| 
 Существует 2 класса систем для электронной 
            коммерции : 
            
              Причем, одним из подклассов систем 
            Бизнес-Потребитель является собственно системы торговые, 
            предназначенные для организации Интернет-торговли и реализующие 
            отношения типа Продавец-Покупатель.Системы класса Бизнес-Бизнес (Business-to-Business — B2B, 
              рисунок 8 и 9) 
              Системы класса Бизнес-Потребитель (Business-to-Customer — B2C, 
              рисунок 10).  В системах Бизнес-Бизнес 
            реализована схема полностью автоматизированного взаимодействия 
            бизнес-процесса двух организаций. На рисунке 1 (и на остальных 
            рисунках) бизнес-процессы показаны прямоугольниками, а стыковочные 
            модули (шлюзы), необходимые для привязки этих бизнес-процессов во 
            внешнюю среду, показаны прямоугольниками со стрелками. Эти шлюзы 
            интегрированы в системы управления организации.
 
  Рис. 1. Системы класса В2В
 Среди главных признаков 
            систем класса B2B можно назвать следующие:
 
              Специально следует отметить, что 
            система электронной коммерции является системой класса Бизнес-Бизнес 
            не потому, что взаимодействуют две организации, (организации могут 
            взаимодействовать и в схемах Бизнес-Потребитель), а потому как они 
            взаимодействуют.Автоматический шлюз в Интернет из бизнес-системы, 
              поддерживающей бизнес-процесс в организации. 
              Бесшовная интегрированность ввода/вывода данных в 
              бизнес-процесс организации. 
              Наличие единого стандарта передаваемых сообщений. Стандарты 
              для систем класса B2B — это отдельная и большая тема для 
              разговора, сейчас только отметим, что одним из наиболее 
              распространенных типов таких стандартов является группа стандартов 
              EDI — Electronic Data InterЕxchange. 
              И еще следует указать на то, что все бизнес-организации в 
              системе Бизнес-Бизнес равноценны (нет иерархии типа Дистрибутор-Дилер, Производитель-Поставщик и т.д.), и таких организаций 
              может быть любое количество, а не только две, как в схеме 
              Бизнес-Потребитель.  За рубежом системы класса В2В появились лет 30 
            назад и получили довольно большое распространение. Решения, 
            построенные на базе стандартов EDI, были (и остаются) весьма 
            дорогостоящими, их могли позволить себе использовать только крупные 
            корпорации. В России сейчас нет готовых решений класса 
            Бизнес-Бизнес, но есть отдельные варианты подключения ведомств 
            (например, ГТК) к внешним сетям EDI.
 Технология INTERSHOP™ 4, о 
            которой далее будет рассказано подробнее, изначально не 
            предусматривает использование в схемах В2В. Но есть очень интересные 
            примеры использования INTERSHOP™ 4 для построения сложных 
            корпоративных систем В2В. Компании Siemens и Hewlett Packard 
            организовали на базе INTERSHOP™ 4 Интернет-магазины, интегрированные 
            с их внутренними корпоративными системами управления SAP R/3, при 
            этом использовались соответствующие EDI-шлюзы. Реализованная в этих 
            решениях схема показана на рисунке .
 
  Рис. 2. Организация Интернет-магазина на базе 
            INTERSHOP™ 4
 На рисунке 2 видно, что Интернет-магазин, 
            построенный на базе технологии INTERSHOP™ 4 предназначен как для 
            создания каналов сбыта при работе с бизнес-партнерами компании 
            Siemens, так и для розничной (или мелкооптовой) торговли. 
            Взаимодействие этого Интернет-магазина с внутренним бизнес-процессом 
            корпорации Siemens осуществляется посредством 2-х шлюзов — первый 
            шлюз интегрируется с ERP-системой (ERP — Enterprise Resours Planing) 
            SAP R/3, а второй — с системой управления INTERSHOP™ 4. Между этими 
            шлюзами происходит обмен стандартными EDI-сообщениями по стандартным 
            EDI-протоколам.
 Важной особенностью разработанной системы 
            заключается в том, что управление Интернет-торговлей осуществляется 
            из ERP-системы (хотя и через 2 шлюза и Интернет-магазин). 
            Интернет-магазин является в этой схеме одной из удаленных торговых 
            точек, которая хотя и настраивается менеджерами Интернет-магазина, 
            но реально весь поток торгово-финансовых транзакций идет через 
            шлюзы, т.е. из внешней (по отношению к Интернет-магазину) среды.
 По этой схеме могут быть организованы самые разнообразные 
            варианты Интернет-торговли. Например, компания Hewlett Packard 
            организовала продажу дешевых компьютеров, бывших ранее в 
            употреблении и апгрейдированных 
            .
 Для схемы Бизнес-Потребитель (рисунок 3) картина несколько 
            другая. В первой организации сохраняется стыковка шлюза с системой 
            управления, а вот во второй организации внутренняя система 
            управления никак не связана с внешними системами (с Интернет), и, 
            следовательно, никакого автоматического обмена данными с первой 
            организацией не происходит. Тем не менее, вторая организация может 
            взаимодействовать с первой, то, что называется, "вручную" — через 
            своих Менеджеров. На Рисунке 3а это показано прямоугольником.
 
