Существует 2 класса систем для электронной
коммерции :
- Системы класса Бизнес-Бизнес (Business-to-Business — B2B,
рисунок 8 и 9)
- Системы класса Бизнес-Потребитель (Business-to-Customer — B2C,
рисунок 10).
Причем, одним из подклассов систем
Бизнес-Потребитель является собственно системы торговые,
предназначенные для организации Интернет-торговли и реализующие
отношения типа Продавец-Покупатель. В системах Бизнес-Бизнес
реализована схема полностью автоматизированного взаимодействия
бизнес-процесса двух организаций. На рисунке 1 (и на остальных
рисунках) бизнес-процессы показаны прямоугольниками, а стыковочные
модули (шлюзы), необходимые для привязки этих бизнес-процессов во
внешнюю среду, показаны прямоугольниками со стрелками. Эти шлюзы
интегрированы в системы управления организации.
Рис. 1. Системы класса В2В Среди главных признаков
систем класса B2B можно назвать следующие:
- Автоматический шлюз в Интернет из бизнес-системы,
поддерживающей бизнес-процесс в организации.
- Бесшовная интегрированность ввода/вывода данных в
бизнес-процесс организации.
- Наличие единого стандарта передаваемых сообщений. Стандарты
для систем класса B2B — это отдельная и большая тема для
разговора, сейчас только отметим, что одним из наиболее
распространенных типов таких стандартов является группа стандартов
EDI — Electronic Data InterЕxchange.
- И еще следует указать на то, что все бизнес-организации в
системе Бизнес-Бизнес равноценны (нет иерархии типа Дистрибутор-Дилер, Производитель-Поставщик и т.д.), и таких организаций
может быть любое количество, а не только две, как в схеме
Бизнес-Потребитель.
Специально следует отметить, что
система электронной коммерции является системой класса Бизнес-Бизнес
не потому, что взаимодействуют две организации, (организации могут
взаимодействовать и в схемах Бизнес-Потребитель), а потому как они
взаимодействуют. За рубежом системы класса В2В появились лет 30
назад и получили довольно большое распространение. Решения,
построенные на базе стандартов EDI, были (и остаются) весьма
дорогостоящими, их могли позволить себе использовать только крупные
корпорации. В России сейчас нет готовых решений класса
Бизнес-Бизнес, но есть отдельные варианты подключения ведомств
(например, ГТК) к внешним сетям EDI. Технология INTERSHOP™ 4, о
которой далее будет рассказано подробнее, изначально не
предусматривает использование в схемах В2В. Но есть очень интересные
примеры использования INTERSHOP™ 4 для построения сложных
корпоративных систем В2В. Компании Siemens и Hewlett Packard
организовали на базе INTERSHOP™ 4 Интернет-магазины, интегрированные
с их внутренними корпоративными системами управления SAP R/3, при
этом использовались соответствующие EDI-шлюзы. Реализованная в этих
решениях схема показана на рисунке .
Рис. 2. Организация Интернет-магазина на базе
INTERSHOP™ 4 На рисунке 2 видно, что Интернет-магазин,
построенный на базе технологии INTERSHOP™ 4 предназначен как для
создания каналов сбыта при работе с бизнес-партнерами компании
Siemens, так и для розничной (или мелкооптовой) торговли.
Взаимодействие этого Интернет-магазина с внутренним бизнес-процессом
корпорации Siemens осуществляется посредством 2-х шлюзов — первый
шлюз интегрируется с ERP-системой (ERP — Enterprise Resours Planing)
SAP R/3, а второй — с системой управления INTERSHOP™ 4. Между этими
шлюзами происходит обмен стандартными EDI-сообщениями по стандартным
EDI-протоколам. Важной особенностью разработанной системы
заключается в том, что управление Интернет-торговлей осуществляется
из ERP-системы (хотя и через 2 шлюза и Интернет-магазин).
Интернет-магазин является в этой схеме одной из удаленных торговых
точек, которая хотя и настраивается менеджерами Интернет-магазина,
но реально весь поток торгово-финансовых транзакций идет через
шлюзы, т.е. из внешней (по отношению к Интернет-магазину) среды.
По этой схеме могут быть организованы самые разнообразные
варианты Интернет-торговли. Например, компания Hewlett Packard
организовала продажу дешевых компьютеров, бывших ранее в
употреблении и апгрейдированных
.
Для схемы Бизнес-Потребитель (рисунок 3) картина несколько
другая. В первой организации сохраняется стыковка шлюза с системой
управления, а вот во второй организации внутренняя система
управления никак не связана с внешними системами (с Интернет), и,
следовательно, никакого автоматического обмена данными с первой
организацией не происходит. Тем не менее, вторая организация может
взаимодействовать с первой, то, что называется, "вручную" — через
своих Менеджеров. На Рисунке 3а это показано прямоугольником.
