Источник: Методы Рунге-Кутта
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Решение систем обыкновенных дифференциальны уравнений. Методы Рунге-Кутта
Это одношаговые M -стадийные методы. Введем вектор
и рассмотрим задачу
.Поставим ей в соответствие разностную задачу
(1)
(8)
где




Лемма 2. Существует , такое, что при
и
система уравнений (8)
имеет единственное решение
.
Мы все время предполагаем, что f обладает постоянной Липшица в
BR(z) , и удовлетворяет
неравенству
Выберем
.Тогда F сжимающее отображение в шаре BR(z) и уравнение
имеет единственное
решение в (BR(z)) при
.
-- явная схема
Эйлера
-- явная для средней точки
-- явная трапеций
-- классический Рунге-Кутта метод
Для явных методов M -- стадийный метод можно записать как одностадийный
Например для 2 схемы .Нетрудно показать, что
также имеет константу Липшица L0 .
И тогда любой метод RK , аппроксимирующий исходную задачу с
порядком p , имеет решение сходящееся к точному с порядком p .
Таким образом возникает задача построения схемы с максимальным
отношением p/M (явные схемы). До .
Метод называется А -устойчивым, если он абсолютно устойчив
для линейной задачи . Таким является неявный метод.
Явных A -устойчивых методов не существует.
L -- устойчивый метод, если собственные числа лежат в
единичном круге.
Проанализировать устойчивость можно, линеаризуя разностную схему.
Рассмотрим схему
Следовательно требуется контроль на шаге выполнения устойчивости и чаще всего эти требования много жестче, чем условие точности (аппроксимации).
Рассмотрим метод Рунге-Кутта в такой форме
Пусть
Пусть q=2 . Как строится схема?
Дифференцируем первое уравнение по .
У нас два уравнения и три неизвестных параметра, задавая один из них мы получим разные схемы.
1)
2)
Так как , то главный член
погрешности --
.Рассмотрим устойчивость, когда f(y)=Ay .
Пусть . Тогда схема Эйлера
устойчива при
.Пусть
,
и
то есть наша схема устойчива при
.
Источник: Методы Рунге-Кутта
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.