  Рис. 3. Системы класса В2С
 Эти Менеджеры вполне 
            могут общаться с первой организацией через некий интерфейс — будь 
            это браузер или тонкий/толстый клиент (например, Java-апплет). 
            Менеджеры получают (например, по электронной почте) или сами берут 
            (например, через браузер) информацию от первой, головной 
            организации, а затем могут вносить какие-то данные в свою систему 
            управления, осуществлять свой бизнес-процесс. Менеджеры второй 
            организации в данной схеме выступают в качестве Потребителей 
            головной, первой организации. В результате реализуются связи, 
            характерные для класса В2С. Менеджеры получают информацию не только 
            о товарах. Это может быть информационные, производственные, 
            маркетинговые материалы. Но, конечно, основная часть обмена 
            информацией между первой бизнес-организацией, и через менеджеров 
            второй организацией-потребителем, касается торговых вопросов, то 
            есть, организация 1 выступает как Продавец, а организация 2 — как 
            Покупатель.
 Понятно, что если этот Менеджер является частным 
            лицом — то это будет случай обычной розничной торговли, как показано 
            на рисунке 2в.
 Следует отметить три интересных особенности 
            рассматриваемой нами схемы В2С.
 1) Первая особенность 
            заключается в том, что часто сам Продавец (организация 1) ведет 
            торговлю не с помощью автоматической торговой системы, 
            интегрированной с Интернет интерфейсом, а "вручную", через своих же 
            Менеджеров, как изображено на рисунке 4 слева. Практически все 100% 
            Интернет-магазинов России выстроены именно по этой схеме.
 
  Рис. 11. Особенности схемы класса В2С
 2) Вторая 
            особенность касается правой части рисунков 3 и 4. То, что справа 
            находится или частное лицо или юридическое — абсолютно все равно для 
            этой схемы, гораздо важнее, что слева нет реальной, полной 
            интеграции между бизнес-процессом торговой организации и внешним 
            интерфейсом Интернет-магазина.
 3) Третья особенность связана с 
            бизнес-процессом. Дело в том, что далеко не всегда (особенно у нас в 
            России) бизнес-процесс автоматизирован с помощью какой-нибудь 
            системы управления, очень часто это понятие (бизнес-процесс) 
            представляет собой некую "аморфную" массу действий отдельных 
            менеджеров организации. Один менеджер действует по одной схеме, 
            другой — по другой, в результате автоматизировать это все очень 
            сложно. Заметим, что автоматический шлюз можно сделать только к 
            автоматической системе, а не к "аморфной", так что задача интеграции 
            бизнес-процесса с Интернет-интерфейсом становится все более 
            неопределенной.
 Во всех системах класса В2С Интернет-магазин 
            можно рассматривать как торговую часть бизнес-процесса головной 
            организации, являющейся Поставщиком (в частном случае — Продавцом) 
            товаров и услуг для Потребителя (Покупателя). Именно то, что 
            обведено овалом на рисунке 5 и является Интернет-магазином.
 Итак, Интернет-магазин это обязательно:
 1) Во-первых (#1 на 
            рисунке 12), система ведения торговых операций, интегрированная с 
            бизнес-процессом в организации;
 2) Во-вторых (#2 на рисунке 12), 
            Интернет-витрина, являющаяся автоматическим шлюзом в Интернет и 
            интегрированная с системой ведения торговых операций.
 
  Рис. 5. Интернет-магазин в системах В2С
 К 
            сожалению, эта интегрированность (между Интернет-витриной и торговым 
            бизнес-процессом) чаще всего отсутствует, а вместо нее вся торговля 
            производится вручную, т.е. между торговой системой и Интернет 
            витриной опять появляется фигура Менеджера — рисунок 13. В этом 
            случае Интернет-магазином чаще всего называют лишь небольшую часть 
            всего "хозяйства", — то, что в настоящем Интернет-магазине является 
            просто Интернет витриной. На рисунке 6 эта Интернет-витрина (#2) 
            обведена овалом. При этом все функции собственно Интернет-магазина 
            (#1 на рисунке 6) вынужден брать на себя Менеджер.
 
  Рис. 6. Роль менеджера в системе В2С
 Такую 
            Интернет витрину располагают в любом месте Сети, на нее выставляют 
            web-каталог с прайс-листом. В подавляющем большинстве случаев, 
            особенно в России, эта web-витрина:
 
              Главная особенность всей схемы работы с такой 
            web-витриной, это то, что все действия, связанные со стыковкой с 
            внутренним бизнес-процессом, осуществляются Менеджером вручную (на 
            рисунке 6 это изображено соответствующими стрелками).Позволяет оформить заказы и послать их по электронной почте 
              Менеджеру торгующей компании. 
              Иногда производится автоматическая выписка счета. 
             Web-витрина это, конечно, не Интернет-магазин, это некий 
            инструмент Менеджера по продажам в Интернете. То есть, это — некий 
            интерфейс для взаимодействия с Интернет-покупателем. Такой же 
            интерфейс как телефон, факс, письмо. Это некий дополнительный, 
            гибкий и очень красивый инструмент в руках Менеджера по продажам. Но 
            это не Интернет-магазин. Также как сами Менеджеры по продажам — это 
            только часть персонала магазина, но далеко не весь магазин, и их 
            деятельность — лишь часть бизнес-процесса торговой компании.
 |