"Самосовершенствование и развитие"
Текущая обстановка в обществе такова, что у человека остается очень мало времени на то, чтобы развиваться и вести здоровый образ жизни. Большинство взрослого населения нашей страны работает 40 часовой рабочий день, многие и того больше, зачастую работа сопряжена со стрессами и напряженными ситуациями. Чтобы уменьшить влияние этих факторов на человеческий организм и психику предоставляю вашему вниманию 3 основных учения о здоровье, которые помогают мне быть цельным и собранным в нашем мире, наполненным стрессами и другими отравляющими факторами.
1. Цигун - Фалунь Дафа
Краткое описание Фалунь Дафа
Истина Доброта Терпение
Рис.1 - Основа цигун
Фалунь Дафа, также известный как Фалуньгун – это одна из школ китайского цигун, система совершенствования души и тела. Основатель учения Ли Хун Чжи впервые публично представил его в Китае в 1992 году. В настоящее время свыше 100 миллионов человек более, чем в 50 странах успешно практикуют Фалунь Дафа, достигая спокойствия ума, освобождения от стрессов и улучшения здоровья.
Суть учения и принципы совершенствования изложены в книгах «Китайский Фалуньгун», «Чжуань Фалунь» и др. Ключом к совершенствованию являются универсальные принципы Вселенной – Истина Доброта Терпение.
Фалунь Дафа отличается от других видов цигун, идя дальше, не ограничиваясь только целью оздоровления организма. Посредством изучения книг человек повышает свою нравственность и постигает высшую мудрость.
В дополнение к глубокому учению, Фалунь Дафа содержит пять комплексов чрезвычайно эффективных упражнений для совершенствования тела. Они просты, доступны любому возрасту и не требуют специальной физической подготовки. В процессе занятий происходит открытие энергетических каналов и усиление циркуляции энергии в теле.
В результате повышения нравственного уровня, а также практики упражнений, достигается коренное оздоровление организма человека. Многие уже не нуждаются в лекарствах, отказались от алкоголя, курения и других плохих привычек и стремлений.
Фалунь Дафа помогает людям строить высокую мораль, так, чтобы они могли жить с миром и гармонией в своей повседневной жизни.
«Вы должны проявлять сострадание и доброту к другим, и думать о других, прежде чем сделаете что-либо» (Ли Хун Чжи «Чжуань Фалунь»).
Фалунь Дафа учит практикующих всегда смотреть внутрь себя для того, чтобы стать лучше и брать ответственность за свои собственные решения и поступки.
В отличие от многих духовных практик, совершенствование по Фалунь Дафа не требует отрыва от общества. Здесь занимаются люди различных профессий, социальных и культурных слоев.
Фалунь Дафа – это путь совершенствования человека, вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
Фалунь Дафа – это настоящая наука, открывающая тайны человеческого существования и жизни во Вселенной.
Фалунь Дафа с самого начала ставит человека на очень высокую ступень, предоставляя ему самую удобную дверь, самый быстрый путь к достижению духовного и физического совершенства.
Фалунь Дафа не содержит в себе коммерческого, политического и религиозного характера
Занятия полностью бесплатные
Всю информацию о Фалунь Дафа Вы также можете найти в Интернете:
http://falundafa.org
http://www.falundafa.org.ua
2. Йога
Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять". Оно также означает союз или общность. Это истинное единение нашей воли с волей Божьей. Как говорит Махадев Десай в своем предисловии в книге "Гита по Ганди", "йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу; она предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах".
Рис. 2 - Занятия йогой
Йога - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде "ЙОГА СУТРЫ", состоящем из 185 сжатых афоризмов. По представлениям индийцев, все проникнуто Верховным Вселенским Духом (Параматмой или Богом), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Система получила свое название, потому что учит тому, как дживатма может соединиться или вступить в общение с Параматмой и достичь таким образом освобождения (мокши).
В шестой главе "Бхагавадгиты", самого авторитетного источника по философии, Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. Там говорится:
"Когда мысли поток, обуздан,
пребывает лишь в атмане, Партха,
когда муж успокоил желанья - он тогда именуется "йогин".
Когда йогин, мысль обуздавший,
сам себя укрепляет в йоге,
он подобен свече, чье пламя
не колеблется в месте без ветра.
Там, где мысль, упражнением в йоге
остановленная, замирает,
там, где в атмане радость находит
созерцающий атманом атман, -
ибо там он познает то счастье,
что сверх чувств, одной мысли доступно,
запредельное, стоя в котором,
он от истины не уклонится, -
пребывающий там не смутится
даже самой тяжелою скорбью;
ведь, достигнув той цели, не мнит он
что-то высшее, лучшее встретить.
Состояние это есть йога,
что оковы скорбей размыкает".
("Бхагавадгита", VI, 18-23.)*
Как у хорошо отшлифованного алмаза каждая из многочисленных граней отражает иной луч света, так и в слове "йога" каждая грань отражает иной оттенок смысла, выявляя разные аспекты всего диапазона человеческих стремлений добиться внутреннего мира и счастья.
В "Бхагавадгите" есть и другое объяснение термина, где ударение делается на Карма-Йоге:
"Лишь на действие будь направлен,
от плода же его отвращайся;
пусть плоды тебя не увлекают,
но не будь и бездействием скован.
От привязанностей свободен,
в йоге стоек, свершая деянья,
уравняв неудачу с удачей:
эта ровность зовется йогой".
("Бхагавадгита", II, 47-48.)
Йогой называют также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности.
"Тот не йогин, кто переедает,
и не тот, кто не ест совершенно,
и не тот, кто спит свыше меры,
и не тот, кто себя сна лишает.
