|
||||||||||||||||||||||||||||||||
WEB 2.0
Составитель: Астахов Алексей Вячеславович |
|||||||||
Появление и понятие термина Web 2.0Еще несколько лет назад этого термина не существовало в природе, сейчас поисковая система Google выдает 82 миллиона ссылок (01.06.08) на документы, где упоминается понятие Web 2.0. Главная проблема с ним — даже изобретатели этого термина не в состоянии объяснить, что он на самом деле значит. Если заглянуть в историю развития веба, то можно выделить, три эпохи. Первую, исходя из текущих тенденций, можно было бы назвать Web 0.1 (beta) — это этап зарождения такого явления, как веб. Следующая эпоха развития веба связана со словами "интернет" и "веб". Интернет стал местом, где есть все. Фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Да и аудитория Интернета очень сильно расширилась — доступ в сеть стали получать почти все обладатели персональных компьютеров. Появился веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид. Главным отличием первого веба от второго была его слабая развитость в самовыражении пользователей. Центром же веба второго поколения являются люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 — это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 — это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, логическое улучшение. Web 2.0 — это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Вообще, понятие "web 2.0" довольно широкое. В него входят и определенная мода на дизайн сайтов, и использование новых технологий, и даже клиентские приложения, которые довольно трудно отнести к вебу вообще. Создателем термина "web 2.0" является Тим О'Рейли (Tim O'Reily). 30 сентября 2005 он написал статью "What Is Web 2.0", в которой рассказывает о новой концепции веба, пришедшей на замену рухнувшему "доткому". Собственно, с этой статьи и начались разговоры о "втором" вебе. Что такое Web 2.0Автор: Тим О’Рейли
|
Web 1.0 | Web 2.0 |
Doubleclick | Google AdSense |
Ofoto | Flickr |
Akamai | BitTorrent |
mp3.com | Napster |
Britannica Online | Wikipedia |
Персональные сайты | Блоги |
Evite | upcoming.org и EVDB |
Спекуляция доменными именами | Поисковая оптимизация |
Оплата рекламы по количеству показов | Оплата рекламы по количеству переходов |
Извлечение данных из HTML | Веб-сервисы |
Публикация | Соавторство |
Системы управления контентом (CMS) | Wiki |
Каталоги (таксономия) | Теги (фолксономия) |
Удержание пользователей | Синдикация контента |
Список все увеличивался и увеличивался. Но почему одно приложение мы отнесли к Web 1.0, а второе — к категории Web 2.0? (Это важный вопрос, поскольку Web 2.0 стал настолько популярным, что многие компании используют сегодня этот термин в своем маркетинге, зачастую даже не понимая, что он означает. С другой стороны, этот вопрос не так уж прост, потому что множество падких на красивые термины стартапов не имеют никакого отношения к Web 2.0, тогда как отдельные приложения, которые мы считаем Web 2.0, даже веб-приложениями не являются — например, Napster и BitTorrent).
Анализируя наиболее успешные проекты Web 1.0 и самые интересные новые приложения, мы попытались выделить основные принципы Web 2.0.
Web как платформа
Как многие важные концепции, Web 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Web 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра.
К примеру, на первой конференции Web 2.0 в октябре 2004 мы с Джоном Баттелем (John Battelle) озвучили предварительный список правил в совместном выступлении, открывающем конференцию. И первое правило гласит: "Web как платформа". Конечно, еще до нас об этом навзрыд говорил Netscape, сгоревший в жаркой битве с Microsoft. Больше того, две компании из нашего списка Web 1.0 — Akamai и DoubleClick — также были среди первопроходцев, рассматривавших веб как платформу. Люди нечасто воспринимают эти компании как поставщиков веб-сервисов, но, на самом деле, демонстрация рекламы — это первый широко распространенный веб-сервис, первый широко распространенный "mash-up" (если использовать термин, завоевавший в последнее время популярность). Каждый баннер доставлялся пользователю в результате незаметной кооперации двух сайтов, совместно формирующих страницу для показа. Akamai также рассматривал сеть как платформу, и даже на более низком уровне: обеспечивая незаметное кэширование и построив сеть доставки контента, чтобы снизить нагрузку на сайты своих клиентов.
Нельзя сказать, что веб нового поколения породил какие-то новые стандарты. Все "новые технологии", используемые в web 2.0, могли существовать и раньше, но никому в голову просто не приходило их использовать.
Web-службы
Web-службы — это программы, доступ к которым осуществляется через Web (то есть протокол HTTP), а обмен данными происходит в формате XML или JSON или REST. В результате программное обеспечение может использовать веб-службы вместо того чтобы самостоятельно реализовывать требуемый функционал (например, проверить введенный в форме почтовый адрес). В отличие от обычных динамических библиотек, такой подход обладает рядом плюсов:
AJAX
Пожалуй, технология AJAX является гвоздем программы во всех разговорах о Web 2.0. И, наверное, не зря. Эта штука позволяет веб-приложениям и веб-интерфейсам на равных конкурировать с оффлайновыми приложениями, то есть лишает веб того недостатка, из-за которого мы, например, используем почтовые клиенты вместо веб-интерфейса почтовой службы и т.д. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать, что AJAX — это технология, позволяющая изменять содержимое веб-страницы без ее перезагрузки, то есть, как в оффлайновых приложениях.
