Аристотеля, как для софистов является убедительность речи. Однако, если для последних была не существенна истина, то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того , о чем говориться в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателя в истинной сказанного.

   Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни , приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точное ,но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, то есть большинству истинными и заслуживают доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему ,причем делаются они добросовестно.

   В третьей книге «Риторики» большое внимание уделяется стилю. И в данном случае Аристотель все таки выдвигал на первое место ясность.

   “ Достоинство стиля заключается в ясности… Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, он должен соответствовать предмету речи…”

   Общие требования Аристотеля к стилю – ясность, доступность, безъискусственность, мягкость, изящество, благородство. Основу же стиля, писал философ, составляет умение говорить правильно. А это требует умелого размещения слов в построении фразы, точного обозначения характеризуемых предметов, кроме некоторых, обязывает правильно употреблять роды имен –

   -мужской

   -женский

   -средний

   согласование единичных и множественных чисел и т. д.

   Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

3. Демосфен

   Одновременно с разработкой теоретической риторики высшего расцвета достигается в Греции во второй половине 5-4 века до н. э. практическое красноречие в лице Демосфена и других ораторов впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов.

   Демосфен (ок. 384-322 г. до н. э. ) – звезда первой величены в ораторской элите, он фактически глава школы ораторов, великий мастер античного публичного слова. До нашего времени дошли: 61 текст речей, 56 «выступлений» к речам и несколько писем Демосфена. Некоторые его речи, например, «О преступном посольстве» ( 343 г. ) и « За Ксенофонта о венке» ( 380 г. ), имеют по сто с лишним страниц. Это показатель того , что данные речи длились более 2 – 3 часов, привлекая внимательную массу людей.

   Речи Демосфена насыщены разнообразными фактическим материалом, содержит немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала ни какая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен – оратор предстает общественности не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер.

   Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить слушать себя и выслушать до конца.

   Как признанно считать, не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою блистательную практику в качестве адвоката, Демосфен, однако, особо отличался в своих политических выступлениях, чаще всего направленных против непрерывных нашествий захватнических войск македонского царя Филиппа 11. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал « достославных предков» афинян, призывая чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор взывал слушателей к чувству и сознанию чести гражданина свободной республики. Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в катких делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинянского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием « филиппики».

   Прямым обращением к « гражданам» афинский трибун пользовался охотно и умело. Он не оставлял без ответов ни каких реплик в свой адрес, не терялся , когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Его обращения исходили от глубочайшей убежденности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение. Частое обращение античного оратора к « гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной массы людей являлись испытанными приемами психологического воздействия на аудиторию. Такие приемы красноречия, как можно думать, держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою – единомыслия, активизировали мышление собравшихся.

   Большое впечатление на слушателей, особенно рядовых, как можно предположить, производили клятвы Демосфена или его призывы к Богу ( богам) Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносит: « Нет, клянусь Зевсом» или « Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю».*

   В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно сузить по текстам его речь, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан на внешний эффект, которому античная риторика придавала немалое значение.

   Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению, фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти, Он говорил: « Не то хорошо, когда кричат великим голосом, но то велико, когда говорят хорошо.»

   Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее приделами, особенно в Риме.

   Демосфен – вершина древнегреческого красноречия, является острейшем оружием политической борьбы и вместе с тем явлением высокой духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разработанную в те времена.

   Для этой теории особенно примечательно прежде то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

   Оценивая древнегреческую риторику в ее практике и теории, можно сказать, что она- примечательное явление античной цивилизации, в особенности ее гражданской жизни. Древнегреческие красноречие, развивавшееся вместе с другими искусствами, является не только огромным достижением духовной культуры Эллады, но и первостепенным показателем его общественно – политической зрелости. Его опыт и традиции, равно как и его теоретические основы и принципов, однако не оставались, в пределах Афин и вообще древнегреческих полисов. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха маракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла пародить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторететами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.

   Красноречие становится достоянием богословских проповедников. Причудливая конструкция словесных выражений при овсутствии глубокого содержания, связь с жизнью – вот чем стала риторика в это время. Достижения ораторского искусства античного мира явились базой для развития красноречия последующих периодов истории – феодализма и капитализма.

ЛИТЕРАТУРА.

   Апресян Г. З. Ораторское искусство. - М.: МГУ, 1972.

   Об ораторском искусстве. - М.: Государственное издательство литературы, 1958.сост. А. Толмачев.

   Г. Хафнер. Выдающиеся портреты античности. - М.: Прогресс, 1984.

   Об ораторском искусстве. - М.: Знание, 1980. Сост. В. И. Абакумов, В. Г. Буткевич.



| Автобиография | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание |

© ДонНТУ 2008 Косинова Е.А.