В пище, в отдыхе будь умерен,
будь умерен в свершенье действий,
в сне и в бдении - так обретешь ты
уносящую скорби йогу".
("Бхагавадгита", VI.16-17.)
В Катха Упанишаде мы находим такое объяснение: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".
Патанджали характеризует йогу во втором афоризме первой главы своих Сутр словами "читта вритти ниродха", что можно перевести как "сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)", либо как "подавление (ниродха) флуктуаций (вритти) сознания (читта)". Слово "читта" означает ум в общем или собирательном смысле и включает три категории: (а) ум (манас, т.е. индивидуальный ум, обладающий спосособностями и возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся, нерешительная часть ума), (б) разум или рассудок (буддхи, т.е. состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами) и (в) эго (ахамкара, буквально "создающее себя", т.е. состояние утверждения: "Я знаю").
Слово "вритти" образовано от санскритского корня "врит" - поворачиваться, вращаться, катиться. Оно означает ход действия, поведение, способ существования, условие или ментальное состояние. Йога - это метод успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно могучей реке, которая при разумно устроенных плотинах и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий обильную энергию для промышленности, ум, когда находится под контролем, аккумулирует покой и порождает обильную энергию для духовного роста человека.
Задачу контроля над умом решить нелегко, как видно из разговора Арджуны с Кришной в шестой главе "Бхагавадгиты". Арджуна спрашивает:
"Проповедуя это ученье,
ты его объясняешь, как ровность,
но не вижу ему я опоры:
ведь нестойко, изменчиво сердце.
Это сердце столь непостоянно,
столь порывисто, сильно, упрямо,
что его удержать так же трудно,
как в руке удержать быстрый ветер".
Шри Кришна отвечает:
"Это правда, могучерукий,
что изменчиво сердце, нестойко;
все же знай: упражненьем, бесстрастьем
обуздать его, Партха, возможно.
Кто себя обуздать не в силах,
этой Йогой едва ль овладеет,
но подвижник, себя победивший,
зная средства, ее достигает."
("Бхагавадгита", VI, 33-36.)
3. Аюрведа
Аюрведа — это знание о подходящих и неподходящих,
благоприятных и неблагоприятных условиях жизни,
о
факторах, способствующих и препятствующих
долголетию,
а также о том, с какой меркой следует
подходить к жизни вообще.
— Чарака Самхита I, 41.
Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает
«наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы йоги и медитации.
Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы
дать людям всестороннее представление о Вселенной,
живущей в соответствии с единым законом. Ведическое
знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию;
Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания
которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии,
хирургии и физиотерапии с учетом психического и духов
ного аспектов.
Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры.
Астрономические данные, содержащиеся в ведических
текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система,
в которую Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н. э., когда Солнце в
момент весеннего равноденствия находилось в созвездии
Ориона или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и
который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду.
Время жизни Кришны относится к последнему периоду
ведической эпохи, а научные исследования позволяют
датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500 годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в Индии древней
системой и занимала господствующее положение.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколь
ко этапов развития. Вместе с ведической культурой она
распространилась на восток до самой Индонезии, а на
запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко
использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие
страны, составив основу традиций врачевания в Тибете,
Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна — вторая по значению фигура после
Будды в традиции Махаяны) были одновременно врачевателями, следовавшими в своей практике принципам
Аюрведы, и авторами комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных культур, эпох и климатических зон.
Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии
своего развития, адаптируется к условиям современного
западного мира. Вкладом в этот процесс является и данная
книга, в которой автор стремится показать применение
фундаментальных и универсальных принципов Аюрведы к
нашей жизни.
В процессе создания глобальной медицины, которой
предстоит объединить лучшие достижения медицинских
традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль.
Сейчас формируется новая всемирная натуропатическая
система, основу которой составляют западная медицина
прошлого и традиционные системы врачевания народов
мира, пересматриваемые с позиций современной науки.
Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени способна стать отправной точкой для такого синтеза.
Она располагает необычайно широким спектром методов
лечения, в том числе относящихся к алхимии — особой
медицинской и духовной традиции. Индийская медицина
имеет много общего как с китайской, так и с европейской
медициной и поэтому часто оказывается той основой, на
которой возможно объединение их принципов. Мы можем
обнаружить, что многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую эру всемирного
единства, уже содержится в этой системе, вероятно, древнейшей из всех систем врачевания.
Понятие тридоши
Согласно Аюрведе первым условием оздоровления себя и других является понимание трех доша. Концепция вата - питта - капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.
Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому слово «вата» может быть переведено как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле. Телесный воздух-вата можно охарактеризовать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов - эфира и воздуха.
Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра - местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.
Слово «питта» переводится как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная как процесс обмена веществ, невидима. Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа - это места питта. Питта формируется из огня и воды.
Капха переводится как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов - земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода - основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела. Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких как слизь. В сфере психики капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка - местонахождение капха.
Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух - возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны. Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) - капха, катаболизм (диссимиляция) - вата и метаболизм (обмен) - питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле. Когда анаболизм больше, чем катаболизм - возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).
В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.
Рис. 3 - Распределение трех дош в человеке
В статье использованы материалы сайтов:
1. www.faluninfo.ru - Информационный центр Фалунь Дафа
2. www.falundafa.ru - Фалунь Дафа (Фалуньгун)
3. www. all-yoga.ru - ЙОГА - энциклопедия
4. www.ayurvedaplus.ru - Аюрведа в России, Аюрведа и Индия
|