Схожая технология для Flash разработана компанией Adobe и называется FLEX.
Чтобы максимально полно ощутить преимущества AJAX'а, достаточно воспользоваться одним из сервисов Google.
Web-синдикация
Одновременное распространение информации в том числе аудио- и видео- на различные страницы или web-сайты, как правило, с использованием технологий RSS или Atom. Принцип заключается в распространении заголовков материалов и ссылки на них. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась.
Mash-up
Mash-up (дословный перевод — "смешение") — сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы. В результате такой сервис может становиться также новым источником информации для других веб mash-up сервисов. Таким образом образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом.
Например, сайт по поиску недвижимости с интегрированными картами Google Maps в итоге представляет собой новый, более удобный сервис, с помощью которого каждый пользователь может сразу увидеть все предлагаемые для продажи дома на карте.
Метки (теги)
Ключевые слова, описывающие рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Это своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов. С понятием меток тесно связано понятие фолксономии — термина, о котором широко заговорили именно в связи с ростом сервисов Web 2.0, таких как Flickr, del.icio.us, и, в дальнейшем, Wink.
Появление и быстрое распространение блогов тоже вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую "редактируемую Паутину" (writable web).
Возможность пометить документ ключевыми словами существует и в языке HTML (англ. keywords), однако этот способ был полностью скомпрометирован широким его использованием в целях поискового спама.
Социализация
Использование разработок, которые позволяют создавать сообщество.
Wiki
Если вы раньше не имели возможности поработать с Wiki, то я вкратце объясню, что это такое. Вот представьте сайт. Обычно этот сайт управляется одним человеком или группой разработчиков. То есть, на сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляется ненужные разделы и т.д. И все это делает человек, ответственный за этот сайт. Но ведь всем известно, что две головы, хоть и не очень красиво, но все же лучше, чем одна. Теперь представим себе сайт-книгу (предположим, какую-то документацию или энциклопедию). Книгу, которую один человек написать не в состоянии по причине недостаточных знаний. И он хочет, чтобы эту книгу писали все. Но все писать ее на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki. Wiki — это одновременно и "движок" сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия веб-демократии.
Пожалуй, самым ярким примером воплощения идеи Wiki является Wikipedia — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний. Максимально полно и доходчиво объясняет, что такое Wiki сама Википедия.
Блоги
Самым заметным "открытием" Web 2.0 конечно же стали блоги (производное от weblog — веб-журнал). Суть web 2.0 на лицо. В начале века "домашнюю страничку" имел каждый сотый пользователь Рунета. Чем же так примечательны эти блоги? Именно демократичностью и легкостью создания/поддержания. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник. Даже знание основ HTML является опциональным. А ведь желание самовыражаться у людей, как было в эпоху "доткомов", так и осталось. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокург них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать. Причем достигается это довольно легко, не в пример популяризации "домашних страничек".
Гладкий стиль WEB 1.0 и его отличие от Web 2.0
WEB 1.0 сформировался в 90-е годы во многом хаотично и имел главный качественный скачок – переход от простого размещения документов виде файлов к созданию сайтов на основе программного обеспечения (движка и шаблонов показа) и баз данных. Во многом дизайн и пользовательские решения "гладкого стиля" были унаследованы от полиграфии и мультимедийных презентаций.
Своего предела "гладкий стиль" достиг примерно к 2005 году. Дело в том, что уникальные решения и развитие в интернете возможны в трех областях:
Использование старых технологий и старых принципов организации размещения и доступа к данным автоматически ограничивает "гладкий стиль" с точки зрения программирования и программных решений. Предел по дизайн-решениям в рамках технических границ реляционных баз данных и текстовых ссылок также достигается достаточно быстро. Все варианты по количеству и взаимному расположению информационных блоков на сайте были определены достаточно быстро такими студиями как Актис, Лебедев, Пирогов и т.д. Можно с гордостью признать, с рунет с точки зрения именно чистого дизайна – то есть цветовых решений и декоративных элементов – обогнал западный интернет.
Контент, который делается ведущими студиями Web 1.0 делается качественно с точки зрения обособленного восприятия, но много теряет из-за недостаточной системы представления данных. На таком сайте фотографии "вылизаны", но самой галереей не так пользоваться, как если бы она была реализована средствами Web 2.0. С точки зрения контента, упомянутые студии придают очень большое значение удобству пользователя, внимательны к мелочам и деталям, строго следуют законам человеческого восприятия и культурным правилам (например, следят за орфографией и логикой текстов). Ресурсы, необходимые для того, чтобы их вытеснить с этого поля вряд ли окупятся.
