ДонНТУ         ПОРТАЛ МАГИСТРОВ   ДонНТУ
English



Магистр ДонНТУ Марин Сергей Владимирович
АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ

Марин Сергей Владимирович

Факультет: Геотехнологий и управления производством

Специальность: Разработка месторождений полезных ископаемых. Геомеханические процессы
горного производства.

Тема магистерской работы:

   Планирование развития горных работ при доработке запасов угля пласта k8 ГП «Селидовуголь» ОП «Кураховская»

Руководитель: проф., к.т.н. Самойлов В.Л.


ОТЧЕТ О ПОИСКЕ     БИБЛИОТЕКА     ССЫЛКИ     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ     АВТОБИОГРАФИЯ




Актуальность темы

         На сегодняшний день, из-за разработки запасов угля на больших глубинах и в сложных горно-геологических условиях, на шахтах сформировалась сложная цепочка горных выработок, сложная и протяженная транспортная цепочка, что, безусловно, негативно влияет на проветривание, время доставки людей и материалов, а значит на показатели добычи предприятия и себестоимость угля. Поэтому, при планировании развития горных работ, при проведении выработок, необходимо учитывать вышеизложенные недостатки, рассматривать всевозможные варианты, в которых схема выработок будет максимально простой и при этом эффективной.

Цели и задачи работы

         Сделать анализ существующей схемы горных выработок ш.“Кураховская”, изучить проект доработки запасов, предложенный институтом “Донгипрошахт”, и, выполнив анализ узких мест в работе шахты привести обоснование выбранного варианта развития горных работ.

Идея работы

         Заключается в анализе планирования развития горных работ при доработке запасов угля на шахте, выборе и обосновании оптимального варианта.

Основная часть

         Шахта “Кураховская” распложена в г. Горняк Донецкой области, административно подчинена Государственному предприятию “Селидовуголь”.

         В настоящее время горные работы ведутся по пластам k8, l2'. Основная мощность отрабатываемых пластов 0,8 - 1,2 м. Пласты шахты “Кураховская” не газоносны. Шахта имеет значительный приток воды; общее количество воды составляет 600 м3/час. Из разрабатываемых пластов наиболее обводнен пласт k8. Приток воды составляет от 25 до 50 м3/час.

         Шахтное поле вскpыто шестью наклонными стволами и тремя веpтикальными стволами. На данный момент используются три наклонных ствола и один вертикальный (вентиляционный шурф).

         Тpанспоpтная система шахты состоит из конвейеpных линий и колесного тpанспоpта. Уpовень конвейеpизации составляет 95%.

         Шахтное поле разделено по простиранию на три части: южную, центральную и северную.

         Основными фактоpами, сдеpживающими увеличение добычи угля являются: ведение гоpных pабот на значительной глубине и на большом pасстоянии от основных тpанспоpтных и воздухоподающих выpаботок, сложность пpоветpивания гоpных выpаботок, pасположенных ниже гоpизонта минус 480 м.

         Дальнейшее улучшение pаботы шахты будет осуществляться с выполнением меpопpиятий по вводу в pаботу высоконагpуженных лав, а также с pеализацией пpоекта стpоительства гоpизонта минус 850м.

         Существующая в настоящее время на шахте схема горных выработок не позволяет осуществить раздельную выдачу угля и породы на поверхность. В частности, порода из подготовительных забоев северной панели выдается совместно с углем, что существенно ухуд¬шает показатели качества последнего. Кроме того, наклонные выработки I ступени северной панели находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют постоянных значительных затрат на перекрепление. Это является одной из наиболее важных проблем шахты.

         Донецким проектным институтом “ДОНГИПРОШАХТ” был разработан проект доработки запасов северной панели шахты, а так же вскрытия и подготовки горизонта минус 850 м центральной панели.

         Принятая проектом схема подготовки шахтного поля позволит оптимизировать гор¬ные работы, обеспечив интенсивную выемку запасов с максимальной нагрузкой на очистные забои, сократив при этом существующую сеть горных выработок. Основные положения схемы приведены ниже.