Рис. 3. Системы класса В2С Эти Менеджеры вполне
могут общаться с первой организацией через некий интерфейс — будь
это браузер или тонкий/толстый клиент (например, Java-апплет).
Менеджеры получают (например, по электронной почте) или сами берут
(например, через браузер) информацию от первой, головной
организации, а затем могут вносить какие-то данные в свою систему
управления, осуществлять свой бизнес-процесс. Менеджеры второй
организации в данной схеме выступают в качестве Потребителей
головной, первой организации. В результате реализуются связи,
характерные для класса В2С. Менеджеры получают информацию не только
о товарах. Это может быть информационные, производственные,
маркетинговые материалы. Но, конечно, основная часть обмена
информацией между первой бизнес-организацией, и через менеджеров
второй организацией-потребителем, касается торговых вопросов, то
есть, организация 1 выступает как Продавец, а организация 2 — как
Покупатель. Понятно, что если этот Менеджер является частным
лицом — то это будет случай обычной розничной торговли, как показано
на рисунке 2в. Следует отметить три интересных особенности
рассматриваемой нами схемы В2С. 1) Первая особенность
заключается в том, что часто сам Продавец (организация 1) ведет
торговлю не с помощью автоматической торговой системы,
интегрированной с Интернет интерфейсом, а "вручную", через своих же
Менеджеров, как изображено на рисунке 4 слева. Практически все 100%
Интернет-магазинов России выстроены именно по этой схеме.
Рис. 11. Особенности схемы класса В2С 2) Вторая
особенность касается правой части рисунков 3 и 4. То, что справа
находится или частное лицо или юридическое — абсолютно все равно для
этой схемы, гораздо важнее, что слева нет реальной, полной
интеграции между бизнес-процессом торговой организации и внешним
интерфейсом Интернет-магазина. 3) Третья особенность связана с
бизнес-процессом. Дело в том, что далеко не всегда (особенно у нас в
России) бизнес-процесс автоматизирован с помощью какой-нибудь
системы управления, очень часто это понятие (бизнес-процесс)
представляет собой некую "аморфную" массу действий отдельных
менеджеров организации. Один менеджер действует по одной схеме,
другой — по другой, в результате автоматизировать это все очень
сложно. Заметим, что автоматический шлюз можно сделать только к
автоматической системе, а не к "аморфной", так что задача интеграции
бизнес-процесса с Интернет-интерфейсом становится все более
неопределенной. Во всех системах класса В2С Интернет-магазин
можно рассматривать как торговую часть бизнес-процесса головной
организации, являющейся Поставщиком (в частном случае — Продавцом)
товаров и услуг для Потребителя (Покупателя). Именно то, что
обведено овалом на рисунке 5 и является Интернет-магазином.
Итак, Интернет-магазин это обязательно: 1) Во-первых (#1 на
рисунке 12), система ведения торговых операций, интегрированная с
бизнес-процессом в организации; 2) Во-вторых (#2 на рисунке 12),
Интернет-витрина, являющаяся автоматическим шлюзом в Интернет и
интегрированная с системой ведения торговых операций.
Рис. 5. Интернет-магазин в системах В2С К
сожалению, эта интегрированность (между Интернет-витриной и торговым
бизнес-процессом) чаще всего отсутствует, а вместо нее вся торговля
производится вручную, т.е. между торговой системой и Интернет
витриной опять появляется фигура Менеджера — рисунок 13. В этом
случае Интернет-магазином чаще всего называют лишь небольшую часть
всего "хозяйства", — то, что в настоящем Интернет-магазине является
просто Интернет витриной. На рисунке 6 эта Интернет-витрина (#2)
обведена овалом. При этом все функции собственно Интернет-магазина
(#1 на рисунке 6) вынужден брать на себя Менеджер.
Рис. 6. Роль менеджера в системе В2С Такую
Интернет витрину располагают в любом месте Сети, на нее выставляют
web-каталог с прайс-листом. В подавляющем большинстве случаев,
особенно в России, эта web-витрина:
- Позволяет оформить заказы и послать их по электронной почте
Менеджеру торгующей компании.
- Иногда производится автоматическая выписка счета.
Главная особенность всей схемы работы с такой
web-витриной, это то, что все действия, связанные со стыковкой с
внутренним бизнес-процессом, осуществляются Менеджером вручную (на
рисунке 6 это изображено соответствующими стрелками).
Web-витрина это, конечно, не Интернет-магазин, это некий
инструмент Менеджера по продажам в Интернете. То есть, это — некий
интерфейс для взаимодействия с Интернет-покупателем. Такой же
интерфейс как телефон, факс, письмо. Это некий дополнительный,
гибкий и очень красивый инструмент в руках Менеджера по продажам. Но
это не Интернет-магазин. Также как сами Менеджеры по продажам — это
только часть персонала магазина, но далеко не весь магазин, и их
деятельность — лишь часть бизнес-процесса торговой компании.
|