Однако все они пока реализуют свои проекты в "гладком стиле", не прибегают к новым технологическим решениям.
В отличие от "гладкого стиля" Web 2.0 имеет прямую связь между новыми программными решениями, дизайном и контентом. Благодаря технологиям Web 2.0 как заказчик и разработчик сайта, так и пользователь, оптимизируют свои ресурсы.
Системы управления сайтами Web 2.0 интегрированы с менеджерами задач, а сами менеджеры задач точно подогнаны под специфику web-строительства, в отличие от стандартных средств автоматизации управления процессами. Способы внесения и представления информации на сайте направлены на одно – экономизацию ресурсов. Системы автоматизации ручного труда интегрируют интеллектуальные решения в общую систему сайта, позволяя один раз потратиться на программирование сложных модулей и потом бесконечно пользоваться заложенной в них "крупинке человеческого интеллекта".
Все это требует нового дизайна и нового способа обращения с контентом, благодаря чему невидимые технологические инновации обретают различимые особенные черты сайтов Web 2.0. А очевидные оптимизационные свойства с Web 2.0 столь быстро проявляются при реализации сайтов как маркетингового или имиджевого инструмента, что становятся явными столь же быстро и неоспоримо, как и внешние отличия.
Исторически Web 2.0 выражается
Интернет-сайт — это инструмент оптимизации и экономии определенных бизнес-задач, а Web 2.0 — экономически наиболее выгодный комплекс решений для этого инструмента.
В итоге Web 2.0 стал стандартом качества интернета, как когда-то набор управленческих рекомендаций системы документооборота, сложившись с процессуальной методологией, вырос до Системы управления качеством.
Пока Web 2.0 не имеет официально регламентирующих его документов, отнесение любого проекта к WEB 2.0 является каждый раз делом качественного анализа. Однако, как и само возникновения Web 2.0 явилось результатом перехода количества в качество, так и в результате множественного анализа проектов, позиционирующих себя как Web 2.0, стало возможным выделить концептуальные тезисы Web 2.0. В настоящее время Web 2.0 можно описать и через принципы формирования – основные маркетинговые, технические, дизайнерские и технологические решения.
Концептуальные тезисы
Принципы:
Предметно Web 2.0 выражается:
Длинный хвост
Маленькие сайты производят большую часть контента; узкие ниши потребляют большую часть приложений. Совет: поощряйте самостоятельность пользователей и обеспечивайте алгоритмическое управление данными со своей стороны — это позволит охватить веб целиком, не только центр, но и края, не только голову, но и хвост.
Данные — это следующий Intel Inside
Приложения все сильнее зависят от данных. Совет: для получения конкурентного преимущества отыщите уникальный, трудный для воссоздания источник данных.
Ценность, принесенная пользователями
Ключ к успешной конкуренции на рынке интернет-приложений — обогащение собственных данных силами пользователей. Совет: не ограничивайте свою "архитектуру взаимодействия" разработкой софта. Явно и неявно вовлекайте пользователей в процесс улучшения вашего приложения.
Сетевые эффекты по умолчанию
Немного найдется пользователей, которые по собственной инициативе станут вам помогать. Совет: сделайте так, чтобы обогащение ваших данных было побочным эффектом использования приложения.
Some Rights Reserved
Защита интеллектуальной собственности ограничивает повторное использование и препятствует экспериментам. Совет: если бенефиты обеспечиваются совместным использованием, обеспечьте настолько слабую защиту вашей системы, насколько это возможно. Проектируйте с учетом "улучшабельности" и "переделываемости".
Бесконечная бета
Когда устройства и программы подключены к Интернету, приложения перестают быть артефактами и превращаются в сервисы. Совет: не пытайтесь упаковать новые свойства в релиз, вместо этого добавляйте их по мере готовности в текущую версию. Сделайте из своих пользователей тестеров, способных откликнуться в реальном времени, и следите за их реакцией.
Кооперация вместо контроля
Приложения Web 2.0 построены как сеть сервисов, работающих совместно. Совет: открывайте интерфейсы веб-сервисов, обеспечьте синдикацию контента и используйте чужие веб-сервисы, если это нужно. Используйте упрощенные модели для программирования для построения свободно-связанных систем.
Программы работают поверх устройств
ПК больше не являются единственным устройством, на котором могут выполняться интернет-приложения, а приложение, ограниченное одним устройством, менее ценно, чем его универсальный конкурент. Совет: проектируйте приложение так, чтобы оно могло работать поверх карманных устройств, ПК и интернет-серверов.
http://computerra.ru/think/234100/
http://www.weboptima.ru/2_0.htm
http://www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml
:: Биография :: Автореферат :: Библиотека :: Ссылки :: Отчет о поиске :: Индивидуальное задание :: | ||