         Панельный способ подготовки позволяет добиться высокой концентрации горных работ, максимального использования конвейерного транспорта с наибольшей его эффективностью, когда от лавы до поверхности уголь транспортируется непрерывно, безперегрузочной доставкой материалов колесным транспортом от склада и до забоя, сравнительно малого объема поддерживаемых выработок.

         Одним из наиболее значимых сдерживающих факторов на шахте является вентиляция. Это обусловлено тем, что большинство выработок на шахте находятся в неудовлетворительном состоянии. Изначально шахта проектировалась как неглубокая (Н<600 м), поэтому схема вентиляции проектировалась для меньшей протяженности горных выработок.

         Из-за недостатка проходческой техники большинство выработок шахты пройдены с помощью БВР, что вызывает трещиноватость массива и соответственно увеличивает затраты на дальнейшее их поддержание.

         Из-за недостаточного финансирования шахта продолжает использовать устаревшее оборудование, что негативно влияет на общую добычу шахты.

         Шахта работает длительный период времени, на ней сформировалась длинная транспортная цепочка, состоящая из 2-х ступеней наклонных стволов, коренного штрека, 2-х ступеней уклонов, следовательно, для доставки людей и материалов на нижние горизонты требуется значительное количество времени (1,5 часа). Высокая зольность рядового угля связана с тем, что порода от проведения, ремонта горных выработок транспортируется вместе с углем.

         В проекте, разработанном институтом “ДОНГИПРОШАХТ” рассматриваются варианты усовершенствования существующей схемы горных выработок с целью исключения указанных недостатков. В каждом из них рассматриваются различные схемы развития работ, которые опираются на сокращение суммарной длины транспортной цепочки шахты, улучшении вентиляции путем проведения новых выработок.

         Наличие центрального породного уклона пл. l4-k8 и центрального уклона l4-k8 в центральной панели обеспечивает раздельную выдачу угля и породы, а также транспортировку их к околоствольному двору горизонта минус 203 м главных стволов бывшей шахты №42. Что же касается северной панели, то здесь для выдачи угля и по¬роды на поверхность предусматривается проведение породного уклона с углом наклона 13 градусов и оснащенного конвейерным транспортом. По породному уклону предусматривается передавать породу от северного породного уклона пл. l4-k8 к около¬ствольному двору горизонта минус 203 м.

         Для выдачи угля предусматривается проведение вентиляционной выработки пласта l2' с углом наклона 12 градусов, соединяющей северный уклон пл. l4-k8 с транспортным штреком горизонта минус 203 м. Далее уголь по конвейерной сбойке и транспортной (горизонта минус 203 м) конвейером транспортируется к угольному бункеру. Таким образом значительно снижено время транспортирования угля от очистного забоя до бункера околоствольного двора.

         Проектируемые выработки показаны на анимации зеленым цветом, старая же цепочка выработок - красным. Основным достоинством варианта является то, что вентиляционная выработка пласта l4' соединяет наклонные выработки II ступени с выработками горизонта минус 203 м по кратчайшему расстоянию, а также служит для вывода исходящей струи из северной панели.

Анимированный рисунок схемы выработок (2 кадра, 20 циклов, 72 КБ)
Анимированный рисунок схемы выработок (2 кадра, 20 циклов, 72 КБ)

Заключение

         В данной работе приведен краткий анализ ОП ш. “КУРАХОВСКАЯ”, обозначены узкие места в работе шахты, рассмотрены вопросы, касающиеся возможной схемы доработки запасов шахты в северной панели. В результате технического сравнения вариантов на шахте, с учетом предстоящих затрат и сложившейся схемы горных выработок описанная в работе схема рекомендована для реализации.



ОТЧЕТ О ПОИСКЕ     БИБЛИОТЕКА     ССЫЛКИ     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ     АВТОБИОГРАФИЯ

 ДонНТУ       ПОРТАЛ МАГИСТРОВ   ДонНТУ