АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ Марин Сергей ВладимировичФакультет: Геотехнологий и управления производствомСпециальность: Разработка месторождений полезных ископаемых. Геомеханические процессы
|
Актуальность темы         
На сегодняшний день, из-за разработки запасов угля на больших глубинах и в сложных
горно-геологических условиях, на шахтах сформировалась сложная цепочка горных выработок,
сложная и протяженная транспортная цепочка, что, безусловно, негативно влияет на проветривание,
время доставки людей и материалов, а значит на показатели добычи предприятия и себестоимость угля.
Поэтому, при планировании развития горных работ, при проведении выработок, необходимо учитывать
вышеизложенные недостатки, рассматривать всевозможные варианты, в которых схема выработок будет
максимально простой и при этом эффективной.
Цели и задачи работы         
Сделать анализ существующей схемы горных выработок ш.“Кураховская”, изучить проект доработки
запасов, предложенный институтом “Донгипрошахт”, и, выполнив анализ узких мест в работе
шахты привести обоснование выбранного варианта развития горных работ.
Идея работы         
Заключается в анализе планирования развития горных работ при доработке запасов угля
на шахте, выборе и обосновании оптимального варианта.
Основная часть         
Шахта “Кураховская” распложена в г. Горняк Донецкой области, административно подчинена Государственному
предприятию “Селидовуголь”.
        
В настоящее время горные работы ведутся по пластам k8, l2'. Основная мощность
отрабатываемых пластов 0,8 - 1,2 м. Пласты шахты “Кураховская” не газоносны. Шахта имеет значительный
приток воды; общее количество воды составляет 600 м3/час. Из разрабатываемых пластов наиболее обводнен
пласт k8. Приток воды составляет от 25 до 50 м3/час.
        
Шахтное поле вскpыто шестью наклонными стволами и
тремя веpтикальными стволами. На данный момент используются три наклонных ствола и один вертикальный
(вентиляционный шурф).
        
Тpанспоpтная система шахты состоит из конвейеpных линий и колесного тpанспоpта.
Уpовень конвейеpизации составляет 95%.
        
Шахтное поле разделено по простиранию на три части: южную, центральную и северную.
        
Основными фактоpами, сдеpживающими увеличение добычи угля являются: ведение гоpных pабот на значительной
глубине и на большом pасстоянии от основных тpанспоpтных и воздухоподающих выpаботок, сложность
пpоветpивания гоpных выpаботок, pасположенных ниже гоpизонта минус 480 м.
        
Дальнейшее улучшение pаботы шахты будет осуществляться с выполнением меpопpиятий по вводу в pаботу
высоконагpуженных лав, а также с pеализацией пpоекта стpоительства гоpизонта минус 850м.
        
Существующая в настоящее время на шахте схема горных выработок не позволяет осуществить раздельную
выдачу угля и породы на поверхность. В частности, порода из подготовительных забоев северной панели
выдается совместно с углем, что существенно ухуд¬шает показатели качества последнего. Кроме того,
наклонные выработки I ступени северной панели находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют
постоянных значительных затрат на перекрепление. Это является одной из наиболее важных проблем шахты.
        
Донецким проектным институтом “ДОНГИПРОШАХТ” был разработан проект доработки запасов северной панели шахты,
а так же вскрытия и подготовки горизонта минус 850 м центральной панели.
        
Принятая проектом схема подготовки шахтного поля позволит оптимизировать гор¬ные работы, обеспечив интенсивную
выемку запасов с максимальной нагрузкой на очистные забои, сократив при этом существующую сеть горных
выработок. Основные положения схемы приведены ниже.
        
Панельный способ подготовки позволяет добиться высокой концентрации горных работ, максимального
использования конвейерного транспорта с наибольшей его эффективностью, когда от лавы до поверхности
уголь транспортируется непрерывно, безперегрузочной доставкой материалов колесным транспортом от
склада и до забоя, сравнительно малого объема поддерживаемых выработок.
        
Одним из наиболее значимых сдерживающих факторов на шахте является вентиляция. Это обусловлено тем,
что большинство выработок на шахте находятся в неудовлетворительном состоянии. Изначально шахта
проектировалась как неглубокая (Н<600 м), поэтому схема вентиляции проектировалась для меньшей
протяженности горных выработок.
        
Из-за недостатка проходческой техники большинство выработок шахты пройдены с помощью БВР,
что вызывает трещиноватость массива и соответственно увеличивает затраты на дальнейшее их поддержание.
        
Из-за недостаточного финансирования шахта продолжает использовать устаревшее оборудование,
что негативно влияет на общую добычу шахты.
        
Шахта работает длительный период времени, на ней сформировалась длинная транспортная цепочка,
состоящая из 2-х ступеней наклонных стволов, коренного штрека, 2-х ступеней уклонов, следовательно,
для доставки людей и материалов на нижние горизонты требуется значительное количество времени
(1,5 часа). Высокая зольность рядового угля связана с тем, что порода от проведения, ремонта горных
выработок транспортируется вместе с углем.
        
В проекте, разработанном институтом “ДОНГИПРОШАХТ” рассматриваются варианты усовершенствования
существующей схемы горных выработок с целью исключения указанных недостатков. В каждом из них
рассматриваются различные схемы развития работ, которые опираются на сокращение суммарной длины
транспортной цепочки шахты, улучшении вентиляции путем проведения новых выработок.
        
Наличие центрального породного уклона пл. l4-k8 и центрального уклона
l4-k8 в
центральной панели обеспечивает раздельную выдачу угля и породы, а также транспортировку их
к околоствольному двору горизонта минус 203 м главных стволов бывшей шахты №42. Что же касается
северной панели, то здесь для выдачи угля и по¬роды на поверхность предусматривается
проведение породного уклона с углом наклона 13 градусов и оснащенного конвейерным транспортом.
По породному уклону предусматривается передавать породу от северного породного уклона пл. l4-k8
к около¬ствольному двору горизонта минус 203 м.
        
Для выдачи угля предусматривается проведение вентиляционной выработки пласта l2' с углом наклона
12 градусов, соединяющей северный уклон пл. l4-k8 с транспортным штреком горизонта минус 203 м.
Далее уголь по конвейерной сбойке и транспортной (горизонта минус 203 м) конвейером
транспортируется к угольному бункеру. Таким образом значительно снижено время транспортирования
угля от очистного забоя до бункера околоствольного двора.
        
Проектируемые выработки показаны на анимации зеленым цветом, старая же цепочка
выработок - красным. Основным достоинством варианта является то, что вентиляционная
выработка пласта l4' соединяет наклонные выработки II ступени с выработками горизонта
минус 203 м по кратчайшему расстоянию, а также служит для вывода исходящей струи из
северной панели.
Анимированный рисунок схемы выработок (2 кадра, 20 циклов, 72 КБ)
Заключение         
В данной работе приведен краткий анализ ОП ш. “КУРАХОВСКАЯ”, обозначены узкие места
в работе шахты, рассмотрены вопросы, касающиеся возможной схемы доработки запасов
шахты в северной панели. В результате технического сравнения вариантов на шахте,
с учетом предстоящих затрат и сложившейся схемы горных выработок описанная в работе
схема рекомендована для реализации.
|
 ДонНТУ       ПОРТАЛ МАГИСТРОВ   ДонНТУ